Еще одна примечательная церковь Анконы - святого Франциска на лестнице (Сан-Франческо-алле-Скале) - удивительным образом примирила в себе две любви автора этого блога: погибшую (Страну трусов и паникеров, на устаревших картах называлась Италией) и нынешнюю (Страну храбрецов и героев, прежнюю Югославию). Потому что самое главное в этой церкви - портал - было сооружено не итальянцами, а нашим славянским мастером Юраем Далматинцем, которого здесь называют Джорджо Орсини.
Вот как это выглядит (снимок не мой, я фотографировал против солнца, и получилось плохо):
Францисканцы появились в Анконе еще при жизни своего основателя. Первоначально они обосновались в маленькой церкви Санта-Мария-ин-Порта-Чиприана, а в 1323 году начали строить храм побольше, который изначально так и назывался "Большой" (Санта-Мария-Маджоре). Ну а затем церковь по имени ее обитателей стала называться Сан-Франческо с добавлением "Альто" (Верхняя, т.к. занимает вершину холма) или "алле-Скале" (на лестнице). "Наш человек" Юрай Далматинец соорудил портал в 1454 году. В 1777-1790 годах храм был увеличен в длину и высоту (на фасаде четко видна разница между оригинальным храмом и его надстройкой). В 1860 году церковь Сан-Франческо была секуляризована, храм был разделен на этажи, и в боковых стенах пробиты дополнительные окна для освещения образовавшихся помещений. В церкви обустроили сначала больницу, в 1927-1944 годах здесь размещались пинакотека и археологический музей. В 1953 году церковь после реставрации и приведения в первоначальный вид вернули францисканцам.
Портал Юрая Далматинца поближе.
Ну а дальше будут мои противосолнечные фотографии.
На портале представлены четверо францисканских святых: Антоний Падуанский, Людовик Тулузский, Клара Ассизская, Бернардин Сиенский
А вот люнет был выполнен одним из учеников Юрая - Иваном Прибиславичем (всё наши люди - храбрецы и герои!)
Собственно дворной проём обрамлен чередой человеческих лиц, это - фирменный знак работы Юрая (вспомним целую галерею лиц его современников на фасаде
собора Шибеника)
Интерьер церкви - это уже продукт XVIII века, да и к тому же восстановленный в 1944-1953 годах.
За главным алтарём нас ждет - та-да-та-дам! - очередной Лотто:
(ну да, повторюсь, от работ Лотто в Марке приходится прятаться - их очень много!)
А вот уже местный уроженец -
Андреа Лилли:
Фото получилось неважное, да и художник, судя по увиденным мной его работам, был не первоклассным, но все же это местная гордость. Ну а на картине уже знакомый нам сюжет - перенесение ангелами святого Дома в Лорето.
Больше картин Лилли, Лотто и иных мастеров мы увидим в анконской пинакотеке.