Вообще-то в этом блоге о топовых достопримечательностях обычно не пишется, а базилика святого Петра в оковах как раз к таковых и относится. Но правила не нарушены и в этом случае: просто о "Моисее" Микеланджело будет пара строк, а все остальное будет посвящено тем частям базилики, которые при беглом осмотре обычно никто не замечает.
Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи в своем нынешнем виде - плод реставрации 1503 года при папе Юлии II. На самом деле храм гораздо древнее: он был впервые освящен в 439 году папой Сиктом III. Вскоре церковь стала местом хранения некоей прелюбопытной реликвии: цепей апостола Петра.
Легенда гласит, что в Риме издавна почитались оковы апостола Петра, которые были на нем во время заключения в Мамертинской темнице. А в 442 году в Рим были привезены еще одни цепи Петра, из Палестины; это были (это легенда рассказывает) те самые цепи, что упали с Петра в Деян. 12. Эти вторые цепи патриарх Иерусалимский св. Ювеналий (редкостная сволочь, которая в 449 году на II Эфесском соборе был за монофизитов против православных, а через два года вместе с генеральной линией партии на Халкидонском соборе был уже за православных против монофизитов) подарил императрице Евдокии, жене восточного императора Феодосия II, а та, в свою очередь, переподарила их своей дочери Лицинии Евдоксии, жене западного императора Валентиниана III. Лициния Евдоксия была тоже немалой дрянью: когда после убийства ее мужа узурпатор Петроний Максим вступил с ней в брак, а она (прямо с брачного ложа, надо полагать) призвала на помощь вандалов, что привело к известному погрому 455 года. Как видите, у истоков появления цепей св. Петра в Риме стоят еще те благочестивые и благородные люди. А посему был необходимо привести благостный финал истории: папа Лев I, получив из рук императрицы иерусалимские оковы, приложил их к римским, и обе цепи чудесным образом соединились.
Я не берусь рассуждать о подлинности цепей, но можно быть уверенным в том, что демонстрируемые в Сан-Пьетро-ин-Винколи цепи - не моложе V века, что уже неплохо.
В дальнейшем базилику св. Петра в оковах перестраивали при Адриане I (780), Сиксте IV (1471) и Юлии II (1503); плюс неизбежные поновления XIX-XX веков.
Конечно же все идут сюда смотреть гробницу Юлия II. Кто желает, можно почитать сложную
историю проекта этой гробницы: стартовали с огромной пирамиды перед Ватиканской базиликой (1505), а затем методом последовательного удешевления дошли до довольно скромного мемориала в Сан-Пьетро-ин-Винколи (1545). Зато все эти проекты, в том числе и финальный реализованный, принадлежали Микеланджело.
Микеланджело выполнил лишь одну статую - двухметрового Моисея:
Все остальные статуи монумента выполнены помощниками, а потому ими обычно пренебрегают.
А вот чем не стоит пренебрегать, так памятниками, выстроившимися в ряд вдоль левой стены базилики; в любой другой церкви, где нет Микеланджело, туристы торчали бы здесь толпами:
Надгробие
Николая Кузанского
Надгробие Чинцио Альдобрандини
Надгробие Пьетро Веккьярелло
Здесь же можно увидеть прелюбопытную византийскую мозаику IX века.
Имя святого легко читается, в этом имени и состоит прелюбопытность мозаики. Это...святой Себастиан, тот самый расстрелянный из лука красавец-атлет, растиражированный сотнями и тысячами скульпторов после Ренессанса. А вот во времена Византии это был благообразный усатый-бородатый-седой дяденька.
Ну уж фрески апсиды точно все пропускают, больно их неудобно рассматривать. А меж тем неумеющим читать можно узнать из них историю оков св. Петра
Фрески эти написаны в 1573 году Якопо Коппи.
Вот ангел освобождает Петра из темницы
Евдокия получает драгоценные цепи в Иерусалиме (я так полагаю)
Лициния Евдоксия приносит цепи в Рим
Ну а теперь самый сок - крипта. Я там ни разу не был, хотя аккуратно захожу в Сан-Пьетро-ин-Винколи каждый раз, когда бываю в Риме. Но кто-то из фотографов Вики туда умудрился проникнуть и заснял саркофаг семи братьев Маккавеев.
Саркофаг был обнаружен во время ремонта пресвитерия в 1876 году. Предположительно он был перенесен в базилику при папе Пелагии II. Внутри саркофаг поделен на семь отделений; утверждается, что в каждом из них останки одного из братьев Маккавеев (2Макк. 7). Как водится, вопрос о содержимом саркофага мы не обсуждаем, дабы не отвратить простодушных от веры чтения этого блога. А вот саркофаг - самый настоящий античный со сценами воскресения Лазаря, умножения хлебов, диалогом Христа с самаритянкой, беседой воскресшего Христа с Петром и traditio legis.
Росписи в крипте выполнены в XIX веке в катакомбном стиле:
А над саркофагом можно видеть сцену казни братьев Маккавеев (Сильверио Каппарони, 1876):
Если кто-то из читателей сумеет проникнуть в крипту и заметит неточности, оттелеграфируйте, пожалуйста! Интересно же, что там на самом деле; хватит смотреть на мир глазами Википедии и Sibeaster'а.
Ну а неожиданности Страстной пятницы на том не кончились: мне удалось проникнуть в доселе невиданную церковь Санти-Доменико-э-Систо, что напротив башни Милиции.