Сюрпризы Великой пятницы 14 апреля 2017 года еще не закончились. Внезапно оказалась открытой для посторонних обычно закрытая церковь Санти-Доменико-э-Систо. Ее видели, думаю, все, кто ездил по виа Национале: если следовать по этой "магазинной" улице от Термини в центр, то как раз перед башней Милиции нужно глянуть налево.
Вот вид с церковной лестницы на башню Милиции, чтобы вы поняли, в каком популярном месте мы находимся:
Церковь свв. Доминика и Сикста принадлежит Папскому университету св. Фомы Аквинского (Анджеликум) и в нормальное время недоступна для посетителей. По крайней мере, и мой путеводитель, и статья в английской Вики выдают одну и ту информацию. Но тут был Великая пятница, в храме в дальней боковой часовне были выставлены для поклонения св.Дары, перед которыми молились студенты, и дверь по какому-то недоразумению была открыта)))
Храм в честь святых Доминика и папы Сикста II предназначался для доминиканцев (Angelicum расположен в помещениях их бывшего монастыря) и начал строиться в 1569 году при папе Пие V. Строительство растянулось на без малого целое столетие, вплоть до 1663 года. Изначально проект принадлежал Джакомо делла Порта, но по понятным причинам строительство завершали уже его последователи Никколо Торриани и Винченцо делла Грека. Крутую (это не похвала, а констатация геометрии) лестницу, ведущую к церкви, соорудил в 1654 году Орацио Торриани.
Судя по двери в середине лестницы, под церковью есть крипта, но тут уж моему счастью был положен предел, и она была закрыта.
Фасад храма состоит из двух ярусов, в нижнем мы видим статуи титульных святых работы Карло Мадерно
В верхнем ярусе помещены статуи двух самых известных (после самого Доминика) доминиканских святых - Петра Веронского и Фомы Аквинского работы Маркантонио Канини.
Интерьерные фотографии будут в основном из Википедии, у меня плохо получились, да и при молящихся было неудобно "прицеливаться"
Храм - однонефный, плюс по три капеллы справа и слева. Интерьер проектировал Джан Лоренцо Бернини (тот самый, которым в Риме, как кажется,
построено всё; кроме того, что сделал его соперник Борромини).
Плафон с апофеозом святого Доминика написан Доменико Мария Канути в 1674 году. К сожалению, фотографий деталей нет, а они там, поверьте, стоящие. Подобные апофеозы я очень люблю рассматривать: там много действующих лиц, и все они летят и парят в невообразимых позах.
В пресвитерии слева и справа находятся полотна, рассказывающие о жизни св. Доминика. У меня получилось заснять лишь одну, на которой святой спорит с катарами:
Главный сюрприз церкви - алтарный образ в одной из капелл слева; это, удивительнейшим делом, работа Беноццо Гоццоли:
А во первую капеллу справа проектировал лично Бернини, а группу "Не прикасайся ко Мне" выполнил его ученик Антонио Раджи:
На этом можно было бы и закончить, но я зачем-то полез в темный угол слева от входа и обнаружил там следующую мемориальную доску:
Я небольшой знаток латыни, но имена Карла IV и Марии-Луизы, испанской королевской четы, увековеченной Гойей, прочитать могу. После их свержения революцией 1808 года и последующего отречения в Байонне бывшие монархи нашли приют в Риме, где и умерли один за дргуим в 1819 году. Их тела были погребены в Эскориале, но, судя по всему, какая-то часть останков находится в Санти-Доменико-э-Систо.
В следующий раз мы с вами пойдем наконец в настоящий музей - палаццо Барберини.