Возвращение в Рим - часть 7. Капелла Sancta Sanctorum

Dec 13, 2017 08:00

Так уж получилось, что в этом блоге автор пишет в основном о церквах. И вот в кои-то веки автор решил преступить им же придуманные обычаи и рассказать о светских произведениях искусства, причем отменных вроде римских вилл Медичи и Фарнезина. Более того, автор попрал собственные моральные устои и показал - о ужас! - голых женщин! И что же получилось? Количество заходов, комментариев и даже пресловутых "лайков" упало! Похоже за несколько лет читатели сами "отфильтровались", и в блоге остались лишь любители церковного искусства. Что же делать, придется смириться с давлением общественного мнения и вернуться на проторенную дорожку - церкви, базилики, часовни, благо их в Риме много)))

Начнем мы со Святой лестницы. Собственно о лестнице я рассказывал давным-давно. Есть мнение (и очень обоснованное, надо сказать), что легенду о лестнице, привезенной в Рим прямиком из дома Пилата, придумали достаточно поздно, а изначально лестница была Святой, потому что вела к личной папской капелле Латеранского дворца. К капелле, в которой папы собрали все значимые святыни Рима. Сейчас ландшафт местности сильно изменился, от былого папского дворца ("Патриахии") практически ничего не осталось (он сгорел 6 мая 1308 года). По всей видимости тогда не было двух обширных площадей, ныне существующих вокруг собора (не могло в средневековом городе быть таких больших пустых пространств), все эту территорию как раз и занимала огромная папская резиденция. Ну а остались от нее (возвращаемся к нашим баранам) Святая лестница и капелла Святая святых.

В прошлые свои визиты в Рим я стабильно не попадал в капеллу. Поднимался на коленях по Лестнице, заглядывал в зарешеченное окошко, потом заходил в расположенную справа церковь Сан-Лоренцо, видел закрытые на здоровенный замок врата капеллы и уходил с чувством выполненного долга. А в этот раз выяснилось, что для попадания в капеллу нужно заплатить денежку в ларечке сразу при входе на Лестницу, а потом с квиточком в руках подняться наверх к тем самым закрытым на замок воротам. Тотчас же как бы из ниоткуда вырисовывается девушка, отпирает и снимает висячий замок, и...И ты попадаешь в капеллу, которую доселе видел только в маленькое зарешеченное окно.

Впервые капелла "Святая святых" упоминается при папе Стефане III (768-772), затем ее обновляли Гонорий III (1216-1227) и Николай III (1277-1280). Николая III мы все считаем дурным папой из-за Данте, поместившего понтифика в ад как симонита. А меж тем его имя и образ мы видим в мозаиках Санта-Мария-Маджоре и Латеранского собора. Может, папа и был сребролюбцем, но деньги он честно тратил на украшение римских церквей. Вот и в Sancta Sanctorum папа выступил в роли главного донатора.

"Кто б ни был ты, поверженный во тьму
Вниз головой и вкопанный, как свая,
Ответь, коль можешь", - молвил я ему.

Так духовник стоит, исповедая
Казнимого, который вновь зовет
Из-под земли, кончину отдаляя.

"Как, Бонифаций, - отозвался тот, -
Ты здесь уже, ты здесь уже так рано?
На много лет, однако, список врет.

Иль ты устал от роскоши и сана,
Из-за которых лучшую средь жен,
На муку ей, добыл стезей обмана?"

Я был как тот, кто словно пристыжен,
Когда ему немедля возразили,
А он не понял и стоит, смущен.

"Скажи ему, - промолвил мне Вергилий: -
"Нет, я не тот, не тот, кого ты ждешь".
И я ответил так, как мне внушили.

Тут грешника заколотила дрожь,
И вздох его и скорбный стон раздался:
"Тогда зачем же ты меня зовешь?

Когда, чтобы услышать, как я звался,
Ты одолеть решился этот скат,
Знай: я великой ризой облекался.

Воистину медведицей зачат,
Радея медвежатам, я так жадно
Копил добро, что сам в кошель зажат.

Там, подо мной, набилось их изрядно,
Церковных торгащей, моих предтеч,
Расселинами стиснутых нещадно.

И мне придется в глубине залечь,
Сменившись тем, кого я по догадке
Сейчас назвал, ведя с тобою речь.

Но я здесь дольше обжигаю пятки,
И срок ему торчать вот так стремглав,
Сравнительно со мной, назначен краткий;

Затем что вслед, всех в скверне обогнав,
Придет с заката пастырь без закона,
И, нас покрыв, он будет только прав.

Как, в Маккавейских книгах, Иасона
Лелеял царь, так и к нему щедра
Французская окажется корона".

Хоть речь моя едва ль была мудра,
Но я слова привел к такому строю:
"Скажи: каких сокровищ от Петра

Ждал наш Господь, прельщен ли был казною,
Когда ключи во власть ему вверял?
Он молвил лишь одно: "Иди за мною".

Петру и прочим платы не вручал
Матфий, когда то место опустело,
Которое отпавший потерял.

Торчи же здесь; ты пострадал за дело;
И крепче деньги грешные храни,
С которыми на Карла шел так смело.

И если бы я сердцем искони,
И даже здесь, не чтил ключей верховных,
Тебе врученных в радостные дни,

Я бы в речах излился громословных;
Вы алчностью растлили христиан
Топча благих и вознося греховных.

Вас, пастырей, провидел Иоанн
В той, что воссела на водах со славой
И деет блуд с царями многих стран;

В той, что на свет родилась семиглавой,
Десятирогой и хранила нас,
Пока ее супруг был жизни правой.

Сребро и злато - ныне бог для вас;
И даже те, кто молится кумиру,
Чтят одного, вы чтите сто зараз.

О Константин, каким злосчастьем миру
Не к истине приход твой был чреват,
А этот дар твой пастырю и клиру!"

Пока я пел ему на этот лад,
Он, совестью иль гневом уязвленный,
Не унимал лягающихся пят" (Ад, 19)

У Данте Николай III ждет в аду следующего папу-симонита Бонифация VIII, которого в очень скором времени сменит "пастырь с заката" Климент V.

Кто был автором фресок, заказанных Николаем III, твердо не установлено; в числе возможных авторов называют Чимабуэ и Каваллини.
Итак, свод капеллы украшен символами евангелистов:



Далее мы смотрим верхний ярус фресок (именно они написаны при Николае III), начиная с восточной стороны и далее по часовой стрелке. На восточной стене папа Николай III при помощи апостолов Петра и Павла преподносит Христу украшенную капеллу:






На южной стороне нам показывают мученичества Петра и Павла, именно этим апостолам римская кафедра обязана своим авторитетом. Кроме того, в капелле в то время хранились честные главы апостолов.






На западной стороне мы видим двух архидиаконов-мучеников: Стефана (его побили камнями в Иерусалиме) и Лаврентия (это уже свой римский диакон, его зажарили на решетке). Диаконы изображены в капелле, так как мощи того и другого находятся, как считается, в пригородной базилике Сан-Лоренцо-фуори-ле-мура (я так ее толком и не изучил, но крипту, в которой мощи положены, видел; в той же крипте похоронен еще и отец папской непогрешимости Пий IX).





По всей видимости какие-то части мощей обоих диаконов также находились в капелле.

Наконец на северной стороне мы видим еще одну популярную римскую мученицу - Агнессу (ей посвящено в Риме две церкви - на пьяцца Навона и над катакомбами). "Пару" ей составляет совсем не римский святой - Николай Мирликийский. Причина его появления в капелле понятна: он был патроном папы Николая III. Агнессе на фреске отрубают голову, ну а из жития Николая выбран самый известный эпизод, когда он подбрасывает приданое трем девушкам (отец от безденежья хотел отдать девушек на работу в бордель).






Уровнем ниже идут фрески XVI века, относящиеся к понтификату Сикста V. Аудиогид назвал автором этих фресок Джанниколо ди Паоло, итальянская Вики говорит о Чезаре Неббья и Джованни Гуэрра. Кто бы ни был автором, идея очень интересная: дописана несуществующая круговая лоджия, украшенная сонмом святых.











Настало время рассказать, как организовано экскурсионное обслуживание в капелле. Внизу в ларечке под залог паспорта или крупной купюры дают смартфон с аудиогидом, и далее ты перемещаешься по капелле, подчиняясь гласу из телефона. Я пару раз с такой организацией сталкивался, и она мне категорически не нравится. Вышел, сдал смартфон - и все забыл. Мне более по душе распечатки, их хотя бы сфотографировать можно. Вот из-за смартфонной экскурсии я и не могу вам сообщить поименно, кто из святых изображен в "лоджии".

Теперь спутимся еще ниже и рассмотрим алтарную часть. Здесь можно увидеть мозаику предположительно VIII века.









В люнетах по бокам опять видим святых Агнессу и Лаврентия:






Как уже говорилось ранее, Латеранский дворец сгорел в 1308 году. К этому времени папа (тот самый Климент V, который должен был сменить в аду Бонифация VIII) уже переехал в Авиньон. В 1377 году папа Григорий XI вернулся в Рим, но уже в следующем 1378 году при выборах его преемника случился Великий западный раскол. Положение стабилизировалось только после Констанцского собора, но избранный в 1417 году и вернувшийся в Рим единый папа Мартин V предпочел поселиться не в Латеране, а в Ватикане. Какие-то святыни из Sancta Sanctorum папы увезли в Ватикан, какие-то "разошлись" по храмам...В настоящее время в капелле хранится одна, но очень значимая реликвия - Acheiropoieta, то есть буквально "не сделанная руками" икона Спасителя.


Уж чем-чем, а нас нерукотворными иконами не удивишь, но латеранский Лик имеет очень почтенную историю: о нем известно с 735 года. Это как раз тот случай, когда мне бы очень хотелось вспомнить услышанное от аудиогида; сей электронный товарищ очень много об иконе рассказывал. В частности, ее в какой-то из праздников носили на встречу с богородичным образом "Спасение римского народа", что сейчас находится в Санта-Мария-Маджоре. При встрече иконы прикладывали одна к другой, а потом лик Христа омывали водой, что символизировало омытие Его ног Богородицей после Воскресения.

На этом мы остановимся, а со следующего раза начнем изучение Латеранской базилики.
Previous post Next post
Up