Святая Агнесса за стенами - часть 1

Feb 25, 2011 17:03

Выше ( sibeaster.livejournal.com/22927.html) я уже написал, что катакомбы Сант-Аньезе - наименее интересные из открытых для посещения римских катакомб. Это означает лишь, что не стОит начинать знакомство с миром катакомб с Сант-Аньезе, а вот в качестве продолжения и развития темы - вполне можно.
Ехать сюда нужно специально, так как никаких других достопримечательностей поблизости вроде бы нет. Первый простой способ - это любой наземный транспорт, идущий по виа Номентана. Рекомендую № 90 - это этакий римский аттракцион. С площади Чинквенченто (то есть от Термини) он уходит обычным автобусом, а, выехав, за Аврелиановы стены, выпускает рога и становится троллейбусом. Второй простой способ - метро до Piazza Bologna и далее пешком до виа Номентана минут 10.
Собственно в комплекс Сант-Аньезе-фуори-ле-мура входят катакомбы, накрывающая их церковь св. Агнессы "за стенами" и Санта-Констанца - бывший мавзолей Константины, дочери Константина Великого. Начнем с базилики Сант-Аньезе.
Идти туда проходит нужно длинным, постепенно спускающимся вниз коридором, стены которого густо увешаны обломками плит из катакомб. Дело в том, что сама базилика находится на уровне нижнего уровня катакомб; а уровень близлежащих улиц, естественно, выше. Нынешняя церковь построена при папе Гонории I (625-638) на месте разрушенной базилики эпохи Константина Великого. Об этих развалинах - позже, а пока о церкви нынешней.
Назначение базилики - отметить место погребения мученицы Агнессы (по-русски Агнии). О ней самой можно прочесть здесь: www.pravenc.ru/text/63334.html. Эта та самая Агнесса, которую хотели отдать на поругание в бордель и выставили публично в голом виде, а у нее внезапно выросли длинные волосы, которыми ее нагота чудесным образом и была укрыта. На месте ее заключения в Риме на пьяцца Навона стоит великолепная церковь Сант-Аньезе-ин-Нагоне. Мощи святой честно поделили между двумя церквями: на пьяцца Навона хранится ее глава (точнее, череп, зрелище - не из приятных),  в Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура - все остальное:


Этот ларец с мощами находится в крипте под алтарем, туда можно войти совершенно свободно.

В апсиде базилики мозаика VII века, на которой св. Агнесса стоит между двумя своими мучителями почитателями: папами Гонорием I (слева - с моделью храма) и Симмахом (справа):


В церкви обычно темно, видно плохо. Для любопытствующих хорошие фотографии - здесь: www.santagnese.org/galleria_foto.htm
Эта мозаика - полный конфуз. Дело в том, что папа Гонорий I - единственный из пап, который анафематствован! Дело было так. На востоке империи император Ираклий I и кпольский патриарх Сергий I задумали решить полуторавековую проблему монофизитов одним махом: объявить, что у Христа хоть и две природы (монофизиты это принимать не желали), но единое действие, единая энергия. Эти двое плюс посаженный ими на александрийскую кафедру Кир, размахивая над головами новоизобретенной христологической версией, в короткие сроки сумели переманить к себе значительное число сирийских, египетских и даже армянских дхалкидонитов. И тут, о конфуз! новоизбранный иерусалимский патриарх Софроний, еще до своего избрания сомневавшийся в озвученной теории, публично заявил о своем несогласии. Тогда Сергий от своего имени написал ничего не подозревающему папе Гонорию братское письмецо. Что-то вроде: "Слышь, фрателло, я вот добился таких успехов в возвращении монофизитов  в православие, а всего-то им про единую энергию Христа сказал". Наивный Гонорий в ответ отписал: "Да ты молодец, Серега, всему правильному учишь, только лучше бы ты говорил не об одном действии, а об одной воле Христа".  Ответное письмо Гонория кпольские умельцы быстро растиражировали по всему христианскому миру, показывая, что папа - с ними заодно. А вовлекли они его немного-немало в новую ересь, которой ничего не подозревавший Гонорий даже дал имя - монофелитство (от одной воли). И ересь эту в итоге на Шестом Вселенском соборе анафематствовали, вместе с ее отцами-основателями (Сергием и его тремя преемниками), Киром и, заодно, с Гонорием. Так папа стал еретиком. Но не вымарывать же его из-за этого из мозаики.С Симмахом - дело тоже не важное, по крайней мере для нас, православных. Симмах - это папа эпохи акакианской схизмы (484-519) (что это такое? ну вот хотя бы здесь: www.pravenc.ru/text/63764.html), так что нас, восточных, он честил в лучшем случае схизматиками, а в худшем - еретиками.. Впрочем, самому Симмаху в Риме было приходилось несладко: против него действовал антипапа Лаврентий, и борьба между этими двумя преемниками св. Петра продолжалась почти десять лет.
Как видите, святая Агнесса стоит на мозаике между двумя очень симпатичными товарищами. А что остается святой - только терпеть и молиться за нас, глупых. Вот эти два достойных мужа крупным планом:
1. Гонорий I


2. Симмах:



Церковь в целом очень интересная. Ее не слишком изуродовали в эпохи Ренессанса и барокко, так что многое сохраилось. В частности - галерея для женщин (матронеум). А наглядевшись бесплатно на базилику, можно вздохнуть и пойти уже за кровные евро в катакомбы. Вход туда - в левом дальнем углу церкви.
Продолжение следует....

Катакомбы, Рим

Previous post Next post
Up