Перуджа - часть 10. Национальная галерея Умбрии (начало)

Aug 17, 2017 08:00

Национальная галерея Умбрии - это большой музей на верхнем этаже палаццо Приори (в мой приезд лифт не работал, и я оценил, какими же крепконогими были покойные приоры), огромная картинная галерея. Мнения о Национальной галерее разнятся: Муратову в целом понравилось, j-j-j не одобрил ("работы умбрийцев лучше всего можно описать словами "редкостное уродство", и это не фигура речи" - это цитата), mrs_mcwinkie оценила ("Галерея прекрасна, весьма обширна и в ней встречаются шедевры" - цитата). Музей действительно очень большой, и выделить какие-то "проходные" залы нельзя - интересные работы могут попасться где-угодно. В мой приезд никто фотографировать не запрещал, так что кое-какие вещи тут будут от моей "мыльницы", ну а самые значимые работы можно поглядеть в той же WGA.

На входе нас встречают оригинальные лев и грифон, снятые с северного фасада Палаццо Приори:






Ну а дальше бегом на третий этаж.


"Снятие с креста" (1236) из церкви Санта-Мария-ди-Рончоне. От композиции остались лишь фигуры Христа (в галерее) и Богородицы (осталась на прародине).

Далее двухстороннее расписное Распятие, приписываемое Мастеру Сан-Франческо (1272) или кому-то из его неизвестных учеников:






Еще один "Страдающий Христос", на этот раз несомненно принадлжеащий Мастеру Сан-Франческо:



Наступил новый век, и происходит качественный скачок. У художников стали получаться лица:


Автор, правда, не из Умбрии, а из Сиены: Мео ди Гвидо ди Сиена (1325-1330)



А здесь автор был перуджиец - Марина да Перуджа. Кроме смело шагающего по воздуху Младенца и благоговейных ангелов, обратите внимание на два четко выписанных лика: слева - апостол Павел (меч, все понятно), а вот справа - предположительно св.Целестин V

Опять Распятие, но уже начала XIV века, автором был кто-то из кружка Джотто:





Детали полиптиха Мелло да Губбио (XIV век). Иоанн Богослов и Екатерина Александрийская легко угадываются))) Еще две части находятся в музее Форли, куда я некогда не попал из-за бесконечной очереди (был бесплатный день)

Две части большого полиптиха, приписываемого Мастеру Пачано (XIV век):


Фигуры над поклонением волхвов - это (слева направо): архангел Гавриил (на самом деле, это - левая часть Благовещения, увидите дальше), святые Петр Мученик и Франциск



Над Сретением (слева направо) святые Доминик, Людовик Тулузский и Богородица (правая часть Благовещения)

Неизвестный по имени, но много написавший Мастер Успения из Терни (Maestro della Dormitio da Terni):


Мастер Успения из Терни жил где-то на рубеже XIV и XV столетий, так что мы плавно переползли в XV столетие.



Полиптих Доменико ди Бартоло из перуджийской церкви Санта-Джулиана (те несчастные, что не слышали о миниметро, должны мимо этой церкви идти от станции в центр). В пределле там сцены из жизни Иоанна Крестителя, но уж очень мелко, мне было не запечатлеть. Крупные фигуры в среднем ряду (слева направо): Бенедикт Нурсийский, Иоанн Креститель, Иулиания Никомидийская (у ее ног уселся крылатый дракон) и Бернард Клервоский. Маленькие фигурки в "шпилях": апостолы Петр и Павел (по краям) и сцена Благовещения (в серединке).

Вам кажется, что галерее не хватает звезд первой величины? Фра Анджелико подойдет? Он есть у нас...


Полиптих Гвидалотти (1447) из церкви Сан-Доменико. По частям:



Левая часть - святые Доминик и Николай (А ведь я был у мощей того и другого! На том свете меня ждут масса собеседников)



Центральная часть



Иоанн Креститель и Екатерина Александрийская

А вот пределла полиптиха была похищена французами, и теперь в музее находятся копии. Все сюжеты взяты из жития Николая Чудовторца








Канонические истории о подброшенных деньгах на приданое, о спасении от казни несправедливо осужденных легко прочитываются)))

А меж тем XV век продолжается, и сейчас мы увидим две картины Джованни Боккати, восхитившие самого Муратова.


Мадонна Перголата, т.е. "в садовой беседке".
С личиками тут немного не получилось, но сам замысел - хорош! Ангелы расселись, как школьники, и поют гимны по книжкам. Учителя Церкви уже не поют, а просто лицезреют. Ну и наконец святые Доминик и Франциск, пользуясь оказией, представляют Мадонне своих собратьев. И все это происходит посреди цветущего сада - красота!



Мадонна Оркестра (тот же Боккати). И вновь множество деток-ангелов, поющих и играющих)))

"Я подошел к «Мадонне делль оркестра» работы Боккати, чье настоящее имя Джованни ди Пьерматтео. Он написал Мадонну в образе маленькой строгой девочки, которая, сложив руки, слушает хор ангелов, таких же маленьких, как и она сама. Они стоят на балюстраде по обе стороны от ее трона. Один играет на мандолине, другой - на арфе, третий перебирает струны цимбалы, четвертый дует в трубу, а пятый играет скрипке. Все они при этом поют, у некоторых широко открыты рты. Есть тут и два толстеньких херувима: один играет на игрушечном органе, а другой бьет по ксилофону" (Генри Мортон)

"Из умбрийских мастеров среднего кватроченто Джованни Боккатис представляется едва ли не самым привлекательным. Пинакотека Перуджии обладает двумя капитальными его произведениями - "Madonna del Pergolato" и "Madonna dell'Orchestra". В обеих этих вещах Боккатис выказывает себя эмансипированным от ранних сьенских влияний и явно подверженным флорентийским восприятиям. Если от Доменико Венециано исходит его краска, то в характерных головах персонажей "Madonna del Pergolato" есть сходство с Филиппо Липпи. Как умбриец, Боккатис прельщает неподдельной детскостью чувства. Кто ищет кротостей и благостей примитива, тот не может не прийти в восхищение от поющих и играющих ангелов его "Madonna dell'Orchestra". В общей гамме пепельно-серого, нежно-голубого и рыже-коричневого цветов и бледного золота, в множестве таких деталей, как кораллы на шее младенца или красноголовая птичка в его руке, вещь эта кажется пленительнейшей во всей пинакотеке" (Муратов)

Я уж немилосердно затянул рассказ, вот покажу картину Гоццоли и закончу.


Да-да, это тот же Гоццоли, что расписал волшебную Капеллу волхвов во флорентийском дворце Медичи-Рикарди и цикл фресок по мотивам "Исповеди" Августина в Сан-Джиминьяно. Сейчас же мы с вами видим алтарный образ, написанный мастером для капеллы Сан-Джироламо в Сапьенца Нуова - новом здании Перуджийского университета.

Живописи на сегодня хватит, но продолжение следует.

Умбрия, Перуджа

Previous post Next post
Up