Естественным продолжением собора является Епархиальный музей, находящийся в епископском дворце. На фотографии, на заднем плане видны три апсиды церкви святой Евфимии, также включенной в состав музея.
Напомню, что в Сполето существует
музейная карта, позволяющая осмотреть 6 музеев; вы оправдаете её покупку, даже если вы ограничитесь двумя важнейшими - Епархиальным и Герцогства Сполето.
Я с некоторой опаской посещаю епархиальные музеи, а иногда вообще ими пренебрегаю, так как чаще всего там собираются старая рухлядь сакральные предметы, которые выбросить нельзя, но представляющие интерес только для очень погруженного в тему человека (богослужебные сосуды, одеяния, реликварии и т.п.) В Сполето епархия смогла преодолеть стереотип и собрала в музей ряд очень интересных артефактов.
Прежде всего, это деревянная скульптура:
Святая Кристина (XIV век)
Ну а этому Снятию с креста посвящен отдельный зал:
Эта скульптурная группа выполнена в XIII веке. Стенды в зале рассказывают, что в те времена Снятия с креста были очень распространены в данном регионе. Но с появлением нищенствующих орденов (францисканцев и доминиканцев), делавших акцент в проповедях прежде всего на Страстях, Снятия с креста ушли в историю, уступив место многочисленным Распятиям. Объезжавшие диоцез епископы приказывали удалять из храмов ставшие не модными и не актуальными скульптурные группы. так что в итоге Снятия с креста стали редкостью. Конкретно это происходит из церквушки Сан-Джузеппе-д'Ариматеа в Роккатамбуро (поглядите, какая это
дыра). Ну и понятно, что облезшие деревянные скульптуры были во время оно раскрашенными.
Следующая группа экспонатов - это расписные Распятия. Опять-таки до францисканцев были распространены преимущественно Распятия, на которых Христос изображался мирно спящим или даже улыбающимся; такие Распятия называют Christus triumphans - Христос торжествующий. Затем все более популярными стали Распятия со страдающим и умирающим Христом (я забыл латинское название - память начинает подводить). Характерные примеры:
Несколько триптихов и полиптихов (не все удалось снять):
Триптих Сант-Эуфемия (1450 год) из соседней базилики святой Евфимии. Богородице здесь предстоят местный священномученик Иоанн Сполетский, убитый готами в VI веке. и святая Луция Сиракузская. Луция здесь появилась неслучайно: тогдашний сполетский деспота Марко Кондульмер (он еще был и титулярным патриархом Александрии) был родом из Венеции, где после Четвертого крестового похода
почивали мощи мученицы (по ссылке можно попасть на другую ссылку, а там уже можно увидеть реальное состояние мощей). Патриарх Марко переосвятил базилику святой Евфимии в честь своей родной Луции; отсюда и ее появление в триптихе)
Триптих из церкви Санта-Мария-ин-Рупино близ Акваспарты. Автор - тот же Бартоломео да Миранда (XV век)
Это - вторая половина XV века, Норча, художник - Джованни Спарапане.
По внутреннему коридору я попал из музея сразу же в церковь Сант-Эуфемия. В музее продолжается вялотекущий ремонт, так что маршрут может измениться;
j_j_j, например, входил в церковь не из музея, а через дворик. Каковы бы не были превратности ремонта, Сант-Эуфемию пропустить нельзя!
Первые столетия истории базилики Сант-Эуфемия покрыты мраком. Местные предания называют основателем базилики герцога Теоделапа. В пользу этих преданий говорит посвящение церкви очень популярной на Востоке мученице (ее мощи находились в Халкидоне, в базилике над ее гробницей состоялся Халкидонский Вселенский собор 451 года); как раз в VII веке в горах вокруг Сполето появились сирийские пустынники. Письменные свидетельства начинаются только с конца X века: настоятельница женского монастыря Гундерада обрела и перенесла в храм мощи священномученика Иоанна, а ее преемница Берта заказала монтекассинскому агиографу Иоанну написать житие святого; в этом житии впервые и упоминается о церкви святой Евфимии. В 1017 году император Генрих II Святой по просьбе архиепископа Гериберта Кельнского подарил монастырь (по всей видимости, монахинь там уже не было) своему приближенному - графу Акодо.
Нынешняя церковь, являющаяся частью епископского дворца, была построена, по всей видимости, одновременно с собором. На время строительства нового собора епископы перебрались в бывший монастырь, благо он находился напротив; Сант-Эуфемия превратилась в подобие домового архиерейского храма и носила уже двойное имя - Санти-Эуфемия-э-Джованни. В 1450 году, как уже было написано выше, храм был вновь освящен, но уже в честь святой Луции. В следующем XVI столетии церковь была изуродована: объем был разделен перекрытием на два этажа, при этом храмовым сотался только нижний этаж, а помещения верхнего этажа стали частью епископских покоев. Начиная с 1907 года, были в несколько этапов проведены реставрационные работы, в ходе которых церкви вернули вид, приближенный к XII веку.
Как видите, Сант-Эуфемия - это трехнефная базилика с матронеумами - галереями на втором этаже. Оказывается, Сант-Эуфемия - единственная базилика в Умбрии с матронеумами. Вот так путешествуя, понимаешь, насколько разнообразен вроде бы единый романский стиль. Вы же помните, что в только что посещенной Апулии матронеумы - это обязательный элемент (хотя бы в псевдо-варианте)? А вот в Умбрии единственный матронеум - это чудо, и за его осмотр денег требуют)))
На матронеум можно подняться по внутренней лесенке!
Не надо думать, что там наверху какие-то умопоморачительные шедевры; еще раз подчеркну,что для Умбрии шедевром является сам по себе матронеум.
А вот внизу можно поудивляться, где и каких только колонн средневековые строители не набрали: ни одной парной, все разные.
Ну а самое интересное - это резной пилон:
На этом всё. В следующий раз мы поглядим еще один очень интересный музей средневековой старины - Музей герцогства Сполето, расположившийся на горе над городом, в замке Рокка Альборноциана.