Барлетта - достаточно большой город по меркам Апулии, порт, железнодорожный узел, пляжный курорт и еще многое другое. В ближайшее время мы с вами посмотрим два больших храма - Санта-Мария-Маджоре и базилику Гроба Господня, а также пробежимся по еще двум местным достопримечательностям - церкви Сант-Андреа и замку.
По итальянским меркам Барлетта - город молодой, до норманнов (XI век) на этом месте находились две деревушки (их местонахождение "выдают" две главных церкви - Санта-Мария-Маджоре и Сан-Джакомо). Город был основан норманнским графом Трани Петром I до 1054 год. Через столетие, в 1190 году, сицилийский король Танкред даровал Барлетте статус "королевского города". В 1228 году император Фридрих II собрал в им же построенном замке Барлетты баронский парламент, на котором в очередной раз объявил о грядущем (и уже много лет откладывающемся) крестовом походе. История Барлетты вообще тесно связана с крестоносной эпопеей: здесь с XIII по конец XVIII века находились церковь и госпиталь иоаннитов (уже упоминавшаяся базилика Сан-Сеполькро), а с 1327 по 1818 год жили титулярные архиепископы Назарета (их кафедральная церковь называлась Санта-Мария-ди-Назарет).
4 февраля 1459 году в главной барлеттской церкви Санта-Мария-Маджоре (сейчас это - собор) короновался неаполитанский король Ферранте I Арагонский (он
частенько попадал в мой ЖЖ, мы даже его
гроб видали). Самая славная страница в истории Барлетты связана как раз с громким падением потомков Ферранте, которых лишили трона французы и испанцы, разделившие между собой Неаполитанское королевство. Победители очень скоро рассорились друг с другом, и в ходе новой войны к испанцам попали в плен несколько французских рыцарей, в том числе ла Мотт.
15 января 1503 года в барлеттском подвальчике неподалеку от церкви Сант-Андреа галантные испанцы устроили обед в честь своих французских пленников (война - войной, а рыцарские традиции никто не отменял). Во время пьянки ла Мотт бахвалился героизмом своих соотечественников и позволил себе насмешки над "храбрыми", по его мнению, "итальяшками". Присутствовавшие на обеде итальянские воины, служившие под испанским знаменем, не пожелали простить пьяную выходку ла Мотта и вызвали французов на дуэль. 13 февраля, в полях между Андрией и Корато, 13 французов во главе с ла Моттом и 13 итальянцев под предводительством Этторе Фьерамоска встретились в этой своеобразной дуэли, и итальянцы победили, отстояв, таким образом, честь итальянских рыцарей. Эти события называются Барлеттским вызовом и преподносятся итальянской историей пропагандой в качестве громкого и славного события итальянской истории. В Барлетте можно посетить кабачок, где был брошен исторический Вызов; на месте дуэли, посреди оливковых рощ, также поставлен памятник (до второго я не счел необходимым ехать, а в первый не попал из-за сиесты). История мне кажется забавным анекдотом, но все же, бывая часто в Италии, невозможно не проникнуться местным патриотизмом)))
Вообще-то иностранные туристы, не обязанные любить итальянскую патриотическую пропаганду, если и едут в Барлетту, то ради местного Колосса. А поскольку сей Колосс стоит рядом с базиликой Гроба Господня, то с нее и начнем.
Ранняя история барлеттской Сан-Сеполькро утопает во мраке. По одной версии, первая церковь на этом месте была построена на средства амальфитанских купцов около 1061 года, т.е. еще до Крестовых походов - амальфитане издавна торговали с Левантом и пожелали построить в Барлетте некую реплику Гроба Господня. По другой версии, храм изначально построили тамплиеры, и таком случае основание церкви относят к 1130 году. Базилика Гроба Господня в Барлетте впервые упоминается в папской булле от 14 июля 1182 года. В 1228 году здесь встречал Пасху император Фридрих II.
Столь же неясно, когда первоначальную Сан-Сеполькро сменила нынешняя церковь, в архитектуре которой смешались романские и готические черты; по всей видимости, строительство новой церкви растянулось на XIII - XIV столетия. В 1489 году папа Иннокентий VIII передал базилику госпитальерам. Землетрясение 1731 года разрушило исторические портик и колокольню базилики, на месте которых были возведены уже барочные конструкции. В 1770 году была серьезно перестроена северная сторона церкви: к ней "приделали" лоджию, в которую был помещен Колосс. В 1799 году, после конфискации республиканским правительством имущества Мальтийского ордена Сан-Сеполькро осталась без хозяев; начались долгие годы ее упадка. В 1852 году церковь была возведена в ранг коллегиальной, в 1908 году она превратилась в обычную приходскую.
Серьезные работы по спасению разрушающейся базилики начались в 1930е годы; в частности, были снесены прилегающие строения, в том числе лоджия Колосса и остатки иоаннитского госпиталя, удален накопившийся за столетия культурный слой (поэтому сейчас церковь находится " в ямке" по отношению к современным улицам). В 1968-1972 годах была проведена научная реставрация здания с целью максимально приблизить церковь к ее первоначальному виду.
Наиболее средневековой базилика кажется с восточной стороны:
А вот северный фасад, несколько раз перестроенный, представляет собой унылую череду ложных арок
Немного оживляет северную сторону лишь портал с резьбой:
Восточный фасад церкви выходит на узкий пешеходный проулок, так что его трудно разглядеть целиком. Да этого и не хочется делать: нынешний восточный фасад выполнен после 1731 года. От прежнего портика осталась лишь одна арка и следы пилонов:
Приехал в Барлетту я около полудня, и церковь была уже закрыта на обед. На обратном пути к станции мне все же удалось заскочить внутрь. Насколько можно было разглядеть (ибо внутри царил мрак), интерьер базилики - сложная помесь романского и готического стилей: трехнефная базилика с ложными (это уже на месте
uchitelj определила, я в темноте эту деталь не разглядел) матронеумами и трансептом - вроде бы романские, а вот своды - скорее готические.
Средокрестие увенчано куполом (снаружи он замаскирован под кубик):
Признаться, от базилики с таким громким названием я ожидал бОльшего))) Так что оставим ее и перейдем к Колоссу, тем более, что он уже на двух фотографиях выше засветился.
Местная традиция называет его АрЭ и считает его статуей императора Ираклия I, того самого, что отбил Крест Господень у персов в VII веке. Та же традиция утверждает, что статуя эта была украдена венецианцами в КПоле во время Четвертого крестового похода. Во время транспортировки добычи венецианцы попали у берегов Апулии в шторм и выбросили тяжелый груз в море; жители Барлетты подобрали бронзовую статую на берегу и привезли ее в свой город.
Современная наука считает, что бронзовая статуя была изготовлена в КПоле в V веке (т.е. это никак не Ираклий) и привезена в Равенну; скорее всего, она изображает императора Феодосия II и была отправлена в дар его кузену, зятю и соправителю Валентиниану III. В последующие столетия статуя потерялась, была найдена при раскопках, организованных Фридрихом II, отправлена им в Апулию для установки в одной из императорских резиденций, но по каким-то причинам не прибыла на место.
Первое письменное упоминание о Колоссе относится к 1309 году: доминиканцы Манфредонии просили у короля Карла II Хромого позволения переплавить статую для изготовления колоколов. По всей видимости, именно доминиканцы и лишили Колосса рук и ног. Ну а далее традиция "срастается" с историей: жители Барлетты перевезли Колосса в город, скульптор Фабио Альфано "приделал" статуе новые ноги и руки, после чего Колосс и был возвигнут в Барлетте.
Еще раз подчеркну, ноги и руки Колосса - не подлинные. А вот все остальное - торс и голова - оригинал V века. Во время оно такие огромные статуи украшали многие города Империи; телевизоров тогда не было, а пропаганда работала. В средневековье все эти многочисленные бронзовые статуи были утрачены (скорее всего, стали колоколами или церковными вратами), и, так уж получилось, что барлеттский Колосс - чуть ли не единственный уцелевший экземпляр. Версия о Феодосии II сейчас является основной, но в качестве возможных моделей рассматриваются и другие императоры той эпохи: Валентиниан I, Феодосий I, Аркадий, Гонорий I, Маркиан и Лев I.