Спасибо всем, кто прочитал и прокомментировал предыдущий пост о делах наших скорбных. Я сознательно не стал открывать комментарии: какие-то из них меня порадовали; какие-то показали, что этот блог еще не достиг совершенства в деле народного просвещения, так что впереди еще много работы. Ну а мы с вами (вернее, я, а вы невольно за мною следуете) перемещаемся во вторую половину дня воскресного дня 16 октября 2016 года, которую я посвятил осмотру Битонто.
Битонто - это еще один в недавнем прошлом кафедральный город с прекрасным романским собором и несколькими достойными внимания зданиями. Осмотр Битонто был отнесен на воскресенье по простейшей причине: это - единственный апулийский город, до которого более или менее часто ходят из Бари поезда по воскресеньям. Напомню, что FSE и FAL вообще не работают по выходным (нельзя же считать пару автобусов в день работой), Трениталия сокращает в этот день количество рейсов до минимума, а вот Nord Barese не реже раза в час пускает поезда от Бари до Битонто по простой и банальной причине: по этой ветке находится аэропорт, а самолеты, нечестивцы этакие, летают и в день Господень тоже)))
Битонто известен еще с античных времен, при стариках-римлянах через город проходила
виа Траяна (мы с вами некогда побывали в самом начале этой дороге - в
Беневенто). В темные века итальянской истории о Битонто ничего неизвестно, зато с конца X века город регулярно появляется на страницах истории. Здесь в 975 году состоялось сражение между византийским катапаном Захарией и сарацинами, в 1010 году город участвовал в лангобардском восстании Мело против византийского владычества, в 1089 году уже при норманнах впервые упоминается епископ Битонто. При Фридрихе II город вошел в королевский домен, но после отъезда императора в Крестовый поход именно в Битонто папа Григорий IX объявил об отлучении непокорного вассала от Церкви (29 сентября 1227 года). В соборе Битонто до сих пор сохранились Врата отлучения (Porta della scomunica), из которых папа провозгласил анафему Фридриху.
С 1412 года Битонто находился под властью сменявших друг друга аристократических фамилий Кальдора, Вентимилья, Орсини, Аквавива д'Арагона и Кордоба, но в 1551 году освободился за выкуп от феодальной зависимости и приобрел права королевского города. В 1647 году Битонто участвовал в восстании Мазаньело, а 25 мая 1734 года под стенами города состоялась битва между австрийцами (после войны за Испанское наследство они заполучили Южную Италию) и испанцами под командованием юного принца Карлоса, герцога Пармского. Победа испанцев предопределила осовбождение Южной Италии от австрийцев и образование здесь независимой монархии под властью Бурбонов.
В советской песне нас утро встречает прохладой, а вот Битонто встретил меня праздником в честь городских покровителей - Santi Medici, т.е. святых целителей Космы и Дамиана. С 1572 года в городе находится их некая реликвия (только не спрашивайте меня, что за реликвия, а то ведь узнаю, и опять будет разгромный пост о делах наших скорбных). Эта реликвия находится в новопостроенной церкви в новой части города (поезд Nord Barese даже имеет особую остановку Santi Medici), в праздник эту реликвию и статуи святых проносят в процессии по городу. Первую половину праздника я прогулял в Бари, так что в Битонто приехал уже к завершению процессии. Все улицы, идущие вдоль железной дороги между станциями Santi Medici и Битонто, были заняты огромной ярмаркой; по улице, ведущей от вокзала к центру, шла бесконечная толпа людей; даже компания Nord Barese пустила из-за праздника дополнительные поезда.
Я вылетел на процессию аккурат в тот момент, когда она покидала старую часть города через Порта Бари:
Я честно пытался заснять процессию, но поверх голов съемка вышла плохо, а пока я добрался до смотровой площадки, процессия далеко ушла.
На последней фотографии виден уже "хвост" толпы. В первый кадр попала барочная церковь Сан-Гаэтано, в два последующих Анжуйская башня XIV века.
Итальянские религиозные процессии все-таки нужно увидеть и услышать хоть раз в жизни; в пересказе не передать атмосферы))) Городской ансамбль (банда) непрестанно играл марш за маршем; перед статуями, пятясь, с факелами в руках, шла большая группа местных молодых людей, певших какой-то народный гимн в честь святых целителей. О моих более чем скромнейших познаниях в итальянском (яхужевсех) уже неоднократно говорилось, так что из гимна я уловил лишь два слова из припева - Nostri cuori. Остается лишь гадать, то ли Косма и Дамиан подрабатывают кардиологами, то ли помогают при несчастной любви)))
Процессия ушла в новую часть города, так что ничто не мешало мне двигаться дальше - в старый. Однажды меня уже осыпали лепестками роз, когда в Палермо я следовал в процессии Corpus Domini; здесь же я шел по улице, заваленной разноцветными конфетти и даже конфетками. Ох, искушение)))
На Анжуйскую башню выходит один из фасадов главной ренессансной постройки Битонто - палаццо Силос-Кало (Sylos-Calo'), носящего имена двух знатнейших городских фамилий (Кало известны с XIII века, Силос поселились в 1531 году). На площадь выходит роскошная лоджия:
Лоджия по частям:
На улицу выходит второй фасад палаццо, не менее интересный, но из-за узости улочки снять его не представлялось возможным. Я запечатлел только портал с мраморными профилями римских императоров и девизом: Christus vincit, Christus regnat, Christus imperat (это из латинского гимна: "Христос побеждает, Христос царствует, Христос владычествует!"):
В палаццо находится бесплатная картинная
галерея; мне она по описанию не глянулась, и я ею пренебрег. Как оказалось, был прав (ну разумеется, ха-ха): мне на собор едва двух часов хватило, а он из-за праздника закрывался рано - в 6 вечера. Задержись я в не очень интересной галерее, и мы бы с вами не увидели супер-интересную соборную крипту))) Поэтому смотрим только дворик:
Через пару шагов от палаццо, на другой стороне улицы можно увидать церковь душ Чистилища. Она по итальянским меркам новенькая: начата в 1670 году по проекту Микеланджело Константино, освящена в 1688 году. Весь мрачный заупокойный культ в честь душ Чистилища написан (в буквальном смысле) на фасаде:
(Тех, кто недавно меня читает, могу "осчастливить" двумя рассказами о неаполитанских перегибах этого культа:
костница Фонтанелле и
Санта-Мария-делле-Аниме-дель-Пургаторио)
На этом кажущийся бесцельным забег по Битонто заканчивается, мы сворачиваем с главной улицы в закоулок и неожиданно оказываемся на Соборной площади.
Продолжение следует.