Бари - часть 5. Базилика Сан-Никола (начало)

Nov 24, 2016 22:42

Для очень многих наших соотечественников Бари начинается и заканчивается базиликой святого Николая. Их привозят на туристическом автобусе на набережную перед собором, оттуда они идут метров 100 до базилики, ныряют в крипту и затем возвращаются в автобус. Я уж, как смог, показал вам, что базиликой святого Николая Бари не ограничивается, и теперь можно наконец и ее вам показать.

Базилика Сан-Никола - это образец апуло-романской архитектуры; бОльшая часть апулийских соборов сознательно или неосознанно строилась в подражание барийской церкви. Кроме того, базилика издавна была экстерриториальной, т.е. независимой от архиепископа Бари; после объединения Италии Сан-Никола приобрел статус "дворцовой церкви" (palatina); в результате примирения Италии и Святого престола в 1929 году она оказалась подчинена напрямую папе. Канонический статус базилики Сан-Никола регулируется тремя последовательно изданными апостольскими конституциями (1951, 1968, 1989 годы, с ними можно ознакомиться здесь); особу папы представляет delegato pontificio, впрочем, этот титул традиционно закреплен за правящим архиереем Бари-Битонто. Управление базиликой поручено папой монахам - доминиканцам.

Базилику начали строить на месте прежнего дворца катапана (византийского наместника в Южной Италии) в 1087 году, сразу же по прибытии в Бари мощей святого Николая. 1 октября 1089 года уже построенная крипта была освящена папой Урбаном II, в присутствии братьев-соперников Рожера Борсы и Боэмунда Тарентского; тогда же в нее были перенесены мощи городского патрона. В 1098 году в еще не завершенном соборе состоялся под председательством того же Урбана II большой собор,  одной из главных (увы, нерешенных) задач которого было прекращение схизмы Римской и КПольской церквей. В 1103 году документы упоминают о базилике как об уже построенной; в самой же церкви находится памятная доска, указывающая на освящение 1197 года в присутствии императора Генриха VI.

Следует помнить, что базилика Сан-Никола была единственным городским зданием, пощаженным Вильгельмом Злым при разрушении мятежного Бари в 1156 году. Разумеется, в последующие века в базилике происходили различные трансформации (например, расписной кессонированный потолок появился лишь в XVII столетии), но в целом можно говорить, что Сан-Никола - это храм XI - XII веков (вспомним, что собор Сан-Сабино в нынешнем виде - детище XII - XIII столетий), старейшее городское здание.

Начинаем осмотр с главного, западного фасада, выходящего на небольшую площадь. В левом дальнем от церкви углу площади "наша гордость" Церетели впаял памятник святому Николаю, обладающий свойственной этому непревзойденному мастеру утонченностью и выразительностью))) Фотографии выполнены так, чтобы читатели памятника не увидели)))










Как видно из фасада, церковь Сан-Никола - трехнефная базилика; из сравнения высот главного и бокового нефов можно догадаться, что внутри нас ждут настоящие, а не фальшивые (как в соборе) матронеумы. Колокольни у Сан-Никола почему-то не получились, хотя две башни, которые должны были колокольнями стать, явно видны. Сан-Никола на сто лет старше собора, а потому внешне выглядит гораздо строже, чем собор.
Вот, например, фронтон: окна-розы еще нет, а в соборе их несколько; щипцы тоже выглядят попроще, и никаких зооморфных метоп наверху тоже не наблюдается.



Метопы с изображениями есть только на левой башне:



Главный портал:


Французские пенсионеры, попавшие в кадр, ну никак не желали уходить с насиженного места; все последующие фотографии делались буквально через их головы.

Венчает конструкцию портала сфинкс (гипсовая копия есть в замке, я почему-то ее там не заснял):



Верхняя часть портала поближе:



Теперь внимание на архивольт:











Что там за сцены без путеводителя не разберешь, а никаких путеводителей по базилике я в продаже не увидал.

Собственно двери обрамлены еще одной лентой изображений:


Судя по всему, центральная сцена здесь - это перенесение мощей святого Николая с корабля в город. По преданию, быки, запряженные в повозку, неожиданно встали у бывшего дворца катапана, из чего был сделан вывод, что святитель пожелал почивать именно здесь.









Сопутствующие сцены мне остались непонятными. К сожалению, более или менее читаема лишь левая часть портала, правая же "расплылась" совсем. Смотрим левую часть снизу (от теламонов) вверх:









Все это полустертое великолепие опирается на двух мраморных быков, напоминающих нам о быках, на которых мощи святого Николая прибыли на место будущей базилики:






Теперь переходим к южному фасаду церкви (во двор можно свободно пройти и с площади, и через собор):


В соборе Сан-Сабино мы уже видели схожую конструкцию: южный рукав трансепта имеет собственный  фасад. В соборе на этом фасаде есть и окно-роза, и фигуры животных; в базилике же Сан-Никола этот фасад строг и лишен вольных украшений. Немудрено, напомню, что строители собора подражали базилике, но, поскольку дело происходило на сто лет позже, художественный вымысел был уже изощреннее)))
Кстати, и внешняя галерея в соборе тоже пущена именно по южному фасаду - еще одно подражание базилике святого Николая.

На южной стороне имеется свой портал, но, к сожалению, очень пострадавший от времени.





Что там за фигуры украшали капители, теперь можно лишь гадать.

Возможно, что и в основании колонн изначально были не черепашки, а какие-то более серьезные животные; эх, время-время...





На сайте базилики написано, что эти черепашки некогда были львами; вот что делает с людьми старость и плохая погода!

Левая сторона портала снизу вверх:






А теперь правая сторона:






На этом мы прервемся. Северную и восточную стороны базилики мы поглядим в следующий раз, а потом пойдем внутрь.

Бари, Апулия, Святыни

Previous post Next post
Up