В прошлый раз мы с вами посмотрели западный и южный фасады базилики святого Николая, сегодня нам предстоят два оставшихся - северный и восточный.
Осматривать северный фасад удобно, так как он выходит на достаточно широкую площадь Урбана II
Обратите внимание на внешнюю галерею, парную к расположенной на южной стороне (а в соборе Сан-Сабино удалось соорудить лишь одну галерею - южную). Говорят, что капители колоннок северной галереи прекрасны и, судя по всему, выполнены тем же мастером, что сделал т.н. кафедру Илии (о ней речь будет в следующем посте), но проверить это невозможно: уж больно высоко.
А это уже вид с северо-востока:
О собственном фасаде северного рукава трансепта говорить уж не буду - все уж запомнили, наверно, что такие фасады - еще одна черта апуло-романских соборов. К восточному фасаду базилики мы вернемся чуть позже, а пока что изучим северный портал базилики - портал Львов.
Сайт базилики утверждает, что по замыслу и мастерству исполнения этот портал не уступает порталам Моденского (
раз и
два) и
Феррарского соборов. Тот же сайт для сравнения упоминает еще и
Ангулемский собор, но его я не видал и, наверно, никогда не увижу, так что верю на слово. Отцы-доминиканцы, понятное дело, немного пристрастны к своей базилике; на мой взгляд, объективному сравнению мешает плохая сохранность барельефов портала.
Начинаем с архивольта.
Вот он поближе.
Краткое содержание архивольта таково: погнали наши городских. Слева и справа к центру мчатся по четыре рыцаря. Цель рыцарей - замок, в котором находятся две полустертых человеческих фигуры; замок защищают две пары пехотинцев. Поскольку ни один из героев батальной сцены не подписан, воображение исследователей разыгралось не на шутку.
Одна версия исходит из некоторого подобия этой сцены с архивольтом
Рыбных врат Моденского собора; там, как вы помните, рыцари Круглого стола спасают из плена королеву Гинерву. Но в Рыбных вратах все герои подписаны, и те врата выполнены на 20-30 лет позже барийских. На момент исполнения исполнения моденского архивольта история короля Артура уже была известна за пределами Британских островов, а вот базилика Сан-Никола, по свидетельству источников, была завершена уже в 1103 году, когда ни о каком Артуре в Европе не слыхали.
Поэтому вторая версия исходит не из подобия изображений, а из хронологических соображений. По этой версии на архивольте изображено
взятие Антиохии крестоносцами во время Первого крестового похода. Поскольку князем Антиохии стал Боэмунд Тарентский, которому Бари принадлежал, версия выглядит правдоподобно.
Пока вы выбираете между версиями, полюбуйтесь фантастическими животными на внутренней поверхности архивольта.
Две следующих фигуры поставили меня в тупик, но сайт базилики вразуми и просвети мя: слева фигура жнеца, а справа - сборщика винограда. Довольно часто на порталах изображали аллегории 12 месяцев (сразу вспоминаются
Ареццо и
Лукка) со своеобразным сельскохозяйственным календарем; в Сан-Никола же ограничились фигурами, олицетворяющими два главных продукта Апулии.
Ну а стерегут все это сокровище львы, под действием времени превратившиеся в ласковых тюленей.
Восточный фасад базилики выходит на узенькую улицу, так что тут даже фотомастеру было бы тяжело снимать, а уж для неумехи - автора сего блога была просто катастрофа. Уж снимал, как смог:
Уже привычные нам по апуло-романским соборам черты: роскошное восточное окно и полное отсутствие апсиды. Обратите внимание на слонов!
Так уж случилось, что сайт базилики я изучал уже дома, а потому упустил из виду надписи на северном фасаде собора. Как оказалось, это были имена тех дерзких пиратов святых и благочестивых паломников, что разбойнически украли с благоговением перенесли из Мир в Бари мощи святого Николая. Вы все еще надеетесь попасть в ЦБ, переводя через дорогу слепых старушек? Пустое это занятие. Украсть по-крупному и подарить украденное Матери-Церкви - вот прямой и несомненный способ обеспечить себе вечную память в Церкви земной и неплохое местечко в Церкви небесной.
Ну а знакомство с базиликой святого Николая мы продолжим в следующий раз.