Сиенский собор - часть 5. Фасад

Nov 16, 2015 23:02


Из двух последних постов всем уже стало понятно, что я вновь побывал в Тоскане. На этот раз в качестве базы была выбрана Сиена: это позволило и поглядеть соседние города, трудно доступные из Флоренции, и досконально изучить саму Сиену. Теперь, думаю, стало яно, почему я перед отпуском стал о Сиенском соборе рассказывать.

Начал я не совсем обычно - с интерьера, а не с фасадов, как это обычно делаю. Причиной был банальный недостаток иллюстративного материала: в прошлом году я в Сиене был лишь неполный день (радиальный выезд из Ареццо), и фасадом я любовался утром. Собор же, как и полагается по канонам, ориентирован апсидой на восток; соответственно западным фасадом я прошлой осенью восторгался, рискуя ослепнуть от солнца, бьющего в глаза. В этот раз ошибка была учтена: в первый день я фотографировал фасад вечером, в свете заходящего солнца; на следующее же утро солнца не было вообще - только фотографируй!

Вот вам собор прошлогодний - утром солнечного дня.




Вот вам собор этого года - на закате.



Собор - гордость Сиены, торжество готики, да и полы его (смотри предыдущие посты) - это вещь, достойная восторга. Собственно туристический сезон в Сиене делится на две части: с 1 марта по 31 октября - это время "открытого" пола, остальное время - "закрытого". В эти два периода различны не только стоимости входных билетов в собор (12 и 8 евро соответственно), но и даже...ставка туристического налога (в моем 3* отеле 2,5 и 1,5 евро за ночь). Число туристов в Сиене резко идет на спад с закрытием соборных полов: у меня есть возможность сравнить прошлогодний октябрь, когда в собор и его музей нужно было стоять в очереди, и нынешний ноябрь, когда в соборе можно было бы выгуливать слона, не рискуя кого-то задавить. Но, обратите внимание, соборный фасад не скрывают от посетителей ни на мгновение, так что даже в "мертвый сезон" у вас будет возможность впасть в экстаз - было бы желание.

По счастью, начиная с 1226 года, сохранились сиенские "гроссбухи" - расходные книги городского правительства, а посему после этой даты история строительства отслеживается с точностью до одного года. До этой даты приходится полагаться на предания, а они таковы:
- в IX веке на месте разрушенного храма Минервы уже существовала церковь (на месте нынешнего баптистерия)
- в 913 году на том месте, где сейчас находится западная часть собора, была построена резиденция епископа
- в XII веке на месте этих двух ранних построек началось строительство нового собора
- 18 ноября 1179 года новый собор был освящен папой Александром III, местным уроженцем, кстати (это - тот самый папа, что заставил Фридриха Барбароссу вВенеции униженно просить прощения)

После 1226 года все уже документально известно. В 1226 - 1259 году правительство регулярно оплачивает мрамор для строительства стен, а в 1263 году покупает свинец для кровли. В 1280-1284 годах прежде однонефная базилика "прирастает" боковыми нефами.
В 1317 году стартует амбициозный проект: собор удлиняют на восток, но там вообще-то крутой обрыв. Выход найден: внизу строят баптистерий (в Сиене это - не отдельно стоящее здание, как в большинстве виденных мною городов), а на нем, на баптистерии как основании, надстраивают восточную часть собора. Т.о., баптистерий в Сиене - это как бы нулевой уровень, подпорка собора. Баптистерию будет посвящен отдельный рассказ.
В 1339 году сиенцы, воодушевленные успехов предыдущей великой стройки, затевают новую. Было решено строить вообще новый собор, ориентированный с юга на север, т.е. поперек уже построенного старого; старый собор в таком случае стал бы "всего лишь" трансептом нового. В 1348 году работы по строительству нового собора прерываются навсегда: грянули "Черная смерть" и экономический кризис. От этой градостроительной авантюры остались лишь фасад (а точнее facciatone - "фасадище"), на сегодня суперпопулярная видовая площадка, и правый неф, в котором устроен музей. На "фасадище" я вас поведу в другой раз.
С 1357 года смирившиеся с новыми обстоятельствами сиенцы возобновляют работы над старым собором, в 1380 году эти работы завершаются. Как видите, задокументированная история строительства собора четко укладывается в XIII-XIV века, а это - время готики.

Наша задача на сегодня - изучить западный фасад, так что последний исторический экскурс, и пойдут картинки. Над фасадом трудились два архитектора: нижнюю часть построил в 1284-1297 годах известнейший Джованни Пизано, верхнюю - в 1299-1317 годах менее известный Камаино да Крешентино (Camaino da Crescentino), отец Тино да Камаино. В XIX веке собор украсил, так как это тогда понимали, уже не раз упоминавшийся в рассказах о полах Алессандро Франки.
Начнем изучение фасада с нижней части - работы Джованни Пизано.
Последовательно тимпаны над левым, центральным и правым порталами. Все, что выше тимпаном, пока не смотрите - это уже верхняя часть фасада.








В тимпанах видим бюсты трех сиенских блаженных - Иоанн (Джованни) Коломбини, Амвросий (Амброджо) Санседони и Андрей (Андреа) Галлерани (кто в каком, не знаю; бюсты, увы, не подписаны; видимо, сиенцы знали своих блаженных "в лицо"). Зато все, думаю, видят мраморных львов и даже быка. Это еще что - впереди нас ждут еще и мраморные лошади!

Львы - поближе:





Цари зверей служат в данном случае подножием для царей человеческих - Давида и Соломона.

Коль уж речь зашла о Давиде и Соломоне, перейдем к череде из личностей, которые, по мнению Камаино и заказчиков, наиболее ясно предсказали на грядущего в мир Христа. Держитесь, мои ПГМнутые мозги, выбор этих людей был очень странным. Идем слева направо, первые 3 и последние 3 фигуры стоят "за углом"



Имя первого человека канула в безвестность, опознать его пока не могут; второй - Исайя, третий - Валаам (тот самый, которого специально выписали из сектора Газа Харрана, чтобы проклясть Израиля, а он его трижды благословил; даже слепой аз вижу латинскую надпись: "Восходит звезда от востока")



А вот и обетованная лошадь попала в кадр первая неожиданность - Платон. Далее следует пророк Даниил (в итальянской Вики его назвали Аввакумом; глупость это, там четко имя написано), а третьей поместили кого-то из сивилл.



Еще раз смотрим центральный портал: по его сторонам - Давид и Соломон.



Слева направо: Моисей (приглядитесь: рога видны), Иисус Сирах и Аввакум (наверно, в итальянской Вики ошибка в перечислении персонажей, этот вроде бы подходит на роль пророка). Но если кто знает точно о последнем, тому медалька))) Ну и лошадь № 2 не пропустите!



Симеон Богоприимец, Мариам (сестра Моисея) и...Аристотель.

Ну и как вам Платон и Аристотель в качестве пророков Христовых?

В архитраве над главным входом можно попытаться разобрать различные эпизоды из земной жизни Богородицы (это уже Тино да Камаино):









Если вы рассматриваете эту вереницу барельефов, значит, вы попираете ногами интарсию, которая не уместилась в соборе и вынесена на паперть, - там притча о мытаре и фарисее (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Siena,_duomo,_pavimento_antistante_09_cerimonie_del'ordinazione_di_nastagio_di_gaspare_%281450%29.JPG)

Работа по разглядыванию деталек закончилась, и мы переходим к верхней части фасада (1299-1317; Камаино да Крешентино).
Левая часть:





Местные статуи я уже опознать не могу, кроме евангелистов, разумеется. Ну а в тимпане уже мозаика "Введение во Храм" Алессандро Франки.

Правая часть:





Тут видим вторую пару евангелистов, а также мозаику все того же Франки "Поклонение волхвов"

Ну а теперь - розочка на торте центральная часть.



Наверху - "Коронация Богородицы" Франки:



А ниже - готическая роза в окружении ветхозаветных пророков и новозаветных апостолов, воздающих честь Богородице



Просто красивая картинка - вся верхняя часть фасада разом, да еще и в солнечную погоду:



В розе не простое стекло, а витраж с Тайной вечерей: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Duomo_Siena,_window_over_main_portal_-_enblend.jpg. Я не знаю, кто бы тот герой, что смог этот витраж сфотографировать. Могу лишь подсказать: приходите к собору вечером, после заката солнца, но до закрытия собора. Витраж в это время прекрасно виден снаружи.

Собор, как вы уже, наверно, поняли, посвящен Богородице. Сиенцы не стали размениваться на святых покровителей, а прямиком отдались небесной Царице. Главный алтарный образ собора - это величественная "Маэста" Дуччо, перед которой умирал от восторга Муратов. В XVI веке этот образ сочли не соответствующим времени и вынесли из собора, но, по счастью, не уничтожили. "Маэсту" можно увидеть в музейном соборе. Фотографировать там нельзя, да и если бы разрешили, этот громадный образ, да еще и с бесчисленными пределлами запечатлеть мыльницей невозмжно. Все в мельчайших деталях можно разглядеть здесь: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Cathedral_%28Siena%29_-_Maest%C3%A0

В следующий раз мы с вами поглядим на facciatone и бросим с него взор на Сиену. Только дайте чуть передохнуть - у меня более 600 фоток с поездки, их нужно хотя бы начать обрабатывать. Продолжение будет, но не сразу.

Сиена, Тоскана

Previous post Next post
Up