Сиенский собор - часть 6. "Новый собор" и крипта

Nov 21, 2015 21:39

Я так резко бросился писАть о знаменитых полах собора, что совсем позабыл хотя бы пару вводных слов сказать.

Итак, соборный комплекс включает в себя, помимо собственно собора с пристроенной к нему библиотекой Пикколомини, еще и крипту, баптистерий и соборный музей, из которого, в свою очередь, можно подняться на фасад так и не построенного собора нового. К этому нужно добавить еще и епархиальный музей, который расположен в одной из "третей" Сиены, рядом с базиликой Сан-Франческо (в настоящее время этот музей закрыт на реставрацию). В каждую из частей соборного комплекса можно купить отдельный билет, а можно приобрести и общий билет, действительный три дня. В период "закрытых полов" этот комплексный билет стоит 8 евро, во время "открытых полов" - 12 евро. Ко всему этому, в прошлом году добавился еще один туристический аттракцион - "ворота в небеса", включающий в себя подъем на верхний уровень собора  (галереи над боковыми нефами) и выход на галерею под куполом. Билет, включающий в себя еще и этот аттракцион, стоит 20 и 15 евро в соответствующие сезоны. Для понимания ситуации и правильного планированя времени: осмотр всего вышеперечисленного занял у меня почти четыре часа. Это я отметил к тому, что осмотреть Сиену за один световой день физически невозможно.

О "воротах в небеса" скажу следующее: в период "открытых полов" это, видимо, очень увлекательная штука, а вот когда полы закрыты, это - выброшенные деньги. Как я понимаю, интарсии закрывают по очереди, и вот в день, когда я осматривал собор (11 ноября), открытым был лишь пол в начале нефов (то, что описано здесь: http://sibeaster.livejournal.com/176114.html) плюс сивиллы, то есть самое незрелищное. С галерей интарсии должны быть прекрасно видны, но в мой день прекрасно видеть было, в сущности, нечего. А выброшенные напрасно 7 евро - это цена двух тренировок, так что обидно)))

Посему перейдем напрямую к заявленной теме. Напомню, что в 1339 году сиенцы надумали построить новый кафедральный собор, да еще и таких циклопических размеров, что только что достроенный собор старый должен был бы превратиться всего лишь в трансепт собора нового. 23 августа 1339 года работы были поручены Ландо ди Пьетро, в следующем году руководить ими стал Джованни д'Агостино. Но затем грянула чума 1348 года, за ней последовал долгий период стагнации, и строить новый собор стало не на что. В июне 1357 года работы были прерваны и никогда более не возобновлялись. Вот, что осталось:


Это вид с пьяцца Дуомо, сам собор находится за фотографом. Прямо по курсу находится Facciatone - "фасадище" несостоявшегося нового собора, справа - какое-то административное здание "въехало" в зачаточный левый неф, слева же в неполучившемся правом нефе создан соборный музей. То же самое снято из-под купола (единственный стоящий кадр из "ворот в небеса"):


Видите на facciatone людей? Сейчас мы с вами окажемся на их месте. Более того, подняться можно и на самую верхнюю часть facciatone (на снимке там никого нет, но это - случайное стечение обстоятельств). Вход туда организован через музей.
Сам музей - это штука не меньше чем на час; причем фотографировать нельзя. На первом этаже выставлены подлинники статуй Джованни Пизано с соборного фасада (на самом соборе сейчас находятся копии XIX века) плюс подлинный витраж из соборного пресвитерия (выполнен по рисунку Дуччо, между прочим). На втором этаже находится знаменитая "Маэста" Дуччо (ее со всеми пределлами можно изучать здесь: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Cathedral_%28Siena%29_-_Maest%C3%A0?uselang=it). Третий этаж - это уже всякая проходная ерунда, которую пробегаешь по пути на facciatone. В период "открытых полов" здесь аншлаг, и движение туристов вверх-вних по лестнице регулируют два работника с рациями. В период же "закрытых полов" народа почти нет, и приходится иногда, пройдя полпути вверх, спускаться вниз, чтобы пропустить встречных (лестница так узка, что разминуться на ней невозможно). Прошлой осенью по пути на самый верх я незаслуженно получил похвалу своей доброте и заработал пару очков в копилку славы нашей великой Родины. Дело было так: передо мной наверх еле-еле взбиралась весьма тучная англоязычная дама; в какой-то момент она вынуждена была остановиться, чтобы передохнуть, и заблокировала тем самым мое восхождение вверх. Дама стала униженно извиняться, я же сказал ей что-то вроде: "Не волнуйтесь. Я не тороплюсь. Поднимайтесь в удобном для вас темпе". За это она весь оставшийся подъем меня благодарила, а наверху, узнав о моем русском происхождении, вознесла хвалу Путину порадовалась за Россию, сыны которой - такие вежливые и добрые. Как вы понимаете, благодарить было в сущности не за что: все равно обогнать ее было невозможно)))

Вот таким видится старый собор с фасада нового:


Прославленый фасад находится слева. Во время похода во "врата в небеса" пускают в нижнюю подкупольную галерею.




Это уже Собрная площадь. Слева ее замыкает бывший госпиталь, а ныне музей Санта-Мария-делла-Скала (http://www.santamariadellascala.com). Музей этот дорогой и, прямо скажем, рассчитан на очень большого любителя; я туда пошел в мой первый приезд в Сиену, и, скорее всего, именно этот музей стал причиной моего негативного в тот момент отношения к городу. И без Санта-Мария-делла-Скала здесь много интересного, ИМХО.



А это - знаменитое Кампо с Палаццо Публико и башней Манджа. Вот Палаццо Публико - вещь обязательная для осмотра; там внутри еще одна "Маэста", но уже Симоне Мартини, прославленные "Аллегории хорошего и дурного управления" Лоренцетти и много дргуих менее известных, но не менее интересных фресок. Чуть правее в кадр попала закрытая в настоящий момент на реставрацию церковь Сан-Мартино.



Здесь же самое важное - базилика Санта-Мария-дель-Серви; это почти что конец Сиены.



Другой конец Сиены - вдали церковь Сант-Агостино, закрытая для туристов в сезон "закрытых полов". Там, как говорят, есть работы Перуджино. Не видел: в прошлом году я до туда не дошел, а в этом я попал в несезон.

Спускаемся вниз.


Перед нами кусочек недостроенного правого нефа нового собора; старый собор - слева, соборный музей - справа, facciatone остался за кадром справа. Войдем в арочку:


А арочка эта оказалась готическим порталом. Ближе:



Ближе:



От портала вниз ведет очень крутая мраморная лестница, примерно на ее середине находится вход в крипту собора. Важно: здесь находится еще одна касса соборного комплекса, и здесь билеты можно приобрести без очереди, ибо все незнающие стоят в кассу, расположенную непосредственно у входа в музей (летом) или в самом музее (зимой).
Та крипта, в которую сейчас можно попасть, - это, так сказать, минус первый уровень собора. Как утверждается, существует еще одна более древняя крипта, расположенная под куполом, - это минус второй уровень; туда посторонних не пускают. Есть еще и минус третий уровень собора - это баптистерий (о нем в следующий раз). "Наша" крипта очень долгое время была заброшена и использовалась лишь рабочими. Веками они там жгли факелы и точили инструменты, ничего не подозревая. А в 1999 года археологи поскоблили закопченные сцены и обнаружили под слоями вековой копоти неплохо сохранившиеся фрески XIII века. Фотографировать вроде бы нельзя, но за этим не следят. Впрочем, при недостаточном освещении у меня ничего не получилось, а посему добро пожаловать в волшебный мир Викисклада. Сюжеты, уверен, всем понятны.












В следующий раз мы с вами поглядим на соборный баптистерий, а потом пойдем по бабам по менее известным храмам Сиены.

Сиена, Тоскана

Previous post Next post
Up