Продолжаем наш обход флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Я с Вашего позволения пропущу три известных капеллы: Строцци ди Мантова, Гадди и Гонди, потому что по ним у меня плохо с изобразительным материалом. Заранее будьте готовы к тому, что церковь, хоть и платная, освещена скудно, а в ряд капелл просто не пускают, и тамошние фрески приходится рассматривать в полумраке, через решетку и под большим углом. Будем надеяться, что когда-нибудь с электричеством разберутся, и ключи от решеток найдутся, а пока что пойдем туда, куда пускают. Тем более, что пускают в пресвитерий, за главный алтарь, и там в капелле Торнабуони можно увидеть два больших цикла фресок Гирландайо.
Заказчик фресок - Джованни Торнабуони, брат матери Лоренцо Великолепного, управляющий банком Медичи (его предшественником на последнем посту был Франческо Сассетти, чью именную капеллу мы уже видели:
http://sibeaster.livejournal.com/146592.html). Вместе с должностью Торнабуони заполучил от Сассетти и живописца: Доменико Гирландайо работал у последнего в 1482-1485 годах, у первого - в 1485-1490 годах. Площадь фресок капеллы Торнабуони - около 580 кв м, и написать все это за 5 лет Гирландайо в одиночку не смог: ему помогали два брата и зять Себастьяно Майнарди (
https://it.wikipedia.org/wiki/Sebastiano_Mainardi). Фрески капеллы состоят из двух больших циклов - жизнь Богородицы (левая стена) и Иоанна Крестителя (правая стена), плюс несколько фресок на средней стене. Фрески, простите, брал из Вики; зачем вас мучить моими неумелыми опытами)))
Изгнание Иоакима из Храма
По сюжету тут, думаю, все понятно, а вот масса зрителей требует комментариев. В левой группе еще Вазари выделил Лоренцо Торнабуони (сына заказчика) и Пьеро Медичи (сына Лоренцо Великолепного; сын Пьеро лежит в микеланджеловской гробницу в Сан-Лоренцо; внучка Пьеро - знаменитая Екатерина Медичи). Правая группа - это авторский семейный портрет: Давид и Доменико Гирландайо, Себастьяно Майнарди и отец братьев Гирландайо - Томмазо)
Рождество Богородицы
Знатные дамы слева, спешащие поздравить роженицу, - этот реальные исторические лица, а самая первая из них - дочь заказчика. Для любителей поразмышлять о разошедшихся во времени и пространстве западных и восточных христианах даю перевод надписи, идущей по фризу: "Рождество Твое, Богородице Дево, возвестило радость всей вселенной". Вот и думай после этого, кто у кого это списал...Ну и голые купидончики, украшающие дом благочестивых иудеев, - это мощно.
Первые две фрески находятся в нижнем ярусе, и узнаваемые лица сосредоточены именно здесь. На фресках следующих ярусов исследователи никого не опознали, зато появляются персонажи с непонятными (пока) символами. Обратите внимание на двух последуюших фресках на очень маленьких (ниже 3-летней Марии) детей, с взрослыми лицами - кто они? На ступенях Храма сидит почти голый человек в позе глубокого раздумия - кто он? итд
Введение Богородицы в Храм
Обручение Марии и Иосифа
Следующий ярус - еще две фрески. С одной стороны, можно посмеяться над сюрреалистической триумфальной аркой в Вифлееме (ох, увидел бы Гирландайо, в какой дыре родился Спаситель). А с другой стороны, в правой части "Поклонения волхвов" виден вполне реальный исторически существовавший жираф - его подарили Лоренцо Медичи в 1486 году.
Поклонение волхвов
Избиение младенцев
Завершается цикл Успением и Вознесением Богородицы. Я, признаться, довольно небрежно рассыпал в своем ЖЖ работы мастеров, придерживающихся как восточной версии (Христос принимает в руки душу Марии, похожую на младенца), так и западной версии (Богородица взмывает со смертного одра ввысь) этого события. Хотелось бы когда-то расположить все эти работы в хронологическом порядке и понять, в какой момент "западная" версия стала преобладающей на Западе, но, боюсь, знаний не хватит.
Переходим на правую сторону (еще не устали? Постараюсь поменьше болтать). Здесь будут сцены из жизни Иоанна Крестителя. Они также написаны попарно, в три яруса; последняя седьмая фреска - в люнете.
Благовещение Захарии
Здесь масса реальных исторических личностей (я не про Захарию и Гавриила): полный перечень можно прочесть здесь:
https://it.wikipedia.org/wiki/Cappella_Tornabuoni#Apparizione_dell.27angelo_a_Zaccaria. В их числе - Полициано, уже знакомый нам по капелле Сассетти (нижний левый угол; третий слева)
Встреча Марии и Елизаветы
Три дамы справа - видимо, исторические персонажи; в настоящее время твердо опознана третья справа дама - Джованни дель Альбицци, невестка заказчика
Рождество Иоанна Крестителя
Что там за барышня несет фрукты святой Елизавете, история умалчивает. А вот следующая дама, в нелепом чепце, четко опознана: это - Луркеция Торнабуони, сестра заказчика и мать Лоренцо Медичи.
Наречение Иоанна (видите, в центре Захария пишет имя на дощечке?)
Проповедь Иоанна
Ой, не могу молчать! Посмотрите на пикирующих птичек: они и раньше встречались, но находились еще более интересные моменты
Крещение Иисуса
Пир Ирода
А ведь мог бы Гирландайо своих заказчиков с семействами сюда поместить! Никто бы и не заметил шутки - высоко ведь! Но художники были тогда людьми простыми и бесхитростными, и Гойя с его уродливой королевской семьей еще на свет не появился.
Ну вот вроде бы и все...Я был бы рад показать вам многочисленные капеллы по правой стене церкви, но фотографии там, увы, таковы, что только испортят ваши будущие (вы же поедете во Флоренцию обязательно, дорогие читатели?) впечатления. Вживую все смотрится гораздо лучше.
Но одну фреску я вам все же покажу. Оказывается, в Санта-Мария-Новелла нашел свое последнее земное пристанище КПольский патриарх (в 1416-1439 годах) Иосиф II, болгарин по происхождению. Иосиф II был председателем (номинальным, конечно, тут же еще и император Иоанн VIII, а про наш цезарепапизм все наслышаны) нашей делегации на Флорентийском соборе. Здесь, во Флоренции, он и умер, не дожив до подписания финального ороса. А счастье было так возможно, но простодушные греки решили, что под чалмой Магомета им будет лучше, чем в единстве с папой. Вот, он какой - патриарх Иосиф: