В прошлый раз мы с вами изучали флорентийскую церковь Санта-Тринита. Пользуясь своими правами гида и автора, я, теперь пришло время сознаться, все время водил вас вокруг да около самой известной капеллы этого храма - капеллы Сассетти. И делал я это волею пославшей мя жены исключительно для того, чтобы посвятить ей отдельный рассказ.
Капелла, находящаяся в углу церкви, справа от главного алтаря, принадлежала Франческо Сассетти (1421-1490), одному из доверенных лиц Лоренцо Великолепного и главному управляющему банка Медичи. О карьере владельца можно почитать хотя бы в Вики (
https://it.wikipedia.org/wiki/Francesco_Sassetti, есть и неплохой русский вариант), но нам он интересен не как ловкий делец и не очень ловкий управляющий, а как меценат, заказавший украшение капеллы прославленному Доменико Гирландайо. Последний в течение 1482-1485 годов расписал капеллу фресками, рассказывающими о жизни и чудесах святого Франциска Ассизского. Так уж получилось, что святому Франциску в данному журнале всегда уделялось много внимания, и бОльшая часть сюжетов поэтому будут понятны, как я надеюсь, без подробных объяснений. Ну и то, что фотографии такого качества честно позаимствованы из Вики, уже тоже все привыкли...
Обручение с нищетой
Иннокентий III утверждает устав ордена францисканцев
На этой сцене нужно остановиться, потому что среди действующих лиц Гирландайо изобразил нескольких узнаваемых своих современников.
Итак, группа в правом нижнем углу, если перечислять слева направо, состоит из Антонио де Пуччо Пуччи (Puccio de Pucci,
https://it.wikipedia.org/wiki/Antonio_Pucci_%28gonfaloniere%29), Лоренцо Великолепного, Франческо Сассетти (владельца капеллы) и его младшего сына Федерико.
Симметрично им в левом нижнем углу изображены еще три сына Сассетти: Теодоро, Галеаццо и Козимо.
Из-под земли идут чередой три сына Лоренцо Великолепного в сопровождении своих наставников. Начнем с детей. Первый справа - Джулиано (1479-1516,
https://it.wikipedia.org/wiki/Giuliano_de%27_Medici_duca_di_Nemours), будущий герцог Немурский. Его вклад в мировую историю можно было призначть ничтожным, если бы его, Джулиано, посмертным возвеличиванием не занялся Микеланджело. Да-да, этот мальчик, когда повзрослеет и умрет, будет удостоен великолепной скульптурной группы в Новой ризнице церкви Сан-Лоренцо.
Второй мальчик справа (и слева тоже) - Пьеро Неудачник (1472-1503,
https://it.wikipedia.org/wiki/Piero_il_Fatuo), сын и преемник Лорено Великолепного, изгнанный со всем кланом Медичи в 1494 году из Флоренции. Его сын Лоренцо Урбинский - это еще один невзрачный и незначительный человечишка, удостоенный надгробия Микеланджело в Новой ризнице. Ну а внучку Пьеро - Екатерину Медичи (1519-1589), жену и мать французских королей, знают все.
Третий справа (и первый слева) - Джованни Медичи (1475-1521, будущий папа Лев X). Это - тот самый человек, которому приписывается фраза "Господь даровал нам папство, будем же им наслаждаться", тот самый, который отлучил от Церкви Лютера и был отлучен тем в ответ.
Взрослые в этой группе, если и перчислять справа налево, как и сыновей Медичи, - Полициано (
https://it.wikipedia.org/wiki/Agnolo_Poliziano), Маттео Франко и Луиджи Пульчи (
https://it.wikipedia.org/wiki/Luigi_Pulci)
Испытание огнем - св. Франциск проповедует перед египеским султаном
Франциск получает стигматы на горе Ла-Верна (мы с вами там недавно были:
http://sibeaster.livejournal.com/129674.html, там еще, помните, дикие обезьяны кабаны были). Заодно становится очевидным, что большинство живописцев, изображающих этот момент, в жизни не были на Ла-Верне, в отличие от нас с вами, дорогие читатели.
Погребение святого Франциска
Всякому мастеру иногда изменяет вдохновение, и он позволяет себе повториться. Сравните эту фреску с известной работой того же Гирландайо "Погребение святой Фины" из Сан-Джиминьяно. Утверждают, что крайний слева человек - это опять-таки Полициано.
Хронологически следующая фреска должна была завершать цикл, поскольку изображает посмертное чудо святого, но, видимо, по желанию заказчиков, Гирландайо поместил фреску в смысловом центре капеллы, над алтарем.
Воскрешение святым Франциском умершего мальчика.
Действие происходит прямо на пьяцце Санта-Тринита. Сама церковь, еще не перестроенная, находится справа; палаццо Спини Ферони, из окна которого выпал мальчик (это видно, приглядитесь), - слева; впереди - мост Санта-Тринита, еще без статуй с Временами года. Среди участников сцены опознаны дочери Сассетти с мужьями и/или женихами (слева) и сам Гирландайо (крайний справа).
Помимо фресок Гирландайо для капеллы Сассетти еще и алтарный образ написал: Поклонение пастухов (1485)
Мудрые люди видят в этой картине фламандское влияние, с одной стороны, и одну и вершин флорентийской школы, с другой стороны. Не будучи мудрым, я призываю вас обратить пристальне внимание на вола и осла; на мой взгляд, самые прониконовенные взгляды здесь именно у них, бессловесных животных. Они все понимают, но сказать не могут.
Справа и слева от Поклонения Гирландайо изобразил заказчика - Франческо Сассетти и его жену Нору Корси. Здесь же в капелле эта достойная пара и обрела покой. Я сознательно не даю ни их изображений (в жизни они были не слшком-то красивы), ни снимков их саркофагов (хотя авторы саркофагов тоже именитые). Всё это - суета сует по сравнению с их капеллой, за которую они и остались в памяти потомков.