Ареццо - родина многих известных личностей: Петрарки и Мецената, например. От Мецената в Ареццо по понятным причинам остались лишь неясные воспоминания. Дом Петрарки стоит недалеко от собора, но табличка честно предупреждает, что перед нами новодел. А вот дом еще одного местного уроженца Вазари сохранился в целости (подумать только, частный дом XVI века!) и превращен в музей
Коль уж речь зашла о музеях, то скажу пару слов о местных музеях вообще. Главная приманка здесь - церковь Сан-Франческо с фресками Пьеро делла Франческа, туда в высокий сезон нужно даже заранее билеты бронировать. Туристам всячески навязывают biglietto cumulativo - единый билет на четыре музея: Сан-Франческо, дом Вазари, пинакотеку и археологический, который, как утверждается, очень выгоден. На деле оказывается, что вход в пинакотеку вообще бесплатный, а археологический (строго мое мнение) - это тоска зеленая и выброшенные кровные евро. Так что разумнее, если вы, конечно, не фанат археологии, отказаться от единого билета, а покупать отдельные в Сан-Франческо и дом Вазари, сходить бесплатно в пинакотеку и пренеберчь археологическим - так получится дешевле.
Теперь возвращаемся к заявленной теме - дому Джорджо Вазари (1511-1574). Художник купил его в 1541 году и в течение более двадцати лет собственноручно расписывал. Вазари был востребованным художником, и бОльшую часть жизни провел вне родного Ареццо. Тем не менее свой родной дом он очень любил и с радостью сюда возвращался. Тем более, что его здесь ждала любимая жена Никколоза Баччи. Вазари мечтал о большой семье, но детей у него с Никколозой не случилось. После смерти супругов дом переходил по наследству вплоть до 1687 года, когда перешел во владение Братства лаиков (мы с вами видели их "офис" на Пьяцца Гранде:
http://sibeaster.livejournal.com/132250.html) после смерти последнего из членов семьи Вазари. В 1911 году дом был выкуплен Итальянским государством для устройства мемориального музея. К чести наследников Вазари, Братства лаиков и Италии нужно подчеркнуть, что все они бережно сохранили подлинные фрески мастера, не поддавшись искушению все переделать по последней моде.
Посетителям показывают четыре больших комнаты, несколько проходных и сад (последний, впрочем, сильно сжался в размерах за прошедшие столетия: наследники, сохраняя дом, потихоньку разбазарили прилегающи земельный участок). Мы с вами пойдем стандартным маршрутом; по пути буду давать минимум комментариев из путеводителя, который совершенно безвозмезно выдают вместе с билетом.
1. Комната искусств и славы (расписана в 1542). На потолке в центре мы видим сидящую на сфере Славу, трубящую в золотую трубу (подразумевается, что слава добрая) и попирающую филейно частью другую трубу, изображающую дурные слухи и подмоченную репутацию. В парусах Вазари изобразил аллегорических Поэзию, Изобразительное искусство, Скульптуру и Архитектуру . В люнетах (я их специально не стал фотографировать - мелковато) можно видеть портреты художников, дорогих сердцу Вазари: Лука Синьорелли, Спинелло Аретино, Бартоломео делла Гатта, Микеланджело, Андреа дель Сарто, Ладзаро Вазари (прадед художника) и, конечно, сам Джорджо Вазари.
2. Комната Аполлона и Муз (после 1548 года). На плафоне Аполлона венчают лавром венком два путти. В парусах представлены музы: попарно в трех парусах, а четвертом, примыкающем к окну, муз три, причем средняя, как считается, это не только муза мифологическая, но реальная муза художника - его жена Никколоза Баччи.
3. Комната Авраама (1548). Посреди всей бесовщины мифологии неожиданный сюжет: Бог благословляет Авраама и обещает ему потомство, сравнимое по числу с морским песком. Вазари, как я уже написал выше, мечтал о многочисленном потомстве, и фреска ясно указывала на эти надежды, увы, несбывшиеся. Есть там еще аллегории мира, гармонии, скромности и добродетели (не сфотографировал) - все это с прицелом на счастливую семью.
4. Комната Триумфа добродетели (1548). На плафоне Добродетель торжествует над Богатством и Завистью, в окружении знаков зодиака, времен года и периодов человеческой жизни. По стенам можно видеть аллегории Мудрости, Милосердия, Разума, Справедливости, Чести, Изобилия и Труда, разместившихся промеж руин древних городов; кроме того, две богини посетили комнату - Диана и Венера. За качество фотографий простите: сами видите, много бьющих в глаза светильников.
Кроме этого, в одной из проходных комнат можно увидать Цереру, мчащуюся в колеснице, запряженной двумя драконами.
Кто-то меня всерьез воспринимает за искусствоведа, работающего под прикрытием, и это меня очень веселит. Вообще-то, у меня даже образование не гуманитарное, а техническое ("Возьми меня, море, и тресни о скалы. Как мне надоело считать интегралы" В оригинале почти все глаголы - нецензурные). Очень многое в Италии я воспринимаю в категориях 1) "нравится" / "не нравится" и 2) "великие считают, что..." Вынужден сознаться, что под влиянием "великих" я достаточно прохладно отношусь к художественному наследию Вазари и, боюсь, очень несправедлив к нему. Но, даже с учетом этого признания, скажу, что дом Вазари произвел неизгладимое впечатление. Все-таки бОльшую часть жизни он работал на богатых "дядек и теток", что очень часто препятствует таланту развернуться. А здесь, в своем доме в Ареццо, Вазари писал для себя и любимой жены, и получилось, как мне кажется, достойно. Каждая комната - это законченная вещь, ясно выраженная мысль, и исполнение безупречное. Поэтому я бы настоятельно рекомендовал путешественникам этим музеем не пренебрегать.
Сколько веревочке не виться, а рассказывать о Сан-Франческо все равно придется))) Так что в следующий раз мы с головой погрузимся в фрески Пьеро делла Франческа.