В прошлых частях мы с вами последовательно посетили крипту и увидели своими глазами мощи самого известного миланского святого, затем под самыми неудобными углами пытались рассмотреть киворий над главным алтарем базилики, а напоследок сквозь решетку рассматривали капеллу Сан-Витторе.
Теперь на очереди у нас сооружение в левой части главного нефа, оно уже попадало в кадр:
Вон видите "столик на ножках" аккурат между якобы моисеевым змием и главным алтарем? Этот столик - амвон, с которого "во время оно" читали Апостол и Евангелие; мы такие уже видали, например в соборе Салерно:
http://sibeaster.livejournal.com/58766.html, Амвон в Сант-Амброджо родом из романской эпохи и поэтому интересен и сам по себе, но он еще и воздвигнут над античным саркофагом, который в Милане считали саркофагом знаменитого Стилихона, фактического правителя Западной империи при малолетнем Гонории. Как водится в миланским церквах, электричество экономили, так что всю эту радость я рассматривал впотьмах, а нижеприведенные фотографии взяты из Вики.
Итак, саркофаг Стилихона:
1. Уже неоднократно виденный нами сюжет - Traditio legis, то есть "передача закона". Христос, восседающий на престоле славы, передает апостолам закон, который надлежит проповедовать в народах. При всей своей зыбкости (ну не давал Христос никакого закона! Евангелие - это благая весть, а не УК) сюжет был очень популярен
2. Тут уж догадаются самые недогадливые - это же Рождество Христово, Христос лежит в яслях, окруженный животными
3. Тут будет посложнее:
Легче всего угадывается сцена в самом низу: два человека, а посреди них дерево со змеей. Да это же грехопадение Адама и Евы!
А что это за строгий римлянин на колеснице, отдающий кусок ткани человеку слева? О, тут без поллитры подсказки не обойтись: это Илия возносится на небо и отдает свою милоть Елисею. Фигуры справа истолковываются как Моисей и Ной, но тут уж я вообще не понимаю. М.б., Моисей - этот тот, кто в некоем корыте по волнам плывет?
4. Чтобы мы не чувствовали себя дураками, не знающими Писания, мастера, изготовившие саркофаг, нам выдали легко опознаваемую вереницу апостолов: они в очереди за законом стоят (см. №1)
Ну а теперь поднимем голову вверх и попытаемся увидеть амвон:
Как водится у романских мастеров, посреди бесчисленных животных (настоящих и вымышленных) попадаются и вполне узнаваемые библейские сцены, например Тайная вечеря.
Собственно с амвоном и саркофагом все, да и базиликой Сант-Амброджо - тоже. Но не могу пройти мимо двух замечательных захоронений.
Перед вами саркофаг, в котором во времена Амвросия находились мощи святых Набора и Феликса. Теперь саркофаг обращен в алтарь одной из боковых капелл:
А это надгробие последнего действительно достойного Каролинга - императора Людовика II. В результате последовательных разделов империи Карла Великого Людовику II досталась лишь Италия и пустой уж титул императора (дядья - Карл Лысый и Людовик Немецкий - прекрасно правили в своих частях былой империи, не обращая внимания на племянника). Но Людовик II, воспринимая свой титул вполне серьезно, всю жизнь боролся против сарацинской угрозы и под конец ее смог выбить арабов из Бари. Вот тут он и ждет воскресения мертвых:
На этом мы с Сант-Амброджо завершаем и, чтобы развить рифму, пойдем в Сант-Эусторджо.