Ровно сорок лет назад, в ночь на 2-е декабря 1969 года, на 89 году жизни не стало К.Е.Ворошилова. Его хоронили с высшими воинскими почестями. Это был последний из могучей когорты, луганский слесарь и железный нарком, оболганный маршал Советского Союза при регалиях, которым позавидовала бы любая коронованная особа. Про танки «КВ» и значок «Ворошиловский стрелок» слышали? Летом 1941-го «неизвестная» битва под Сольцами под руководством К.Е.Ворошилова не позволила немцам овладеть городом Ленина. В кругу домашних он был «Огонь». Другим, не исключено - прошлый век. Простолюдины встречали и провожали его стоя, овациями. Партийные бонзы требовали покаяния на хрущевских Пленумах ЦК...
КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ?
Не будь 1980-х и нашей работы в Ворошиловградском музее К.Е. Ворошилова многое из того, что последние лет 20 внушается с завидным постоянством, мы приняли бы, как должное: за чистую монету. Ну, что ж, извините. Попробуем разобраться в некоторых деталях, каким он парнем был, этот старик официально с двумя классами ЦПШ (церковно-приходской школы, не путать с ВПШ), ростом в 165 сантиметров, которого ни пуля не брала, ни штык-молодец и который так долго забывал умереть.
В смысле - пил, курил, за крепким словцом в карман не лез? Был ли ходоком в пору лихой молодости? А также - в курсе ли мы его истории болезней? Не знаем, наверное, мог пропустить рюмочку-другую по праздникам, любил и умел петь. Существовала фонограмма дуэта со знаменитым тенором И.С.Козловским. Курить бросил в середине 1930-х, - это точно, и долгие годы был проводником здорового образа жизни. По традиции друзья делали чисто мужские подарки. Тот же С.М. Буденный в 1922-м в память о службе в Первой Конной преподнес портсигар. В 1933-м первый президент Турции - Ататюрк - часы. О его женщинах до, тем более, после женитьбы известно немногое. Был случай, когда уже немолодому государственному мужу на даче кто-то каждое утро оставлял на подоконнике по алой розе. Вообще, на К.Е. Ворошилова, с долей самоиронии назвавшего свое 50-летие «старческим» юбилеем, не следует смотреть глазами подростка за чтением рекламы современных средств коммуникации.
Даже разрушители «легенд» в недавно снятом фильме ЛОТ «Клим Ворошилов» признают за ним право называться самородком. Только сказать, что это был человек своего времени, господа уважаемая луганская профессура от истории, это ничего не сказать. А если попробовать невозможное: поставить себя на его место, переложив время действия на настоящий момент. Смогли бы мы так: рискуя благополучием во имя идеи? Не уверены. Есть определенные риски. То-то же! Или в который раз подвиг будем измерять философскими категориями? И еще - негоже идентифицировать народ в материальном эквиваленте: кожаные шаровары, сало, селедка, водка. А о ценностях красного латышского стрелка судить на киношный лад в три прихлопа: трубка, лошадь и жена. Мелковато, однако! «Узнайте правду, какой бы страшной она ни была». Так, кажется, любят позиционировать себя луганские издания.
ВСЕ СОРОК СОРОКОВ ТОМОВ
Он родился в 1881-м, под Лисичанском. Сын крестьянина, отбывавшего солдатскую повинность, и неграмотной матери, был третьим ребенком в семье. Старше него - брат Иван и сестра Катя, моложе - сестры Анна и Соня. Тяжелые условия жизни и частые, в том числе повальные, болезни унесли Ивана и Соню. С 6-7 лет батрачил. Кое-как освоил азы грамоты. Рудники и рабочие поселки - это его юность. Строчки автобиографии, достойные подражания в духе пропаганды. На самом деле, что от него требовать? Яблоко от яблони далеко не падает...
И вот пути-дорожки «простого парня» пересеклись с миром знаний. Для начала выписал «Биржевые ведомости, позже - популярный ежемесячный журнал «Нива». Дальше - больше. Клим Ворошилов в молодости прочел, оказывается, немало. Не откажем себе в удовольствии привести полный перечень. Это - весь Гоголь, Толстой, Достоевский, Пушкин, Некрасов, Данилевский, Шевченко, Тургенев, Диккенс, Бальзак, Прус, Байрон, Сенкевич, Чехов, Котляревский и др.
К слову, из-за границы, из того же Лондона или Стокгольма, где в начале 1900-х гг. бывал на большевистских съездах, привозил не только оружие и прокламации, но и познавательную литературу: словари Брокгауза и Эфрона. На склоне дней. К.Е. Ворошилов, гордый тем, что прошел закалку в среде донбасских пролетариев, уже в собственной книге воспоминаний «Рассказы о жизни», написал: «Многое из прочитанного, особенно поэтические произведения, остались в памяти на всю жизнь». Его обещание удовлетворить любопытство читателя по самым каверзным вопросам советской истории осталось в черновиках второй книги. В декабре 1969 года люди с Лубянки переправили рукописи в партийные хранилища за семью печатями...
Кстати, о личной библиотеке К.Е.Ворошилова. Так вот, остатки собрания, переданного Музею К.Е.Ворошилова из Кремля в 1986 году, составляют 12370 экземпляров. Среди них - «Энциклопедия военных и морских наук» русского генерала от инфантерии Леера, философы Кант - «Критика чистого разума» и Гегель - «Наука логики*. А также - авторефераты историка Грушевского, римского поэта Овидия, политического деятеля Макиавелли. Еще - это Родзянко «Крушение империи», Лукреций «О природе вещей»... Читали? Есть особые томики в прочном коричневом переплете - это те труды, которые Ворошилов возил с собой во многие поездки по стране и за рубеж. А что до атак с шашкой наголо на бронетанковые войска, в том же музее сохранился снимок: Ворошилов держит одной рукой под уздцы любимого «Маузера», в другой - книга.
МОСКВА, ДЕКАБРЬ 1989-ГО
Это улица Грановского, дом с полным иконостасом мемориальных табличек на фасаде. Первый подъезд справа, пятый этаж. Квартира №104. Здесь мало, что изменилось за годы без К.Е. Ворошилова. Первое, что бросилось в глаза, это проводка на стенах, штукатурка «под колер». Даже мебель - из прошлого. В стеклах старинного буфета, перевезенного в свое время из Кремля, говорят, отражались лица видных военачальников и командиров социндустрии, старейшин культуры. В шкафах - книги, у стен - полки с журналами. Подарки от делегаций и глав государств.
Луганску, его людям - этой давней слабости хозяина - была посвящена целая стена с окном. Общеизвестно, что Ворошилов покинул малую родину весной 1918 года. Отступив с боями на Царицын во главе 5-й Украинской армии, он сражался на многих фронтах, занимал ряд высоких постов, но связей с луганчанами не прерывал. Его навещали, просили, делились новостями. Памятен апрель 1925 года, когда К.Е. Ворошилов и Г.И. Петровский вручали луганским пролетариям орден боевого Красного Знамени. Потом заботы в рабочем порядке - Луганбуд (реконструкция паровозостроительного завода), школа «сталинских» пилотов №11 (будущий ВВВАУШ), дабы научить летать «горняцкую молодежь»...
За кулисами, в женской части квартиры - секретер Е.Д. Ворошиловой, «парттети», как называла ее молодежь. Судя по изображениям на шкатулке (подарок К.Е.Ворошилова на 50-летие Екатерины Давыдовны) работы палехского художника Н.А.Правдина, численный состав семьи Ворошиловых размыт во времени. Формально - это супруги Ворошиловы, их приемный сын Петр и с 1934 года - его жена Надежда. Внуки - Клим и Володя. Помимо них - это дети М.В.Фрунзе, его покойного друга: Тимур и Татьяна, племянники с обеих сторон. Любопытно, Екатерина Давыдовна на день рождения супруга подарила в ответ кожаное портмоне. Внутри была вставлена иголочка с розовой ниткой - это своеобразный оберег от женского глаза.
На кухне - ничего выдающегося: шкафчики и массивная скамья, обычная комната с дверью на «черный» ход. За широким обеденным столом гостиной, куда после экскурсии по дому пригласила нас последняя хранительница ворошиловского очага Надежда Ивановна Ворошилова, сидели прежде многие выдающиеся люди. Украинский борщ и песни про «зоряну ничь», делилась она, были фирменными блюдами Ворошиловых...
Однако, отчего же все-таки отношение к Ворошилову в стране колебалось как маятник старых ходиков в боковой комнатке в 10 квадратных метров, где последние годы ночевал маршал, - то влево, то вправо с завидным постоянством?
Бывшие сослуживцы и люди, знавшие К.Е.Ворошилова лично, -Л.А. , М.А. Морозов, Э.Г. Жукова, В.Г. Высотин, с кем удалось переговорить в те дни, прямого ответа не дали. Вывод, что называется, витал в воздухе. Сложилось вот какое впечатление. Вероятно, из карьерных соображений высшего порядка наверху было правилом игры раскачивать общественное мнение о соратниках масштаба К.Е. Ворошилова. Это была одна из немногих фигур в Политбюро, за внимание которой сражались противоборствующие стороны. А после его смерти - за символы идеологии. Не гнушались ни анекдотами, ни грубоватыми шутками. Профессор Татьяна Михайловна Фрунзе высказалась жестче: «Все, что сегодня пишет пресса (напомним, дело было под занавес СССР) о Клименте Ефремовиче, - это конъюнктура...» Между прочим, кое-кто из вышеперечисленных людей здравствует поныне. В том числе - В.П. Ворошилов, внук легенды.
1940-Е И ДАЛЕЕ ПО КРУГУ
Ленинград, Сталинград, Ворошиловград. Звучит, не так ли! И компания подходящая, героическая. Чего стоят хотя бы 900 дней блокады или битва на Волге, что в корне изменила ход второй мировой войны. На известном мече, переданном в 1943-м на Тегеранской конференции Черчиллем в руки Ворошилова, была надпись: «Людям со стальными сердцами».
Первый раз Ворошиловград подкачал в 1942-м. Его сдали неприятелю без боя. Зато за освобождение дрались отчаянно. 3 мая 1944-го года «чрезвычайная комиссия» приведет цифры потерь от злодеяний немецко-фашистских захватчиков: «Расстреляно 3110 человек. Угнано в Германию 4644 человека, подверглись пыткам 7012 человек из числа мирных граждан. Всего разрушено 2542 здания, убытки в суммарном выражении исчисляются в 1 025 977 900 тысяч рублей...» С февраля 1943-го Ворошиловград отстраивают, а, по сути, возводят заново.
Заботы третьего человека в стране - на тот период К.Е.Ворошилов был уже Председателем Президиума Верховного Совета СССР, не обошли стороной наш город. 89 новых промышленных предприятий, училище штурманов, мединститут, телецентр, кадры, да просто моральная поддержка любого начинания, исходящего с берегов Лугани, - можно без оговорок записать в его актив. А футбольная «Заря» та самая, что утерла носы столицам уже без К.Е. Ворошилова. Как только ее ни склоняли постфактум. Но град еще звучал, будьте уверены! Далеко за пределами...
Унижение пришлось на годы разоблачения «культа личности». Многие даже не подозревают, что напротив памятника Борцам Революции возвышалась статуя К.Е. Ворошилова в полный рост. Ее демонтировали в 1958-м., сразу после торжеств, посвященных 40-летию Великого Октября. В доме №29 по каменнобродской улице Металлистов, где с конца 1905 по 1907 гг. жил К.Е.Ворошилов, был Мемориальный домик-музей. Его ликвидировали в 1961-м.
Второе дыхание открылось 5 января 1970 года - задолго до срока в 40 дней после кончины К.Е.Ворошилова. Согласно Постановлению имя маршала вроде бы увековечили окончательно. Исполкомом горсовета было принято решение о сооружении памятника. Понадобилось более десяти лет, чтобы на площади перед зданием городского самоуправления появилась такая знакомая нам бронзовая фигура на коне и на улице К.Маркса открылись двери Музея К.Е. Ворошилова. Увы, «любовная лодка разбилась о быт», не только у поэта с задатками трибуна. В 1990-м городу вернули его исканное название. С музеем расправились в духе перестройки (если помните, по странному стечению обстоятельств ее старт пришелся на дни празднования 40-летия Великой Победы).
В советские годы ходила такая байка про образцово-показательный колхоз под названием «40 лет без урожая». В чем соль - понятно. Смешно, не правда ли? Нет, мы ни в коем случае не претендуем на аналогии, боже нас упаси. Но что-то в этом есть. Не находите? И о круговороте имен в истории, и о магии цифры «40», А если по большому счету, крылатой фразой одного из любимых авторов К.Е.Ворошилова - графа Льва Толстого, трудно переубедить себя в том, что «у великих людей ... только одна дата: их рождение».
Сергей Остапенко,
Елена Ерошкина
Любимыми авторами Клима Ворошилова были Лукреций и Кант // Жизнь Луганска,2009. - №50(1014). - С.16