Ценность

Sep 17, 2014 16:39

Никогда ещё жизнь не была так драгоценна как сегодня...когда она так мало стоит.
Э.М.Ремарк.

С возрастом становлюсь сентиментальным. Может, усталость сказывается, может - профессиональная деформация протекает не так, как хотелось бы. Но близость к смерти, близость к каким-то важным решениям, за которыми стоит если не жизнь человека, то качество оной, недели, месяцы, а то и годы каждодневных страданий, все это вместо того, чтобы сделать из меня беспощадного циника, вдруг превратило в какой-то комок соплей и нервов. Даже фильмы с мало-мальски душещипательными сценами с успехом выжимают из меня слезу.
Это не значит, что я перестал орать на ординаторов, перестал участвовать в дебатах и завоевал славу рохли и мямли. Ординаторы по-прежнему робеют, команды в отделении выполняются, а в спаррингах рука крепка и беспощадна.
Но неожиданно стал замечать, что прописные истины типа "не убей", "не укради", "поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой" становятся частью моего собственного опыта, собственного мироощущения.
И когда вдруг вся армия диванных патриотов призывает к оружию и убийству, не важно кого, укропов, ватников, чучмеков, фашистов, антифашистов, у меня один вопрос. Неужели так трудно поставить себя на место другого? Даже не в политических суждениях, нет. Сколько людей, столько мнений. А вот в этих призывах к смерти.
Представь себе, это страшно, но ты попробуй - что твой ребенок, твоя кровь, чудо, которое ты растил и которому улыбался - вдруг перестанет существовать? Будет лежать холодный и пустой. Что его жизнь, его тепло, его глаза, которые ясно смотрели на мир - вдруг это все прекратится! Неужели это не страшно?
Издалека, понятно, не страшно. За многие годы постоянными рассказами о непобедимой советской аримии нас приучили к тому, что война - это почетно, красиво, невыносимо романтично, и уж невозможно себе представить как выгодно для Родины.
Мне один человек, служивший снайпером на одной из бесчисленных локальных войн, сказал, что через оптический прицел человек воспринимается не как человек, а как цель. Ну, как в компьютерной игре. И выстрел - это не убил, а типа как осалил. Зачекал. Теперь ты водишь. Потому что действительно убивать, осознанно лишать человека жизни, способны не многие. Не даром прошедшие войну ветераны так неохотно рассказывали о тех страшных годах. Почитайте записки ветеранов, как они отличаются от официальной хроники.
Война - это не красивая прогулка победителем по чужой территории. Война - это грязь, смерть, разрушение, голод, ужас и страх.
Моя бабушка вспоминала, что когда началась первая бомбежка, то она схватила своего трехлетнего сына, моего дядю, и без оглядки бежала в бомбоубежище. И только там поняла, что надела туфли на разные ноги - левая туфля на праой ноге, правая - на левой. Я потом ради любопытства попытался так надеть - не выходит. Даже в спешке.
Когда вы призываете к войне, когда пишете на машинах "На Киев", да даже "На Берлин", попробуйте встать на их место. Представьте, что вам повезло, вы не убиты, вы просто беженец.
Вы живете в палатке, и думаете, где бы согреть воды для своего простывшего ребенка, который лежит здесь же, на временном топчане среди еще пятидесяти таких же беженцев. Вы думаете о том, что будет дальше, и как вам прокормить своих детей. Фиг с вами, вы проживете, будете голодать, оно и для фигуры даже полезнее. А вот ребенку каково?
И вот вы, ради Крыма, в котором никогда не были и вряд ли когда побываете, ради мифических американцев, ради непонятно чего, вдруг начинаете кричать: "Распни его! Распни!", забывая, что в любой момент можете поменяться местами с тем, кого сейчас гоните.
Человеческая жизнь имеет определенную цену. Для каждого цена эта - разная. Страховые компании имеют термин "стоимость человеческой жизни" для оценки размера компенсации. Полководцы под ценностью жизни понимают те ресурсы, которыми они обладают для проведения операции. Для меня ценность человеческой жизни - это та зона ответственности, в рамках которой я работаю каждый день. Для меня ценность жизни моей дочери - это вся Вселенная и даже больше.
К сожалению, для многих человеческая жизнь - не более, чем статистика. Иначе как объяснить такое отношение к жизни окружающих, да и к своей собственной.
А что такое человеческая жизнь для вас? Особенно для тех, кто так настойчиво приызвает придать очередных врагов смерти?
Как писал Терри Пратчетт, единственный грех - это относиться к человеку, как к вещи. В том числе и к самому себе.

Будьте уже здоровы.
Previous post Next post
Up