Учитель

Oct 16, 2014 12:41

У каждого человека в жизни бывает много Учителей. Большинство, правда, будут учить, как жить не надо. Но несколько (их не может быть много) своим примером, словом подскажут, как нужно делать. Вот за этими людьми стоит следовать.
Профессор Б.В.Чурин

Сегодня в Новосибирске прощались с академиком Казначеевым.
Большинство про него именно так и говорили: академик Казначеев. Человек-легенда. Столп. Ученый. Врач. Учитель.
Мой первый Учитель.
У него было имя в духе времени, в котором он родился - Влаиль, сокращенно от Владимир Ильич (Ленин).
Однако близкие, коллеги, с кем у него были неформальные отношения, звали его Леонид Петрович. Так ему было приятнее.
Он закончил школу в 1941 и поступил в консерваторию по классу вокала, мечтал стать певцом. Через год, после трехмесячных курсов, ушел лейтенантом на фронт. Был ранен в шею. Лечился.
Профессор Залесский, который занимался его лечением, убедил В.П.Казначеева поступить в мединститут.
Казначеев вспоминал: "Я не думал становиться врачом, надеялся, что голос восстановится и я продолжу музыкальное образование. А Залесский, по всей видимости, понимавший, что восстановится не удастся, говорит - все равно ты пока петь не можешь, пока восстанавливаешься. Чего тебе время терять, поступай в медицинский, заодно узнаешь, как лучше и быстрее вернуть голос".
В 1945 году Казначеев поступил в мединститут.
В 1964 стал его ректором.
В 1969 - член-корреспондент, а в 1971 - действительный член Академии медицинских наук СССР.
Знаменитый академик Лаврентьев, создатель Академгородка, приглашал к себе самые светлые головы. Под его эгидой, и при непосредственном участии академика Казначеева было создано Сибирское отделением АМН СССР.


У Казначеева был тяжелый характер. С ним мало кто уживался. Он требовал полной самоотдачи, полного погружения в науку, требовал широкого кругозора, не ограничивающегося только медицинскими интересами.
Помню, как однажды он расчехвостил меня, ординатора первого года, за какие-то робкие попытки работать в другой лаборатории. Оказывается, он планировал отдать мне какую-то часть своего научного исследования. Узнав, что я не готовлюсь к нему с должным рвением, что я хожу в другую лабораторию, он страшно разозлился. Устроил мне выволочку.
Спустя неделю, он остыл и позвал к себе в кабинет. Попросил секретаршу принести нам чаю. Мы долго разговаривали о разных вещах, точнее, он разговаривал, а я сидел ни жив ни мертв, и глоток чая мне в горло не лез. Потом, когда он меня отпустил, и я вышел за дверь, секретарша сказала: угостил чаем, значит, оттаял - это знак хорошего отношения к человеку.
По чаю я потом часто ориентировался, в каком настроении академик.
Для меня было лестно и удивительно то отношение ко мне, безусому ординатору, то терпение, с которым он вкладывал в мою голову какие-то идеи, объяснял эксперименты, отправлял к своим коллегам, директорам других институтов.
Помню совершенно потрясающие клинические разборы, которые превращались в лекции, с неожиданными параллелями, случаями из практики, рассказами об экспедициях, цитированием Боткина, экскурсами в историю медицины.
На авторитете и имени Казначеева паразитировало довольно много народу. Они выкрикивали лозунги, называли в честь его свои псевдо-научные учреждения. Помню, один деятель из Красноярска создал свою организацию что-то типа Международная научная академия биоэнергетики, информационных полей и иного вымысла имени академика Казначеева. Обращался к Леониду Петровичу не иначе как "Свет очей моих, Солнце Яркое, Влаиль Петрович". Ой ты гой еси и проч.
Когда мы спрашивали, почему академик не стряхнет всю пыль со своих ног, то Леонид Петрович только смеялся в ответ.
Тем не менее, благодаря разным деятелям от науки, имя Казначеева часто фигурировало в списках лжеученых, а современники говорили - да он же не ученый вроде, а так, оккультист.
Чем бы ни занимался Казначеев в последние годы, как бы ни отклонялся "от линии партии", от того, что понятно и принято сейчас, он заслужил уважение в научном мире как создатель нескольких направлений в медицине: проблем здоровья пришлого населения Севера, проблемы общей патологии человека, проблем антропоэкологии (изучение взаимовлияний окружающей среды на человеческий организм и человеческую деятельность в целом).
Это был выдающийся врач, ученый, организатор.
Я очень благодарен ему за то, что он поверил в меня как врача, ученого, человека.
Спасибо Вам, Леонид Петрович, за те уроки, которые мне преподали.

про людей, Учитель, сердце

Previous post Next post
Up