100 дореволюционных пасхальных открыток

Apr 30, 2016 01:17






Открытки (открытое письмо) впервые появились в 1777 году во Франции. Ниже речь о дореволюционных, пасхальных открытках, а они скорее, ведут свои корни от лубочных картинок, которые в XVII - XVIII веках сначала завозились из Германии, а потом начали выпускаться и в России.
В 1897 году “Общество Святой Евгении” выпустило первые пасхальные почтовые открытки,в ниже представленном виде. Продажа пасхальных открыток оказалась делом коммерчески выгодным и быстро окупаемым. Выпускались открытки с оригиналов работ известных художников, это были картины Бориса Кустодиева, Николая Пимоненко, Мстислава Добужинского, Владимира Лебедева, Михаила Гермашева.





Пасхальные открытки с изображением картин Михаила Гермашева

Художники также создавали иллюстрации специально для пасхальных открыток: в дореволюционной России выпускались открытки по эскизам Ивана Билибина и других известных художников.



“Кулич-город”, пасхальная открытка “ретро”, созданная художником Иваном Билибиным

Особенное место среди дореволюционных пасхальных открыток занимают открытки, созданные художницей Елизаветой Меркурьевной Бём (1843-1914), ученицей выдающегося русского художника Ивана Крамского, - множество пасхальных и других открыток с её рисунками дошли до наших дней. Главные действующие лица её открыток - дети, на открытках часто есть присказка, поучительная или поздравительная надпись. Есть целые серии открыток Елизаветы Бём с участием черных силуэтов - придумка художницы, обеспечившая её работам мгновенное узнавание. Иван Крамской писал о чёрных силуэтах Бём: “И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей”. Есть среди этих открыток и пасхальные.









































Изображения детей на открытках ещё одной художницы, Елены Петровны Лебедевой-Анохиной:

























Детскую тематику на пасхальных открытках можно назвать основной. Многие другие авторы тоже следовали ей:



















































Также традиционными атрибутами российской дореволюционной пасхальной открытки - пасхальные яйца, куличи, храмы, цветы…



















































Были на русскоязычных дореволюционных открытках и нетрадиционные атрибуты: цыплята, зайцы, барашки, причем такие открытки часто производились для российского рынка за рубежом, - отсюда и типичная атрибутика зарубежных открыток. Что хорошо видно на первых двух открытках.

































Развитие транспортного машиностроения также отразилось на дореволюционной открытке:







Нечасто, но бывали персонажами открыток и взрослые:























На открытке ниже пасхальная сцена из госпиталя времён Первой мировой войны. Это где-то 1915-й, или 1916-й год.



И удивительное дело, встретил я только одну открытку непосредственно связанную с Воскрешением Исуса Христа:



Старинные открытки, в том числе и пасхальные, становились объектом коллекционирования многих людей. Оригиналы конечно найти не просто, но недавно встретил в продаже переизданные копии дореволюционные открытки.

30 апреля 2016 г.
Шуров Олег Викторович

открытки, праздник, пасха

Previous post Next post
Up