Часть первая: ДОНИКОНОВСКИЕ ХРАМЫ МОСКВЫ (XIV - XVI вв.) Продолжаю свой рассказ, иллюстрированный моими фотографиями, о древнейших, сохранившихся до наших времён, храмах Москвы. В первой части я рассказал о храмах XIV - XVI вв. В этой части Московские храмы XVII века, до патриарха Никона, который при поддержке царя Алексея Михайловича начал религиозную реформу. То есть, речь пойдёт о тех Московских храмах, под сводами которых во время служб дважды звучала «аллилуйя», крестные ходы были «по солнцу», и когда повсюду на Руси люди безбоязненно освящали себя двоеперстием.
Церковь Всех Святых, что на Кулишках
Устроена при Великом князе Дмитрии Донском в память воинов, павших в Куликовской битве. Первая каменная постройка начала XVI в., нынешнее здание рубежа XVI-XVII вв. с включением частей прежней церкви. Почти квадратный в плане бесстолпный одноглавый храм на высоком подклете. Четырёх ярусная колокольня конца XVII века. Приделы Николая Чудотворца и Пророка Наума (ныне не возобновлен). Закрыта в 1930 г. Реставрировалась в 1970-х. Возвращена РПЦ в кон. 1991 г.
Церковь Михаила Архангела, что в Овчинниках
Достоверно известна с середины XVI в. Каменная церковь выстроена в первой половине XVII века, освящена во имя Покрова Богородицы. Представляла из себя четверик, перекрытый сомкнутым сводом, с горкой кокошников и трёхглавым завершением. Небольшая трапезная расширена в 1665 г., тогда же с юга пристроен придел Михаила Архангела. Капитально перестроена около 1700 г., когда появилась нынешняя невысокая восьмигранная колокольня, а четверик получил четырёхскатную крышу и стал одноглавым. Второй придел сщмч. Харалампия. Закрыта в начале 1930-х, внутри переоборудована. Службы в храме возобновились в 1997 году. Отремонтирована, но Харалампиевский престол не возобновлён.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Рубцове
В праздник Покрова Богородицы 1 октября 1618 года в благодарность за освобождение Москвы от польско-литовских завоевателей Михаил Романов принимает решение о возведении храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Новая деревянная, а позднее и двухпридельная каменная церковь символизировала окончание смуты и начало возрождения Руси. В скором времени святыня приобретает статус соборной. В 1812 году Покровское было разграблено, видимо, тогда же изрядно пострадал и храм Пресвятой Богородицы. После революции из храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово изъяли большую часть церковных ценностей из золота и серебра. В 1934 году святыню закрыли, разорили кладбище при ней, разрушили часовню и каменную ограду. Церковное здание передают Метрострою (первое время здесь размещаются электромонтажные мастерские). Позже в здании храма находятся мастерские скульпторов, а затем - жилые помещения. В 1961 году в Покровской церкви проводят реставрацию, после чего здание приспосабливают под репетиционные классы Государственной хоровой капеллы им. Юрлова. В 1992 году храм вернули РПЦ, однако лишь в 2003 году прихожанам удалось войти в святыню. С этого времени в храме проводятся постоянные богослужения.
Церковь Феодора Студита у Никитских ворот
В XV в. здесь был женский монастырь, основанный при древней часовне. Новая церковь выстроена в 1626-1627 годах по обету патриархом Филаретом как собор уже мужского Феодоровского - Смоленской Богородицы монастыря, просуществовавшего до 1709 года. Храм неоднократно перестраивался, особенно сильно после 1812-го, когда бывший пятиглавым четверик перекрыли большим сферическим куполом с одной главкой на тонком барабане, а алтарь стал одноапсидным. В 1865-73 гг. придельные алтари распространены на восток. Главный престол Смоленской Божией Матери, приделы Феодора Студита и Аверкия Иерапольского. Закрыт не ранее 1929 г. Обезображен, отдельно стоявшая шатровая колокольня XVII в. сломана до первого яруса. Отреставрирован в 1984-94 годах с воссозданием старых форм и пятиглавия. Передан РПЦ в 1991 г, действует.
Церковь Екатерины Великомученицы, что на Царицыных сенях в Кремле
Построена деревянной в 1536 году, сгорела в 1626 г., через год возведена в камне. Домовый храм женщин царской фамилии. Закрыта вскоре после революции, доступа нет. Расположена под Воскресенской теремной церковью в северной части комплекса Теремных церквей в Московском Кремле.
Церковь Воскресения Словущего, что на Успенском вражке
Впервые упоминается под 1548 году. Нынешний храм построен в 1629-34 гг. вместо сгоревшего деревянного. Бесстолпный одноглавый четверик. Классицистические трапезная и колокольня поздние - 1816-20 гг., третий ярус колокольни сделан вновь в кон. XIX в. Приделы Николая Чудотворца и Пророка Елисея (существовал как отдельная церковь до разорения в 1812 г.). В советское время не закрывался.
Церковь Троицы Живоначальной, что в Никитниках
Построена в 1631-34 гг. на месте сгоревшего деревянного храма. Главный престол Св. Троицы; приделы: Николая Чудотворца (северный), Никиты Мученика (южный), Иоанна Богослова (под колокольней), Грузинской Божией Матери (в подклете). Закрыта не ранее 1929 г., с 1934 - филиал Государственного Исторического музея. В конце 1990-х возобновлены богослужения в подклете храма.
Церковь Вознесения Господня на Никитской
Нынешняя каменная церковь выстроена около 1634 года на месте сгоревшей. Южный придел Прокопия и Иоанна Устюжских (1680-е), северный - Усекновения главы Иоанна Предтечи (1739). К четверику храма примыкает широкая трапезная и двухярусная шатровая колокольня. Завершающий восьмерик 1764 г. Закрыта около 1937 г., возвращена верующим в 1992-м. Отреставрирована и действует.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1634-1635) в Медведкове на реке Яузе была построена на месте прежней деревянной при первых владельцах села князьях Пожарских. Каменный шатровый храм был выстроен Дмитрием Пожарским после ранней смерти его любимого сына Федора. Это один из последних шатровых храмов, построенных до Никоновской церковной реформы, запретившей строительство таких церквей как "не соответствующих чину". Высокий шатер, увенчанный маленькой главкой, окружают боковые купола на барабанах - отдаленные следы влияния архитектуры храма Василия Блаженного. Основание шатра скрыто рядами кокошников, а грани украшены мелкими цветными вставками. Восьмерик, на который поставлен шатер, достаточно широк, в его гранях прорезаны узкие окошки. У храма три апсиды, разделенные полуколоннами; в боковых апсидах прорезаны окна. Существующая двухъярусная колокольня была построена в XIX веке на месте прежней.
Собор Спаса Нерукотворного Образа в Кремле
Построен царем Михаилом Феодоровичем в 1635-36 годах над меньшей Золотой Царицыной палатой. Придел Зачатия Иоанна Предтечи (изначально Иоанна Белградского). Закрыт в 1918 г., с тех пор недоступен. Формально передан РПЦ в нач. 1990-х. Собору принадлежат пять южных глав комплекса Теремных церквей.
Церковь Двенадцати Апостолов и церковь Филиппа Апостола в Синодальном (бывшем Патриаршем) доме в Кремле
Построенная в 1652-1656 годах как домовый храм Патриархов, изначально именовалась церковью Апостола Филиппа. После перестройки в 1680-1681 гг. освящена в нынешнее имя, а Филипповский храм устроен этажом выше. Закрыта в 1918 г.. Передана РПЦ в начале 1990-х. Богослужения раз в год на престольный праздник, в остальное время - музей. Церковь Апостола Филиппа ныне числится ее приделом.
Церковь Святой Евдокии (Воскресения Словущего) в Кремле
Выстроена в 1654 году над Екатерининской церковью как церковь Святой Евдокии. После переделки, в 1681 г. получила нынешнее имя. Закрыта вскоре после революции, недоступна. Церкви принадлежат пять северных глав комплекса Теремных церквей.
Церковь Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского монастыря
Церковь сооружена в 1644-1645 гг., сменив деревянный храм, известный с 1625 г. Трапезная выстроена между 1689 и 1698 гг. В 1831 -38 гг. на средства купца П. Я. Маслова трапезную расширили и возвели колокольню. Неоднократно перестраиваемое здание в настоящее время состоит из собственно храма с апсидой и двухпридельной трапезной, объединенной с колокольней переходом. Церковь не действовала с 1932 по 1993 гг. Проведены большие реставрационно-восстановительные работы. В сентябре 1995 г. был освящен придел апостолов Петра и Павла. При храма действует иконописно-реставрационная школа-студия.
Церковь Власия, епископа Севастийского, что в Старой Конюшенной слободе
Одноглавая кирпичная церковь построена на месте старой в 1644 г. с главным престолом Преображения Господня и Казанским, Власьевским и Никольским (позже упраздненным) приделами. Последний раз перестраивалась в 1866-72 гг.: трапезная была расширена и возвышена, обновлена колокольня. В 1921 году освящен престол Серафима Саровского, перенесенный сюда из ликвидированной домовой церкви Серафимовского комитета Красного Креста на Сивцевом Вражке. Закрыта около 1939 года. Возвращена РПЦ в 1991 г., литургии служатся с 1997 года. Серафимовский престол не возобновлен. В храме сохранились фрагменты росписей XVII в.
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищево
Церковь сооружена в 1644-1646 гг. в летней резиденции московских митрополитов и патриархов каменных дел подмастерьем Л. Ушаковым по «чертежу» А. Константинова (строителя Теремного дворца в Кремле.). В конце XIV - начале XV вв., еще при митрополите Киприане, здесь находилась деревянная церковь Трех Святителей (упоминается в 1406 г.). Здание состоит из крупного кубического четверика с шатровым завершением, окруженного галереей с двумя симметричными приделами. Разновысотные вертикали шатров создают характерный для XVII в. выразительный силуэт. В 1860 г. северный придел получил небольшую трапезную, а вместо первоначальной колокольни была воздвигнута новая - шатровая. Церковь была закрыта с 1937 по 1991 гг. Иконостас храма, разобранный и перевезенный на киностудию «Мосфильм», был использован С. М. Эйзенштейном при съемках фильма «Иван Грозный». Церковь реставрировалась в 1970-х гг. Богослужения возобновлены в 1991 г.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках
Успенская церковь расположена на территории старинного поместья Вешняково, впервые упоминающегося в летописях XVI века. Как и соседнее Кусково, Вешняково связано с фамилией Шереметевых. Успенская церковь была построена Фёдором Ивановичем Шереметевым в 1644-1646 годах по обету. В эти годы Ф. И. Шереметев занимал одно из ключевых мест в российском правительстве. В 1646 году он ушёл в отставку, а в 1649 году принял иноческий чин в Кирилло-Белозерском монастыре и назван был в постриге Феодосием. Храм возвышался на высоком подклете, окружённом с трёх сторон галереей, первоначально открытой. Вместо купола здание храма завершалось шатром. Через несколько лет после окончания основного строительства было принято решение пристроить к храму симметричные приделы, также увенчанные шатрами. В 1655 году Патриарх Никон, к которому обратились за разрешением на строительство, в храмозданной грамоте отметил, что «…главы б на тех приделах были круглые, а не островерхие». В конце XVII века к храму была пристроена колокольня, в 1734 году её надстроили и увенчали шпилем. В течение более чем 300-летней истории Успенской церкви её несколько раз реставрировали изнутри и снаружи. Среди цветов, в которые был выкрашен храм, присутствуют бордовый, красный, изумрудный, темно- и светло-жёлтый. 22 мая 1922 года большевики вывезли из храма множество церковных ценностей, включая драгоценные чаши, сосуды, дарохранительницу, напрестольные кресты и Евангелие. Успенская церковь была закрыта накануне Великой Отечественной войны, в 1940 году. В военные годы в здании храма был оборудован военный склад и ремонтные мастерские. 25 января 1947 года в храме были возобновлены богослужения.
Собор Преображения Господня в Новоспасском монастыре
Спасо-Преображенский собор построен на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Федоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых - предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых - боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича - Ксения Иоанновна Романова (Вел. государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. Последними представителями рода Романовых, нашедшими место упокоения в стенах обители, стали инокиня Досифея (княжна Тараканова, ум. 1810) и великий князь Сергей Александрович (ум. 1905) - генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын Императора Александра II.
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня, что на Пометном вражке
На месте каменного здания храма изначально находился деревянный храм, дата постройки которого неизвестна. В 1640 году в начале глубокого оврага (Помётный вражек), прорезающего левый берег Москвы-реки, было начато строительство каменного храма во имя Воздвижения Креста Господня. Он строился 18 лет и в 1658 году был освящен главный престол. Помётный вражек - овраг, куда в XVII веке свозили навоз с Конюшенного двора, переулки у оврага назывались Вражскими. В 1701-1708 годах каменный храм был перестроен стольником Василием Шереметевым, а единственный придел освящён во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Между 1761 и 1782 годами храм также подвергся некоторым изменения - был увеличен алтарь, трапезная, придел. После нашествия французской армии и пожара храм был снова освящен в 1813 году. В 1846 году на средства, завещанные купцом Г.И.Блохиным и на пожертвования фабриканта Ганешина к храму с западной стороны была пристроена невысокая колокольня со шпилем, а в трапезной устроен второй придел - во имя Архангела Гавриила. Освящение постройки состоялось в 1852 году. Также в XIX веке церковная территория была обнесена белокаменной оградой с воротами. В 1930 году храм закрыли, а его настоятель был сослан. Были снесены купол, колокольня, богадельня и дом-причта, а в помещении храма разместилось общежитие. В 1992 годуа он был возращён церкви и начал восстанавливаться по проекту архитектора О.Н.Кольбе. Тогда же начали вновь проводиться богослужения.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что в Путинках
Каменная строилась в 1649-52 гг. взамен сгоревшей деревянной. Один из лучших образцов московского зодчества середины XVII века. Основной объем храма увенчан тремя декоративными шатрами, поставленными в ряд. С севера к нему примыкают шатровая колокольня и придел иконы "Неопалимая Купина", увенчанный своим шатриком на горке кокошников. Трапезная и южный придел Феодора Тирона пристроены в конце XVII в. Третий придел Николая Чудотворца. Закрыта в 1939 г. Вновь освящена в 1991 году, возобновлены все престолы кроме Никольского.
Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Коломенском
Храм на высоком подклете с шатровой колокольней построен в 1649-1653 гг. при царе Алексее Михайловиче в честь 100-летия взятия Казани. Соединялся переходом с деревянным царским дворцом, который за ветхостью был разобран в XIX в. В 1941-1942 гг. храм не действовал, затем службы возобновились и более не прекращались.
Церковь Троицы Живоначальной, что в Листах
Известна деревянной с 1635 года. Ныне существующая выстроена стрельцами в 1650-1661 гг.. Большой четырёхстолпный пятиглавый храм с трапезной. Трапезная с Покровским приделом освящена в 1680 г., разобрана за ветхостью и выстроена заново в 1774 году. Другой придел был Иоанна Дамаскина, в 1805 г. переосвящён во имя Алексия митрополита. Отдельно стоящая в линии ограды трёхъярусная колокольня построена в 1788 г. Закрыт в 1931, обезображен. Колокольня снесена в кон. 1950-х. Службы РПЦ с 1991 г. Восстановлен в древних формах.
Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Потешном дворце
Освящена 1 сентября 1652 года как домовая церковь боярина И. Д. Милославского. Приделы были: Алексия, человека Божия и Марии Египетской. Упразднена в 1806 году. Главы снесены, но сохранилась звонница. При реставрации дворца в 2000-2004 гг. внешне восстановлена, однако освящены только кресты, сама же церковь используется Комендатурой Кремля в служебных целях.
Церковь Николая Чудотворца в Новоспасском монастыре
Храм во имя святителя Николая примыкает к братскому корпусу с северо-западной стороны. Построили его в 1652 году на средства князя Я.Черкасского, изначально он был больничным. В подвальном этаже церкви находились печально известные «каменные мешки», куда помещали особо опасных - с точки зрения власти - преступников. Полтора месяца пробыл здесь бывший настоятель Троице-Сергиевой обители преподобный Дионисий, обвиненный завистниками в ереси. Никольский храм имел отдельный вход с улицы и, возможно, по этой причине при большевиках не закрывался дольше других монастырских церквей. Богослужения здесь продолжались до 1926 года. Тогда монастырь полулегально существовал под видом приходской общины «Братство Преображения Господня». В 1930-е годы Никольскую церковь приспособили под склад конфискованной мебели и картофелехранилище.
Церковь Илии Пророка, что на Воронцовом поле (старая)
Каменная Благовещенская церковь построена в 1514-15 гг., Ильинский придел известен с 1589 года, а придел вмч. Параскевы - с 1629. В 1653-54 годах рядом возведена небольшая каменная двухшатровая церковь, куда был помещен Ильинский престол. В 1702 старая Благовещенская церковь разобрана и на ее месте кн. Гагариными сооружена новая большая пятиглавая церковь, с юга примкнувшая к двухшатровой Ильинской. Надвратная колокольня постройки 1740-х. В 1840-х старая трапезная разобрана и выстроена новая ампирная, переделанная в 1876-78 П. П. Зыковым в псевдорусском стиле. Им же капитально перестроена колокольня. Храм закрыт в 1929. Главы и шатры снесены. Колокольня уничтожена. Богослужения не проводятся, здание занято фондохранилищем Музея искусств народов Востока.
Церковь Георгия Победоносца, что в Яндове
Нынешний каменный храм, увенчанный пятиглавием на горке кокошников, выстроен в 1653 году, трапезная при нём 1729 года. Главный престол Рождества Богородицы, приделы Георгиевский (в память бывшей деревянной церкви) и Никольский (1729). Отдельная невысокая колокольня 1806 г., возведена вместо прежней, разрушенной наводнением. Храм закрыт в 1935 г., возвращен РПЦ в 1992. С тех пор - подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Гончарах
Нынешняя каменная поставлена в 1654 году вместо старой церкви. В 1702 пристроена несимметричная одностолпная трапезная с приделом Тихона Амафунтского, при этом был разобран первоначальный притвор. Церковь - один из ранних образцов посадского пятиглавого бесстолпного храма. Придел и трапезная имеют на фасадах рельефные полихромные изразцы, приписываемые Степану Полубесу. Существующая трехъярусная колокольня построена в сер. XVIII в. в стиле барокко. В советское время церковь не закрывалась.
Церковь Николая Чудотворца, что на Берсеневке
В древности - Никольский на Болоте монастырь. Нынешняя Троицкая церковь с Никольским приделом сооружена вместо деревянной в 1656 попечением думного дьяка А. Кириллова. Хороший образец московской посадской церкви сер. XVII в., бесстолпный пятиглавый храм с трёхчастной апсидой и трапезной, с севера - оригинальной архитектуры крыльцо на кубышчатых столпах с двойными арками и гирьками. Никольский придел, упразднённый, вероятно, при сооружении нового Казанского престола в 1694, был восстановлен затем лишь в 1775. При возобновлении храма после нашествия Наполеона трапезная выстроена вновь, а Казанский придел переосвящен (1817) во имя Феодосия Палестинского, общежитий начальника. Четырехъярусная колокольня 1854 с шатровым завершением поставлена вместо сломанной ок. 1820 прежней ветхой. Закрыта в 1930, колокольня вскоре сломана. Храм отреставрирован в 1970-е, богослужения возобновлены в 1992. В стороне построена новая деревянная звонница.
Церковь Николая Чудотворца, что в Кленниках
Нынешняя каменная церковь возведена в 1657, неоднократно перестраивалась. Колокольня 1749. Стиль - московское барокко. На втором этаже главный Казанский престол. Придел Алексия, человека Божия, устроен в конце 1920-х. Закрыта в 1932. В советское время сломаны завершения четверика и колокольни. Вновь открыта в 1990, отреставрирована. Ныне главный престол Никольский; приделы Казанский, Всех Святых, в земле Российской просиявших, праведника Алексия, старца Московского и сщмч. Сергия.
Несколько последних храмов были построены и освящены когда Никон во всю уже проводил, раскалывающие русский народ и Православную церковь реформы, но уверен, и в них были проведены службы по старому обряду...
Предыдущие мои рассказы о Московских и Подмосковных храмах:
Часть 1. Старообрядчество: Москва - Рогожская слобода Часть 2. Старообрядчество: Московские храмы (белокриницкие) Часть 3. Старообрядчество: Московские храмы (Преображенка и другие) Старообрядчество: Подмосковные действующие храмы (часть 1) Старообрядчество: Подмосковные действующие храмы (часть 2) Старообрядчество: Подмосковные моленные дома и недействующие храмы