Вспомнила высказывание моей однокурсницы, которая увлекается фотографией, о кладбищах фото у нас дома. На пленках, на бумаге, в файлах на компах и дисках - наверняка некоторые из них представляют не только личную или семейную ценность и будут интересны кому-то еще. Вспомнила также возникшую в связи с этим идею все-таки обнародовать кое что со своего «кладбища», хотя бы частично превратив его во всеобщее достояние. Одно из моих увлечений - путешествия, но в нынешней ситуации со всемирно известным заболеванием, вызванным одним из респираторных вирусов, перспектива путешествий выглядит весьма туманно. Остается предаваться воспоминаниям...
Сразу же вспомнила о Греции, где была несколько раз и на материковой части, и на островах. Описывать свои путешествия, выкладывая по ходу фото, мне показалось скучновато, да и не хочется отбирать хлеб у таких известных туристических форумов как ... не буду никого рекламировать. Мне ближе тематические публикации, вырастающие из собственных наблюдений и опыта. Я уже высказывалась здесь по поводу современной греческой скульптуры, скажу прямо, не очень лестно (
https://shuliavka-cat.livejournal.com/9387.html). Сегодня хочу исправиться и рассказать о хохлакии или хохлаки - встречала и такое написание. Сколько ни искала хоть какую-то более-менее профессиональную информацию на эту тему, так кроме нескольких фото и скупых пояснений в одно-два предложения ничего не нашла. Вот даже текстовые редакторы подчеркивают это слово красным. В нескольких словах хохлакия - это мозаика из гальки, подобранной по размеру и цвету и плотно уложенной на ребро. Такая мозаика встречается преимущественно на островах архипелага Додеканес в юго-восточной части Эгейского моря. Самый большой и известный остров архипелага - Родос, где я впервые хохлакии и увидела. Как и когда появилось это искусство узнать не удалось, хотя в чьей-то публикации встречала дату 5 век, но без ссылки на источник. На некоторых из мозаик выложен год, но то ли это их год создания, то ли дата какого-то знаменательного события, например, закладки храма. Уж тем более нигде нет фамилий авторов, поэтому будем считать, что это народное декоративное искусство. Некоторые из хохлакий выглядят уж очень современными и несомненно таковыми и являются (об этом ниже).
Большинство хохлакий двухцветные, черно-белые, хотя встречались и слегка цветные. Но галька ведь не отличается яркостью цветов, поэтому сложных многоцветных композиций ожидать не приходится. Орнамент преимущественно геометрический, покрывающий горизонтальные плоскости внутри помещений и вне, причем иногда обширные площади в десятки, если не сотни квадратных метров. По ним топтались и топчутся сотни и тысячи ног, но нигде я не видела, чтобы хотя бы один камешек отлетел! Да и поверхность их идеально ровная, нигде не встречала ни горбов, ни впадин. Только ребра камешков массируют ваши подошвы... Невольно восхищаешься мастерству людей, которые их создавали, тщательно подбирая гальку по цвету и размеру и укладывая плотно одну к другой в раствор, причем достаточно глубоко - так, что сверху остается только половина камешка, а то и меньше.
Поскольку скудная теоретическая часть на этом закончена, приступаю к иллюстрациям. Вернее, выкладываю все то, что сфотографировала во время путешествий в разные годы. Специально целью собрать коллекцию хохлакий не задавалась, просто в каждом месте, где была, глаз и объектив фотоаппарата останавливался на чем-то примечательном. Начну с Родоса, он вообще уникален и отличается и от материковой и от островной Греции. Так уж сложилось исторически: здесь были и оставили свои следы мальтийские рыцари, турки, сефарды, итальянцы... Обо всем этом можно прочитать, поэтому останавливаться не буду. В первые же дни пребывания в столице острова, которая тоже называется Родос, заметила необычную кладку мостовой:
Тут же подумала, что на каблуках тут сильно не походишь... Хотя в обуви на плоской подошве ощущаешь приятный массаж.
Мощеный галькой внутренний дворик одного из домов на центральной улице Иппотон.
А вот и сам Иппотон. Впечатляет!
Первая увиденная мной хохлакия в одном из дворов - византийский орел.
Хохлакия на небольшой площади перед католическим храмом.
А это ее фрагмент. 1853 - скорее всего не дата создания мозаики, а дата постройки храма, хотя кто его знает...
Пол одной из православных церквей.
Круг на полу под паникадилом. Заметны вставки красноватой гальки.
По поводу этого белого круга в центре: интересно, так ли было изначально? Ну не думаю, что там были серп и молот, которые потом в результате декоммунизации вот так залепили белым, как на одном из зданий в центре Киева!
А это площадь перед храмом в деревушке Архангелос на Родосе. Огромная работа!
Та же площадь с хохлакией. Ажурная белая колокольня не может не вызвать восторга.
А это вторая половина той же площади. Зелененький кулечек с едой для кошек, они в Греции повсюду, вроде священных животных.
В данном случае очень пожалела, что никак не удавалось уместить в один кадр всю площадь, чтобы была видна вся композиция. Выглядит как ковер, окаймленный полосой растительного орнамента. Мастерски использована разница размеров гальки: сам «ковер» выложен из более мелкой, а все, что за пределами - гораздо крупнее и не подобрано по цвету.
Та же площадь с другой точки.
Четко видна дата в центре - 1845. Возможно, это таки дата создания мозаики. Но тут возник вопрос: а как же землетрясения? Местность-то достаточно сейсмически активна, следы разрушений приходилось видеть не раз. Да и нам с подругой как-то поздним вечером довелось испытать пару толчков. «Землетрясение» - сказала она. «Знаю» - пролепетала я сквозь пелену первой дремы и тут же отрубилась. Сейчас этот эпизод вспоминаем как анекдот, но что было бы, если бы было больше баллов?
Рыба сбоку от круга явно как-то не в том стиле... И галька вверху снимка почему-то крупнее, возможно, следы ремонта. Кстати, если присмотреться, глаз и рот у рыбы выложены из красноватой гальки.
На предыдущих фото в центре площади видны фигурки каких-то животных, стилистически явно выбивающиеся из строгой геометрической композиции.
Достаточно замысловатый пол в храме. Персональные места прихожан, очевидно, женские. Ну не могла не обратить внимание на подушечки, отражающие индивидуальность каждой мастерицы.
Там же, в центре.
Там же, центральный проход.
Интерьер храма в городке Фалираки, где мы жили. Явный новодел, да и с узором пола особо не заморачивались.
Я это опять город Родос, интерьер синагоги. К сожалению, не было такой точки, чтобы сфотографировать весь узор пола, да и ковровая дорожка мешает.
Удалось сфотографировать только фрагмент
Дворик синагоги. Здесь уже хохлакией выложены даже скамьи. Дверь слева - вход в синагогу, возле двери мраморная плита с именами погибших во время Второй мировой войны.
Маленький внутренний дворик.
Хохлакия как декор полов в храмах разных вероисповеданий свидетельствует о том, что этот местный вид искусства принят везде и всеми.
Типичная улочка в городе Родос
Еще одна улочка. У входа в дом припаркован самый популярный местный вид транспорта - улицы ведь узкие...
Кстати, о каблуках. Наблюдали однажды картинку: из дома выходит мужчина в строгом костюме и за ним одетая в вечернее платье и туфли на высоких каблуках женщина. Явно собрались на какое-то торжественное мероприятие. Мы остановились на минутку, так как стало интересно, далеко ли сможет уйти дама будет на вот каких-вот каблучищах по родосской мостовой? Ответ на вопрос не замедлил: мужчина оседлал мотоцикл, дама уселась позади и мотоцикл рванул с места. Вот так без никаких мерседесов обходятся!
А теперь - монастырь Панагия Цамбика.
Панагия Цамбика известна тем, что помогает женщинам забеременеть и родить. Справа видно множество ex voto с изображением детей и пластмассовых пупсов, принесенных в дар за исполненное желание.
Это что-то новенькое - дельфины.
А это вообще моя любимая: настоящая многоцветная, даже прожилки на лепестках выложили более темным красным!
На полу нижнего храма Цамбики тоже абсолютно традиционный зигзаг.
Линдос - чуть ли не главная достопримечательность после самого города Родос. Здесь толпы туристов рассматривают восстановленный акрополь VI-II веков до н.э.
Дорога к акрополю: просто галька и просто шмотки.
В Линдосе около входа в дома можно видеть вот такой декор из хохлакии. Этот дом явно не бедный.
А здесь "коврик" гораздо скромнее.
В очень камерной и симпатичной деревушке Коскину встретили вот такую современную хохлакию на вертикальной поверхности:
Не очень понятно, что там прячется за левым плечом колосса родосского?
Термы Калитеа (или Калифея - тета там все-таки) - известный курортный бальнеологический комплекс. Путеводители утверждают, что построен он в псевдомавританском стиле с элементами ар-деко, но точных дат нет, и не факт, что разные постройки не были возведены в разное время. Учитывая общую площадь комплекса, масштабы хохлакий таки впечатляют, хотя узоры в основном из повторяющихся простых мотивов.
Здесь узор мозаики как бы повторяет узор решеток по бокам.
Это, пожалуй, самая известная.
На этом с Родосом заканчиваю. Видимо, просится вторая часть, так как в моей коллекции есть еще острова!
Часть 2 здесь:
https://shuliavka-cat.livejournal.com/14318.html