1255 километров по Котую. Часть 5.

Apr 18, 2017 21:38

Пятая часть рассказа о нашем путоранском походе.

Для тех, кто пропустил: Часть 1, Часть 2, Часть 3 и часть 4

30 июля

Сегодня умудрились встать рано, аж в 8 утра. Погода шикарная: небо голубое, светит солнце, тепло, но ветрено. Долго в одной майке не постоишь. Стоянка просто отличная!

Прямо не хочется уходить, но теперь уже вариантов нет - надо рубиться.

- Вышли в 10:00.

План пройти 50 км птицей. Течение, как ни странно, есть. Перекаты один за другим. Прошли 2 плеса на моторе. Опять начинает глохнуть, но не напрягает. Большую часть пути прошли на веслах.

Кроме хариусов, по-прежнему, никто не ловится. Зато появились хариусы с красным хвостом и верхним плавником с красной окантовкой. Хоть какое-то разнообразие.
Миша, надеясь на тайменя, поймал щуку. Все сразу представили себе Хе, но хе махнуло хвостом и ускользнуло сквозь дыру в пакете.
На обеде, наконец, стали делать эвенкийский таганок и большой костер, время обеда еще сократилось.

Пейзаж заметно меняется, горы без вершин постепенно остаются позади. Мы выходим из плато Путорана.

Начало моросить, на небе серость, сыро и холодно. Спасает лишь лимончелло и волшебный сухарик.

Вечером в поисках стоянки наткнулись на зимовье. Сруб вроде свежий, наколоты дрова, но двор выглядит заброшенным. Заглянули в домик, внутри все разворочено так, как будто побывал медведь. Даже печка сдвинута с места. Неприятная аура у этого места. Решили не задерживаться.
В сумерках, как обычно, нашли место для стоянки на правом берегу над перекатом.
В этом самом перекате присели, так что Лёня аж сломал весло, так что место точно наше. Поставили палатку на черном песке, вариантов нет, зато рядом дров завались, да и медвежьи следы вроде не самые свежие.

Вечером тепло и нет ветра. На реку красиво наползает туман. Самое время наконец помыть голову.

За день прошли 58,72 км. Место стоянки 67°12′49″N, 100°11′45″E

31 июля. Экватор

Всю ночь шел дождь. Сыро, мокро. С трудом вылезли из палатки. Но тепло и сквозь плотное серое небо пробивается солнце. План - пройти до порога Санат, а это примерно 45 км птицей, но с учетом резкого поворота реки после впадения Воеволи-Хон по реке получается немало.

Но самое страшное не в этом. По словам Олега, порог настолько сложный, что пройти его невозможно, тем более на двушке с обезьяной. Порог длинный многоступенчатый. Валы в 3 метра, подскочив на одном, можно застрять в адской бочаре. А справа и слева отвесные скалы. Но...его можно обнести. Вроде как.
Мы же опытные водники, и не такое видали. Решили, что примем решение на месте, тем более местные обычно пороги не ходят и любят сильно приукрашивать. Исключений еще не было.

По пути на левом берегу стоит изба, недостроенная, видимо Олега. При подходе разбегается стая куропаток. Перекус, идем дальше. Ребята кидают спиннинги. У Лёни хорошая поклевка, 10 минут борьбы и сход. То ли хорошая щука, то ли таймень, но больше похоже на трофейную щуку.
Встали на обед в 17:30 на стрелке с рекой Воеволи-Хон. Прошли 30 км птицей. По самому первоначальному варианту с этой точки нас должен был забрать вертолет.

На обеде съели, наконец, копченого хариуса, которого возили с собой около трех дней. Ну не лезет уже. После чего командой было принято решение запастись рыбой. Развернулись, прошли около 3 м и в течение 8 минут втроем набили 8 хариусов. Копченая или жареная, или еще какая, всегда пригодится. Как оказалось, совсем не зря. Можно не тратить много времени на обед.

Воеволи Хон - река цвета кофе с молоком, видимо из-за прошедших дождей. После слияния вода в Котуе стала очень мутной. Рыба перестала ловиться от слова совсем.

На месте впадения с Воеволи-Хон, река Котуй поворачивает на север и ландшафт сразу меняется.
По левому берегу начинаются скалы белого цвета, перемежаясь с красным, так продолжается долго, места очень красивые, но погода, мутная вода и отсутствие поклевок немного портят настроение.

Впереди тот самый порог Санат. Ориентир - ручей Холоко по правому берегу, после него через пару километров после правого поворота реки начинается порог.

Встали на стоянку перед порогом на правом берегу, естественно, в 22:44. В темноте ставим палатку и делаем ужин.
От места обеда прошли 16,5 км на веслах и моторе. Порог зажат между скал. Обнести, похоже, невозможно, Но точно ситуацию оценим утром при дневном свете.

За день прошли 71,35 км. Рекорд. Место стоянки 67°7′14″N, 100°44′45″E

1 августа

Дождь изменил наши планы и вместо 8 встали в 10 утра. Небо серое, солнца нет. Еле-еле вылезли из палатки, сказывается накопившийся недосып.

Но пока завтрак и сборы начало проясняться. Так-то лучше, а то не очень приятно ходить пороги, когда и сверху и снизу мокро.

После завтрака решаем пойдем ли самый страшный и опасный порог, и “все там передохнем” или обойдем его по берегу. Пошли на осмотр, но далеко пройти не получилось. Лёня взглянул экспертным взглядом на океанские волны, бурлившие вдалеке и на правах капитана решил идти. Сказал, что никакого криминала нет. Надо только сесть в упоры. Вся мелочь, разбросанная по кату и так удобно лежащая под рукой, была убрана, вещи покрепче привязаны.

Вышли в 12:53.

Порог оказался достаточно длинным, состоящим из трех ступеней, разбросанных далеко друг от друга.

Первая ступень легко проходится ближе к правому берегу по языкам, валы очень хорошие. По левому берегу стоит хорошая бочка и валы еще больше.
После первой ступени остановились, конечно, половить в порожке. В первый раз была заброшена мышь - ну, все таймени наши.
По обеим сторонам отвесные скалы, сложно представить как мы бы по ним скакали с катом и со всем нашим скарбом. Потеряли бы день-два. В общем, обнос Саната - не вариант.

Вторая ступень начинается метров через 400 после первой, опять хорошие валы по два-три метра, проходится все легко, главное держать нос по ходу.
Еще метров через 500 - третья ступень, точно такая же история - хорошие катательные валы, воды наваливает будь здоров, но криминала, действительно, нет.

На обед встали на впадении реки Чиринда-Хон на левом берегу. По этому притоку Котуя даже сплавляются, но сейчас это сложно себе представить. Вместо полноводной речки журчит ручеек. А был у нас и такой вариант - забрасываться в Чиринду и по Чиринда-Хону спускаться к Котую.

Закоптили вчерашних хариусов. Под навар из ягод и листьев черники идут прямо отлично.

Посушиться после порога тоже хорошо

Рядом проглядывается вездеходная дорога - зимник, нашли знак ледовой переправы.

Черники море, невозможно оторваться, быстренько набираем каждый по кружке, но все комары как раз тут, поэтому чтобы увеличить производительность и не быть окончательно съеденными комарами, выбираем самые густо облепленные кусты, срываем целиком,а на кате ягодки в спокойном режиме потом Люлёк собирает.

Погода совсем наладилась. Поблагодарили Юлию Витальевну за волшебные сухари. Это наша незримая хранительница :) Вышли дальше.

Вода, по-прежнему, мутная, рыбы нет, ни одной поклевки.

Видели на левом берегу медведя, убегающего от звука мотора, и лося на правом берегу, вглядывающегося вдаль. Не слышал нас, видимо, из-за грохота небольшого порожка с валами не меньше, чем на Санате. Неожиданно заглох мотор, испугались. Оказалось, что стропа намоталась на винт. Снимать её то ещё удовольствие.
Рыбы нет, ни в одном перспективном месте ни одной поклевки. Но, заметили важную вещь - вода в притоках чистая, прозрачная, значит есть шанс пополнить запасы рыбки.

На стоянку встали в 20:40 на правом берегу, как обычно долго выбирая место поровнее и посуше, и чтоб дрова были рядом.

Прошли птицей, как и планировали 31,5 км.
К вечеру все затянуло и опять пошли дожди. Засыпаем под шум дождя. Волшебный сухарик был съеден и ни один.