Итак, поехали!
Главный поход этого года получился мягко говоря фееричным. А обещал он таким быть еще на старте: три раза измененный план, постоянно убывающий состав, в последний момент еще раз измененный план и т.д. - все это придавало ощущение чего-то эдакого.
Изначально нас собиралось 8, затем 4, а в финале, почти, перед самым вылетом, осталось вообще трое. Решили идти на двушке с пассажиром, а поскольку маршрут изначально подразумевал прохождение 700 километров, то купили еще двухсильный китайский моторчик, чтобы с ним было веселее проходить плёсы.
Поход официально заявлялся в МКК, МЧС и получены все необходимые разрешения на пребывание в заповеднике.
Самое сложное на Плато Путорана - это заброска. Даже при наличии немалого количества денег на вертолет, придется пройти 7 кругов бюрократии, и, в итоге, вовремя можно просто не улететь.
Есть, конечно, более-менее простой вариант - пеший, но при условии, что у вас нет всяческих временных якорей.
В итоге был найден вариант заброски на гидроплане, было весело, впрочем об этом чуть впереди. Забегая вперед скажу, что с таким видом заброски похоже всё...кирдык. Мы были первыми и могли стать последними.
Фотошедевров снять вообще не получилось, ввиду напряженного графика движения, тем не менее, места более, чем потрясающие.
Если на фотографию будет ссылка - это значит, что можно посмотреть, в каком месте она была снята.
Курсивом выделен текст из нашего отчета в МКК. Поход в итоге потянул на четверочку.
21 июля
Вылетели из Москвы в Норильск ночным рейсом. Все предвещало приключения - перепарковка багажа, чтобы влезть в отведенные 20 килограмм, перепаковка ручной клади, чтобы влезть в отведенные 10. За всеми этими перепаковками чуть не оставили мотор на стойке регистрации, как оказалось потом, без мотора мы бы дошли до финиша еще на месяц позже. Но и это еще не все! Спиннинги! почему-то они очень заинтересовали авиакомпанию S7, которая хотела взять за них дополнительную плату, оформив, как отдельное место. Получение бирки “cabin bagage” превратилось в квест. Квест пройден, бирка найдена. Встречаем в аэропорту девочку из Краснодара, которая собирается идти 2 круга вокруг озера Лама за 25 дней с парнем из Украины, которого ни разу не видела. Да, похоже психи не одни мы.
Прилетев в Норильск понимаем, что наш вылет на гидроплане откладывается на следующий день и решаем заселиться в квартиру - 2ГИС нам в помощь. Находим чудесное место на улице Нансена д.80 с видом на вокзал и кладбище. Уже неплохо.
Решаем позавтракать в рекомендованном 2ГИС кафе в центре города. Приходим, заказываем пиво под названием Чешское. Сообщив официантке, что оно какое-то странное на вкус, она отвечает : “Что, кислое?” получив утвердительный ответ, сообщает с улыбкой на лице, что оно всегда такое. Удаляемся на прогулку по городу.
Город, откровенно говоря, довольно унылый. Серый цвет, потрескавшиеся стены домов. Из-за аномальной жары (за 30 градусов) от асфальта идет какой-то невыносимый жар. Приходим получить обещанное разрешение на пребывание в заповеднике, все в порядке. Идем в магазин, производим дозакупку продуктов, покупаем ракетницу. Пакуем. Все готово. Растет нетерпение. Очень ждем гидроплана. Вылет намечен на завтрашнее утро. Нервничаем и раскладываем в голове варианты. Необходимо решить еще одну задачу: купить бензин. Кто бы мог подумать, что это квест на несколько часов! В пластиковую тару бензин не наливают. Никак. А у нас только пластиковые канистры.
Пока Леня ищет решение проблемы к Мише с Юлей подкатывает большого размера Абдулла, смотрит молча в упор минуту, но не выдержав, задает вопрос, показывая не тельняшку “Че, ВДВ?”. Получив утвердительный ответ, Абдулла сообщил, что являлся чемпионом по боксу чего-то там 1999 года. Получив встречный вопрос “Леху Соловьева знаешь? Уфа 1999”, Абдулла молча отправился продолжать банкет в сопровождении товарища. Все в порядке. В Воркуте все примерно также.
Находим ребят и Азербайджана на девяностодевятой, которые согласились помочь. Идея - залить им в бак и перекачать в канистру. Не тут-то было! не лезет наш шланг в бак девятки. Пробуем поставить канистры в багажник и уже так залиться. Фиг. Операторы аж из коморок своих выходили смотреть куда в 99 залезет 80 литров. Сдаемся. Покупаем 10 литровую канистру и 8-ю заправками покупаем 80 литров, каждый раз уходя от бензоколонки метров на 100, чтобы перелить бензин, т.к. у них камеры.
Все готово, канистры дома. Вещи упакованы. Договариваемся, что в 7 утра мы будем у моста. Пьем пиво и готовимся к приключениям. Они будут.
В Норильске не было сделано ни одной фотографии, настолько унылое местечко.
22 июля
Решаем, что в 7 утра будем около моста и прямо оттуда звоним на тему гидроплана. По плану у нас вылет рано утром. Вызываем такси. Нас никто не может понять, что же такое универсал и что такое багажник на крыше, что такое рама от катамарана и нахрена все это вообще надо. За 40 минут квеста вызываем только одно такси, второе Лёня нашел на вокзале. Приезжаем к мосту через Норилку и разгружаемся. Дозваниваемся до пилотов. Они отвечают, что прилетели только в 3 ночи и пилот спит. Договорились созвониться в 12. Вещи выгружены, сидим ждем, решаем приготовить завтрак на горелке - ролтон. Получаем печальные новости из Якутии. Лекарства, которые Леня искал в Москве уже не нужны. Пьем не чокаясь, вспоминая наши приключения в Якутии зимой и летом.
Звоним в 12 пилотам. Говорят, что через час. Имеем нервотрепку, что вот приедет группа за нами и будет очередь и непонятно, как забрасываться. Погода к полетам вроде располагает.
Вот на таких судах ходят по озеру Лама, самый дешевый вариант.
В районе 2-х дня подъезжает сын пилота Владимир и начинает готовить гидроплан к вылету. Оказалось, что бензина у них тоже нет, но зато есть….пластиковые канистры.
Естественно, что первая попытка добыть для них бензина ребятами на пикапе успехом не увенчалась. Полтора часа холостых усилий. В итоге ребята где-то берут железную бочку и еще через полтора часа возвращаются уже заправленные. Расход у гидроплана 40 литров в час, лететь нам около двух.
В процессе подготовки гидроплана начинаются стандартные разговоры при заброске: “Ну, тут дофига вещей, на 3 самолета и т.д.” Мы спокойно парируем тем, что нам пояснили, что 3 человека и 150 кг груза, у нас не больше, к тому же и люди маленькие - по 60 кг, а не по 100, как стандартный мужик весит) Предлагаем начать погрузку, а там посмотреть.
Пилот (как позже выяснилось, он же конструктор гидроплана) продолжает говорить о 2-х рейсах или о том, что часть вещей он нам забросит завтра, догнав нас на реке. Понимая, что это север и что тут никакие договоренности железными быть не могут, внутри принимаем решение во что бы то ни стало улететь всем вместе со всем необходимым. Даже если чем-то пожертвуем - это не столь важно. Загрузились. 40 литров бензина, добытого с таким трудом, остается в норильске. В последний момент Миша метнулся к канистрам с пустой бутылкой на 1.5 литра , наполнил ее и тайком сунул под сиденье. 41.5 - не 40. +10-12 километров пути. из 1255. Но мы об этом пока не знаем.
Грузимся в гидроплан. Все вещи из рюкзаков вытряхнуты и разбросаны по салону. Люлек впереди. На Мише с Леней лежит рюкзак. Под ногами - барахло
Выруливаем. Первая попытка…. Вторая…. Третья….
Гидроплан не может оторваться от воды. Мысли жуткие : сейчас разгрузка. Разделение команды. Завтра может не быть погоды. Все на волоске.
Четвертая… Пятая… “как делиться? Что с другой, догоняющей нас группой...”
Шестая….
Взлет с седьмой!
Мы набираем высоту, и как можем выглядывая из-под рюкзака любуемся панорамой озера Лама.
Глядя сверху, видим, что решение начать наш маршрут с озера Харпича - единственно верное. Серые линии, бывшие некогда ручьями и реками не доходя до устья исчезают посередине. Воды нет. Совсем. Видим Аян, Дулисмар, в котором нет воды совсем и нагромождение камней, бывшее когда-то Хоннамокитом.
Сергей Карпов. Кстати, такой самолет стоит всего 12 млн. рублей.
Вершины путоранских гор
Одна из рек пытающихся дотянуться до озера Аян
Один из немногих оставшихся в этом году водопадов
Озеро Аян. Сердце Плато.
Истоки Котуя - тонкая серая полоска на плато. Снижаемся. Вот оно - Харпича!
Приземляемся. Миша выпрыгивает в забродах в воду и получает команду пилота: “Миша, держи самолет!”. Самолет мы еще никогда не чалили.
Небольшая дозаправка перед обратный рейсом.
Общее фото
Выгружаемся, расплачиваемся, договариваемся о выброске определенного числа от реки слияния Котуя и Эриечки, пилот делает прощальный круг и растворяется в необъятной и непонятной синеве Путоранского неба. Мы одни. “Мы в ПУТОРАНАХ!!!!”, - крик который услышало озеро Харпича.
Стапель. Ставим самодельный транец - чудо инженерной мысли :)
Пока готовился обедоужин, попробовали кидать спиннинг. Пока никак, видим рыбу, думаем что ленок, который идет за блесной.
Начинает садиться солнце, красиво подсвечивая плоские горы.
Начало сплава идем то 3-х часов ночи. По пути пойман первый ХАРИУС!! даже подсачек использовали!
Мотор работает - это радует, но как-то не так, не давая нужных оборотов и нужной скорости. Т.к. все происходило как обычно, мотор проверили на даче, опустив в воду на 10 секунд, на катамаран не ставили, а двушка под мотором, с 3 людьми и всем барахлом имеет некоторую, отличную от нуля осадку, транец превратился в табанящее весло :) Думаем, как его поднять и исправить. Лёнины инженерные мозги работают в такт нашему китайскому дружку, дай Б-г ему здоровья и многих километров.
Ставим палатку, (68.745781°N 96.89254°E). От стапеля прошли 14,82 км.
И ложимся спать. Первая ночь в нашей мечте.
Продолжение следует...