Краткий анализ Калининградских новостных интернет-порталов.
Преамбула.
Целью данной работы является краткий анализ новостных сайтов Калининграда, которые оценивались по нескольким критериям:
- форма
- содержание
- посещаемость
- месседж
Также мы хотим указать на общие проблемы новостных лент и степень их влияния в общественно-политической жизни региона.
Общие проблемы.
О том, что журналистика вырождается говорят уже довольно давно, а последние пять лет это стало бросаться в глаза даже не специалисту. Всё меньше продаётся бумажных газет и журналов, всё больше появляется информационных порталов, и всё менее качественным становится содержание.
Связано это со следующими трендами:
1. Ни одно СМИ Калининграда не проводит серьезные журналистские расследования. Ни одно СМИ не занимается сколь-нибудь внятной аналитикой процессов, идущих в обществе. Здесь уместно выразиться словами Юрия Синодова: «Редакторы живут в чудовищном дефиците ресурсов с крайне узким горизонтом планирования, который не превышает нескольких месяцев в лучшем случае».
2. Ни одно СМИ не является независимым от властей, а те, что демонстрируют свою «независимость» от власти, крайне зависимы от денег. Несмотря на то, что некоторые местные СМИ всегда славились критической позицией в отношении власти, любое СМИ рискует своим существованием в случае серьёзного конфликта с властными структурами. Последний пример - уход с поста главного редактора популярного в Калининграде журнала «СтройИнтерьер» Натальи Будоян ввиду давления городских властей.
3. СМИ перестали обращать внимание на качество материалов, от слова «вообще». Трафик делается новостями, новости - это деньги. Статьи и крупные форматы становятся лишними в ежедневной гонке и являются убыточным для СМИ.
4. Есть еще одна одна особенность «четвертой власти». СМИ не приемлют критику в свой адрес. Получается странная картина. Местные информационные порталы выдают потребителю некачественный, тенденциозный и часто откровенно «заказной» контент, при этом остаются вне критики. Это не позволяет расти калининградской журналистике и оставляет её в категории убогой провинциальности. Тон задают те СМИ, у кого больше рейтинг или кто наглее себя ведет.
Популярность.
Критерии определения популярности того или иного интернет ресурса весьма относительны. С бумажными носителями все проще. Если газета продается и выпускается заявленным тиражом, а не раскидывается бесплатно по ящикам, значит она популярна. Классическими примерами являются газеты «Новые Колёса Игоря Рудникова» и «Дворник» депутата Арсения Махлова. Первую покупают, вторая распространяется бесплатно. Рудников указывает реальный тираж, Махлов его нередко завышает.
Для простейшего анализа, доступного любому пользователю, есть несколько сайтов, которые позволяют определить степень привлекательности того или иного портала.
Обычно используют:
- Медиалогию, чтобы определить рейтинг цитируемости новостного сайта.
- Медиаметрикс для определения рейтинга новостей социальных сетей
- Ливинтернет, для определения рейтинга посещаемости сайта
- И такие более специализированные ресурсы, как Алекса или СимилярВеб, для определения динамики трафика, структуры запросов по ключевым словам и соотношение переходов пользователей из соцсетей.
Все эти инструменты конечно не дают полной и объективной картины, которую можно получить из Яндекс-метрика или Гугл-аналитикс, но статистику с этих ресурсов информационные порталы предпочитают скрывать. Это совершенно точно говорит о том, что та позитивная картина с посещаемостью, которую СМИ рисуют рекламодателям и простым пользователям, сильно отличается от реального положения вещей.
Перед нами не стоит задача заниматься глубинным анализом сайтов или спорить с SEO-специалистами. Наше исследование укладывается в элементарную логику, подкреплено аналогиями и, за малым исключением, использует открытые источники информации.
Степень влияния.
Степень влияния портала будет состоять из трех оценочных суждений: высокая, средняя, низкая и только в категории "общественно-политическая жизнь".
О степени влияния калининградских СМИ говорить вообще очень сложно ввиду того, что в промежутках между выборами это влияние сводится к нулю. Кроме того, в последнее время внимание аудитории характеризуется двумя факторами. Первый, это переключение на общероссийские внешние и внутренние политические новости. Второй появился ввиду огромного потока информации и привел к полному рассеиванию внимания. Аудитория "включается" только под воздействием новостей, которые носят сенсационный характер.
Поэтому, мы взяли за основу такие особенности порталов, как регистрация в качестве СМИ, принадлежность к властным структурам, и степень присутсвия в данном СМИ медийных персон.
Рейтинги.
1. Медиалогия
2. Медиаметрика
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
3. Ливинтернет
Ноябрь 2015
4. Посмотрим рейтинг сайтов по ТиЦ и ПР. Октябрь 2015
5. Исходя из совокупных рейтингов мы отбираем для последующего анализа следующие порталы.
а. Клопс. ру
б. Новый Калининград
в. Калининград. ру (кгд.ру)
г.
Фрикалининград.руд. Руград. ру
ж. Рувест. ру
Краткий анализ
Структура переходов на сайты из соцсетей.
Из всех вышеприведенных схем никаких вопросов не вызывают аудитории сайтов Рувест, Фрикалининград и Руград. В первых двух поток идет из Одноклассников , ниже мы остановимся почему, а во втором случае "работает" Фейсбук. Возрастная аудитория этих социальных сетей однозначно взрослая и если человек поделился новостью, то он её наверняка прочитал, раз, и её скорее всего прочитают его ровесники, два.
Конечно, большое количество трафика, то есть числа посетителей на сайте, это хорошо. Но как и везде, помимо количества, трафик имеет качественную характеристику. Заключается это в его разделении на целевой и пустой (мусорный).
Целевая аудитория "Вконтакте" - это школьники и подростки, любые запросы, приходящие с этой социальной сети, вызывают глубокие сомнения в качественном трафике.
Последние три ресурса - Клопс, Новый Калининград и Калининград.ру -, как мы видим, сильно увлекаются этой соцсетью, что разумеется неслучайно.
При этом Клопс содержит группу Вконтакте из 150 тыс. пользователей (такой интересный феномен), у Нового Калининграда группа около 50 тыс. человек, Калининград. ру содержит 18 тыс. аккаунтов.
Это целые армии" ботов". Слово "бот" в данном случае может означать и слово "идиот", и слово "аккаунт". Все эти слова объединяет только одно - отсутсвие любого вразумительного объяснения для чего человек состоит в этой группе.
Мы не будем детально разбирать эту ситуацию постулируем только тот факт, что абсолютно все группы новостных сайтов Вконтакте являются искусственными и в их создание вкладываются серьезные деньги. Делается это, повторимся еще раз, с одной лишь целью - обеспечить мусорный трафик на сайт. Рекламодатели не слишком хорошо в этом разбираются, а раскрывать все карты своей посещаемости не будет ни один владелец инфоресурса.
1. Клопс.ру
Посещаемость.
Позиционируется, как самый популярный сайт региона, хотя это далеко не так. При этом, самый неоднозначный ресурс в плане реальной картины посещаемости, которая у специалистов с сфере информации вызывает либо смех, либо недоумение.
Не так давно Олег Евсюков, один из соучредителей сайта "Новый Калининград" так высказался в своём
Фейсбуке по этому поводу:
"Клопс - единственный найденный мною сайт в России с таким уникальным трафиком.... и с такой конверсией с группы вконтакте. Группа 150 тыс. - приход с нее и поболее 80 тысяч бывает.
Даже РИА НОВОСТИ с ее группой в 1500 тыс. не может добиваться таких результатов. Ну нету у РИА Новости достойных новостей, хоть тресни....
Что забавно - у клопсов прет несмотря ни на что. Ни на то что новостей то кот наплакал. Ни на то что день будний или выходной. Ни на то что погода хорошая или плохая".
Словно в ответ на это известный калининградский ИТ-специалист и блогер Дмитрий Шахов пишет развернутый
пост, где при помощи некоторых инструментов показывает, что Клопс.ру невозможно уличить в "накрутках" и что полную картину может дать только Яндекс-метрика.
Начиная с 2013 года вопреки объективным обстоятельствам число постоянных посетителей Клопса
растет, делая совсем уж фантастический скачок весной 2015 года . В целом, как видно из графика, такая динамика прироста читателей заставляет задуматься об адекватности ИТ-специалистов портала и ещё более о журналисткой этике.
Приведем ещё несколько примеров. Вот такая новость набрала на Клопсе 17 тыс. просмотров.Чтобы было понятно, на блоге Руград все новости пользователей за неделю вряд ли соберут такое количество просмотров.
Теперь, используем счетчики Ливинтернет для проведения аналогии посещаемости Клопса с порталами из регионов больших по численности Калининградской области.
Возьмем www.vzsar.ru самый посещаемый ресурс Самары (население около миллиона жителей плюс область, всего 3 млн. 200 тыс человек). Счетчик показывает около четырех миллионов просмотров в месяц.
Один из самых посещаемых порталов Краснодарского края www.yuga.ru (население около пяти с половиной миллионов человек) Их счетчик выглядит так. Чуть более миллиона просмотров.
Близкий нам по численности населения Ульяновск ( вместе с областью 1млн. 200 тыс). Портал ulpressa.ru
А вот, как выглядит счетчик Клопса (при населении в Калининградской области, чуть более миллиона человек)
То есть просмотров в два раза больше, чем в Самарской области и почти в восемь раз, чем в Краснодаре и Ульяновске.
Чтобы окончательно закрыть тему посещаемости Клопса обратимся еще раз к Медиаметрике. За 10 минут по новостям лидирует Новый Калининград.
Туже картину мы наблюдаем и за отрезок времени в один час.
Зато за сутки картина кардинально меняется.
Из всего этого видно, что на Клопсе отказалась от 10-минутного и часового среза - потому что тогда будет видно, как боты последовательно отрабатывают каждую новость на сайте. Каждую, независимо ни от чего! Даже если написать, какую-нибудь очевидную глупость или спам, они и это последовательно перепостят ( как в случае с повышеным интересом калининградцев к проктологии).
Форма.
По форме Клопс является обычным новостным порталом. Зарегистрирован, как СМИ. Единственным минусом здесь является обилие рекламных флеш-баннеров, что делает сайт похожим на новогоднюю ёлку и затрудняет чтение новостей. Старая версия была более читабельной, хотя так же изобиловала любопытными деталями, как приведенная ниже.
Содержание.
По содержанию Клопс является скорее новостным агрегатором ( это интернет сервис, автоматически собирающий новости с различных информационных ресурсов) чем живым СМИ. Здесь нет ни серьезных материалов, ни аналитики, ни позиции редакции, и даже намёков на то, что новости пишут люди. Создаётся впечатление, что сайт от начала и до конца делается роботами.
Вот яркий пример, почему СМИ все реже доверяют.
8:49 размещение рекламного материала, а в 9:00 уже 3424 просмотра. За 11 минут - на региональном портале. Такое не приснится и "Хаффингтон Пост".
А это уже за гранью добра и зла.
Еще момент. Ошибки с которыми публикуются новости вызывают недоумение.
Или такая.
А вот, пример, когда текст и картинка делаются по принципу " в огороде бузина, в Киеве дядька".
Месседж.
Клопс относится к провластным СМИ. Здесь не встретишь острой критики ни городских властей, ни правительства области, ни руководителей страны. Послание этого ресурса к своему читателю невнятно. Но если не копать глубоко, можно взять за основу миссии фразу "читайте наши новости, они не интересные, зато удивительно популярные".
Степень влияния на общественно-политическую жизнь региона.
Средняя.
Новый калининград.
Посещаемость.
Посещаемость этого сайта мы оставляем за скобками, ввиду того, что детально разобрали пример с Клопсом. Приведем только частный случай. Вот, что пишет в своём Фейсбуке бышая сотрудница сайта Александра Марченко получившая от SMM-специалистов Нового Калининграда спам-рассылку.
Отметим, что по сравнению с Клопсом Новый Калининград выдает почти на четыре миллиона просмотров больше, что также выходит за рамки приличия, если брать аналогичные показатели регионов с большей численностью населения. Конечно можно предположить, что в Калининградской области большая часть жителей не может жить без местных новостей и проводит все свободное время на Клопсе и Новом Калининграде, но это предположение из области фантастики.
При этом некотрые рекламодатели отмечают не высокую
Эффективность рекламы на Новом Калининграде Форма.
По форме сайт ничем не отличается от Клопса или ему подобных региональных электронных СМИ по всей России.
Содержание.
На сегодняшний день Новый Калининград остается самым содержательным сайтом Калининградской области. Форумы, объявления, рубрики "афиша" и "работа", интервью, спецпроекты - все это несомненно сильные стороны портала.
Но есть несколько нюансов.
Гонка за сенсациями и новостями приводит к
публикациям с непроверенной или искаженной информацией.
Кроме того Новый Калининград является ведущим сайтом области по количеству ошибок в новостях.
1.
2.
3.
4.
Месседж.
Фраза сказанная Маршаллом Маклюэном "The medium is the message"(средство коммуникации является сообщением), как нельзя более относится к Новому Калининграду, и вот почему.
На протяжение многих лет это электронное СМИ являлось неким эталоном по-настоящему хорошего информационного портала. Можно смело сказать, что Новый Калининград долгое время был наименее продажным, наименее ангажированным и наименее тенденциозным ресурсом. В плане подачи информации и соблюдении определенной этики его можно было смело называть независимым СМИ.
Ситуация началась резко меняться с момента ухода Елены Воловой (казалось бы, какая здесь связь?) с поста вице-премьера правительства Калининградской области.
Не секрет, что Волова находилась в дружеских отношениях с владельцем сайта Олегом Евсюковым и шеф-редактором Нового Калининграда Алексеем Миловановым. Милованов, по всей вероятности, расценил увольнение Воловой как личную трагедию и с тех пор сосредоточился на беспощадной критике губернатора Калининградской области Николая Цуканова.
Этот момент сильно подпортил репутацию сайта, так как любая тенденциозность воспринимается читателями не однозначно.
Месседж из "наблюдаем и рассказываем" в одночасье превратился в сообщение одного человека " наблюдаю и оцениваю".
Дальше больше. Используя свой аккаунт в Фейсбуке, как инструмент влияния на массы, Алексей Милованов пустился во все тяжкие. Матерная брань, оскорбления, туалетный юмор и откровенно девиантное поведение сквозили в каждом его
посте в отношении людей и структур, так или иначе не укладывавшихся в его миропонимание.
С определенного времени пользователи начали диагностировать у Алексея глубокую душевную травму, которая существует в его личной жизни и серьёзно вредит реноме Нового Калининграда.
Здравомыслящие читатели в массовом порядке отписывались от его ленты, пока он не остался в гордом одиночестве наедине со своей анальной фрустрацией.
На снимке все та же заманчивая реклама проктологических услуг поданная редактором "Нового Калинграда" под соусом Фрейдизма.
В итоге, отождествление Нового Калининграда с редактором сайта Алексеем Миловановым сыграла с порталом злую шутку. Сообщения Милованова воспринимались, как сообщения портала, как редакционная политика. По меньшей мере это внушало отвращение, по большей наносило репутационный и финансовый ущерб. Когда это стало понятно всем, включая учредителей портала, Милованов под давлением был вынужден удалить свой профиль в Фейсбуке.
Но вряд ли порталу так быстро получится вернуть уважение читателей.
Степень влияния на общественно политическую жизнь региона.
Высокая.
Калининград. ру
История сайта началась осенью 2009 года, когда доменное имя kaliningrad.ru сменило владельца и перешло под контроль изданию "Уни-Ньюс" и Константину Миничу. Шумиха поднятая по этому поводу главным редактором сайта Алексеем Миловановым о том, что якобы это было сделано неправомочно не стоила и выеденного яйца. Передача владельцем доменного имени в аренду была осуществлена на юридических оснований ввиду того, что бывшие владельцы несвоевременно вносили арендную плату.
Нельзя не отметить двух обстоятельств.Первое. Бывшие арендаторы быстро перестроились и зарегистрировали новое доменное имя newkaliningrad.ru
Второе.Новые арендаторы, хоть и не сумели в полной мере перетянуть на себя аудиторию читателей старого сайта, но все же получили серьезный стартовый толчок.
Далее сайт с доменным именем Калининград.ру успешным образом оказался в руках у Гарри Гольдмана одного из партнеров Олега Шкиля.
Статистика сайта скрыта, но Ливинтернете ставит портал на третье место по посещаемости среди Калининградских электронных СМИ.
Форма
Читабельный городской портал, без претензий на "ведущий" сайТ.
Содержание
Служит интересам группы Олега Шкиля. Имеет сдержанный контент и довольно непредвзятую позицию касающуюся всех событий. Популизирует депутатов Городского совета Калининграда. Пытается работать с молодежной аудиторией.
Относится к провластным сайтам.
Месседж.
"Лишний сайт в холдинге не помеха"
Степень влияния на общественно-политическую жизнь региона.
Средняя.
Фрикалининград.ру Фрикалининград является самым молодым из вышепредставленных сайтов, ему около четырех лет. Но Гугл даёт ему целых 5 единиц ПР ( также, как "Новому Калининграду")
Как видно из таблицы представленных в главе рейтинги Фрикалиниград находится на четвертом месте самых посещаемых ресурсов обогнав блог Руград. Сайт наглядно демонстрирует, как не вкладывая больших сумм получить вполне читаемый и вменяемый ресурс. У портала также есть главная фишка - видеокамеры на границах. Есть они и у некоторых других электронных СМИ, но качество и места установки их оставляют желать лучшего.
Кроме того, видеокамеры с Фрикалининграда
заведены на портал польской границы. Так выглядит страница, информирующая об очередях на погранпереходах, на польском сайте откуда идет перенаправление на Фрикалинград.
Картина с сайта.
С поисковыми запросами тоже все ясно. Сайт ищут по запросу "очереди на границе".
Переходы на сайт осуществляются в основном с соцсети "Одноклассники", что вполне объяснимо. Очереди на границу интересуют в основном взрослое мужское население области. Именно это и показывает гендер сайта.
Форма.
На форму владельцы сайта сильно не тратились видимо решив, что не красна изба углами, а красна пирогами
Содержание.
С учетом того, что содержание новостей на всех калининградских порталах отличается только запятыми, то содержание сайта вполне удовлетворительное, а некоторые рубрики не лишены креатива.
Месседж.
Позиция сайта читается так: "Я за любой кипишь, кроме голодовки".
Портал считается провластным,Обычно выступает за команду губернатора.
Степень влияния на общественно-политическую жизнь
средняя
Блог Руград.
Блог депутата Арсения Махлова получил свою популярность в 2009-2010 годах, во время массовых выступлений
жителей Калининграда против политики, проводимой губернатором Георгием Боосом.
На сегодняшний день отмечается снижение популярности сайта ввиду различных причин, которые уже
описывались ранее частными лицами.
Более детальное рассмотрение контента блога Руград можно прочитать
здесь , а как там готовятся новости
здесь и
здесь.
Посещаемость сайта наверняка соответсвует счетчику Ливинтернет и если ранее имели место накрутки просмотров, например, колонки Соломона Гинзбурга, то после соответствующей критики это пока не практикуется.
Сайт принадлежит к так называемым "оппозиционным ресурсам", грешит "сливами" и "вбросами", которые устраиваются при помощи таких инструментов, как "новости пользователей". В этих рубриках каждый зарегистрированный профиль может размещать свои новости и даже получать за это деньги.
Несмотря на то, что эти сообщения проходят премодерацию, порой они смотрятся и как личные выпады редакции, и как заказной материал.
Форма.
Наряду с Калининград. ру довольно читабельный сайт, без надоедлевой гирлянды рекламных баннеров на каждом сантиметре главной страницы.
Содержание.
Содержание сайта уже рассматривалось выше.
Месседж
Миссию сайта в двух словах можно выразить так "Смотрите в наши честные глаза и верьте всему, что мы говорим".
Тем не менее, блог Руград не избегает острых тем, не стесняется критиковать власть и не чужд к попыткам делать аналитические материалы.
Основная проблема сайта - его излишнее отождествление с личностями: Арсения Махлова, Соломона Гинзбурга, Ильи Шуманова и Виктора Горбунова. Учитывая неоднозначный бэкграунд этих персон и зачастую очень "гибкую" редакционную политику в освещение тех или иных проблем или людей, степень доверия к блогу Руград постоянно снижается.
Степень влияния на общественно-политическую жизнь
Не смотря на все высказанные огрехи, в региональной политической жизни степень влияния блога Руград пока остается высокой.
Рувест Сайт Рувест изначально задумывался, как ответ депутата и одного из владельцев компании "Вестер" Олега Болычева на травлю местных СМИ. По все вероятности, присутствовало также и стремление к самоактуализации. Если сначала портал больше напоминал корпоративное издание с политикой самовосхваления и уличения недобросовестных "щелкоперов", то последние полгода он набирает авторитет. Многие связывают это с приходом в руководство портала Алексея Шабунина, бывшего редактора газеты "Дворник".
Яндекс дает Рувесту довольно высокий ТиЦ 600
Посещаемость сайта пока не впечатляет, но в тоже время не вызывает вопросов.
Форма.
Видно, что на форме владельцы сайта сэкономили, чуть менее, чем полностью. Дизайн заставляет задумываться о том есть ли Бог на земле, а если он есть почему дизайнера не разорвало от желудочных газов.
Содержание.
Несмотря на то, что контент сайта вырос в качественном плане, ему еще довольно далеко до лидеров, потому что для хорошего контента нужны люди, которые хоть немного умеют и любят писать.
Месседж.
"Посмотрите, какие мы хорошие!"
Неизвестно, какую задачу поставил Олег Болычев перед новой редакцией сайта, но совершенно точно одно - у портала впереди слишком долгий путь, чтобы завоевать доверие читателей. Выполнять тактические задачи Шабунину вполне по плечу, но для стратегического развития сайту требуются финансовые вливания и люди. Было бы вполне логично полностью изменить и форму, и содержание сайта, и родить наконец-то понятную идею "Почему этот портал существует?"
Говоря другими словами, выполнить полную перезагрузку, в ином случае перспективы у портала весьма туманные.
Портал относится к провластным СМИ.
Степень влияния на общественно-политическую жизнь
Низкая
Общие выводы.
1. Самые "популярные" новостные сайты региона используют для накрутки посещаемости группы Вконтакте.
2. Шаткое финансовое положение "ведущих" сайтов заставляет их работать не на читателя, а на рекламодателя.
3. В свою очередь рекламодателей просто обманывают накрученной статистикой.
4. Сайты не в состоянии производить серъёзный контент. Акцент делается на заголовки и новости.
5. Ни один из сайтов не отличается сбалансированной и непредвзятой позицией.
6. Нет конструктива. Есть либо соглашательство, либо неприятие.
Последнее, что можно сказать о калининградских информационных порталах - степень их влияния будет постоянно снижаться за счет размывания информационного поля все новыми и новыми сайтами.
(с) -присоставлени материала использовались некоторые скриншоты Петра Фердыщенко