Тени

Feb 11, 2011 00:25


Почему многие выдающиеся исследователи, близкие к фрейдовскому течению психоанализа - евреи  по происхождению? Райх, Ранк, Фромм, Мелани Кляйн, Маркузе, Адорно,  Ференци, Фенихель?

В поисках объяснения обратимся к Ханне Арендт. Она сама, как и все они, из ассимилированной еврейской семьи. Она замечала, что ассимилированная еврейская буржуазная среда и зажиточный средний класс очень лицемерны. Можно понять так, что они старались как можно быстрее забыть все, что связывало их с евреями, и казаться себе и всем остальным настоящими немцами (австрийцами, венграми и пр). Но при этом многие европейцы их не вспринимали как настоящих немцев (австрийцев, венгров) и они  сами все видели и понимали.

Иными словами, в этой среде произошло очень сильное вытеснение неудобных вещей, которые как бы не замечались, но которые (пред) чувствовались.  Может быть, по этой причине некоторых талантливых мальчиков и девочек привлек фрейдизм, сердцевиной которого является учение о скрытом, вытесненном, неудобном и, в то же самое время, тайно напоминающем о себе?

Если и так, это только часть объяснения. Феномен"еврейского гения" не исчерпывается психоанализом. "Еврейский гений не присутствует в нашем государстиве" - точно подметил Ариэль Шарон; возможно, он прав не только применительно к Израилю.

“Европейское еврейство подарило миру Энштейна и Маркса, Фрейда и Кафку, Мандельштама и Левитана” - говорят еврейские националисты. Они ошибаются. Еврейский гений не был, в строгом смысле, еврейским. Он был связан с поиском универсальной, вечной истины, а не с узконациональной традицией.  Он стал прорывом ко всеобщему (освобождению или познанию), а не нацоналистическим сепаратизмом, с которым эти люди не хотели иметь ничего общего. Он стал частью процесса радикальной ассимиляции,  как и поведение лицемерной еврейской буржуазии и городских обвателей.  Но можно, наверное,  сказать иначе: ассимилянтская обывательская буржуазная среда была тенью "еврейского" гения.

евреи

Previous post Next post
Up