АНАРХИСТСКИЙ КИББУЦ САМАР В ИЗРАИЛЕ?

Nov 20, 2010 18:47


ИНТЕРВЬЮ С ИЗРАИЛЬСКИМ АНАРХИСТОМ



Киббуц Самар.

Кто не слышал об израильских киббуцах - коммунах первых еврейских поселенцев в Израиле? Социалистические самоуправляемые поселения с общей собственностью и трудом, с равенством мужчин и женщин, основанным на прямой демократии в принятии абсолютно всех решений об организации общественной жизни...

В реальной жизни все не так  хорошо. Со временем капиталистическая реальность берет свое. Видимо, некоторые анархистские самоуправляемые общины могут служить на протяжении определенного промежутка времени (и до известного предела) моделями будущего бесклассового общества, но не более того. Чтобы создать новый общесттвенный строй, нужно перевернуть весь мир, или, по крайней мере, целые континенты, взяв под контроль ассоциации общественных самоуправлений средства производства, инфраструктуру, распределение социальных благ, ликвидировав товарно-денежные отношения, частную собственность и государство.

...Многие или, по крайней мере, некоторые киббуцы создавались на земле, которую еврейские колонисты отняли у арабов. Земли выкупали у арабских феодалов, а затем сгоняли с нее арабских крестьян-фелахов - такое вот огораживание по-сионистски. Не все хорошо обстояло или, во всяком случае, обстоит и с экономико-социальной частью.  В своей рецензии на книгу израильского экономиста Бориса Дубсона "Киббуцы: Путешествие в светлое будущее и обратно" Давид Гарт отмечает, что согласно анализу Дубсона : "C 60-х годов кибуцное движение стало постепенно отказываться от своих ключевых принципов, начиная с регулярной смены деятельности членов общины. Исчезли и другие столпы киббуцного уклада. Равенство сменилось иерархией, отказ от наемного труда -  привлечением работников со стороны: от топ-менеджеров до гастарбайтеров, полностью аграрная экономика - индустриализацией, повсеместным открытием киббуцных заводов. Последней сдалась собственно коммуна: принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» отошел в героическое прошлое, и в большинстве кибуцев провели дифференциацию зарплаты, коммерциализацию общественных услуг и приватизацию жилья. Изменились и люди: нищие халуцим, приехавшие из Киева и Одессы осушать малярийные болота, сменились кибупиталистами, которые стали ворочать миллионами шекелей".
http://booknik.ru/reviews/non-fiction/?id=28458

Израильский анархист "Егор Веселый" veseliyanarhist еще более категоричен: "...99% этих кибуцов большевиского толка: Генсек, начальник труда, начальник транспорта и тд.) Короче, строгая иерархия и власть...  Киббуцы хотят расформировать в просто поселения. Да и люди там - не леваки и не социалисты...  Есть киббуц Самар. Там, можно сказать, анархический строй, но....".

Егор Веселый некоторое время жил в киббуце Самар. Так что, подготовили с ним интервью.

Сначала небольшая справка.

Согласно опубликованным данным, киббуц Самар расположен в пустыне Негев, его население составляет 220 человек. Экономически киббуц процветает, не прибегая к помощи правительства. В нем используются самые современные технологии, вот, например, репортаж о создании в киббуце первой в стране солнечно-термальной электростанции, которая полностью обеспечила общину энергией:  http://www.vesti.ru/videos?vid=230128&doc_type=news&doc_id=300242

1. Привет, расскажи об этом киббуце, в котором ты некоторое время был в гостях

Киббуц  Самар основан в 70тые анархо-идишистами. Сейчас в нем живут 150-200 человек. Киббуц возле Эйлата, и многие там и работают.  Выращивает финики и есть мелкие хозяйства.  Позиционирует себя как (на 2010 год) Антиавторитарный, Автономный, Анархический, сельско-аграрный кибуц.  Хотя большая часть людей там анархистами себя не считает и вообще в политику не лезет. Революционости 0% .  Люди банально живут и хотят жить.
Но он (киббуц) идейный и разваливаться не собирается (или капитализироватся).

2. Люди живут в отдельных домиках или в общежитиях?

В отдельных, семьями. Там много семейных пар. Киббуцу ведь уже около 40 лет. Там и детворы полно.

3. Как устроен этот киббуц?

О системе управления.  Власти как таковой нет. Нет никаких представительных лиц (секретарей, казначеев). Хозяева ВСЕ (так мне сказали) . Правил никаких, кроме одного - РАБОТАТЬ. Причем, где, кем, как и сколько ты работаешь - никого не интересует и никем не контролируется. У кибуца есть счет в банке, и карточки есть у всех, у всех же и доступ к деньгам. Все что ты зарабатываешь, кладешь на общий счет киббуца. Но можешь и снять оттуда столько, сколько тебе надо и в любой момент. Никто этот процес не контролирует. То есть налицо анархо-коммунизм - от каждого по способностям и каждому по потребностям.
Вопросы решают сообща консенсусом на совете раз в неделю (голосование не практикуется) .
Но работа обязательна. Если не работаешь в городе, то работай в кибуце, в полях на плантациях.  Главное РАБОТАТЬ. Грязные и неприятные работы делают по дежурству, по очереди. Список вывешивают в столовой. Все остальное киббуц тебе предоставляет.

4. Что именно предоставляет киббуц?

Вот что дает киббуц:

Дом
Столовая
Библиотека
Музыкальный клуб
Все бесплатно и открыто 24 часа в сутки

5. Что ж, не так плохо, особенно учитывая, что киббуц процветает, денег на счету много и ты можешь поехать в город развлекаться, или к к зубному врачу или на какие-нибудь курсы или занятия.

Не все идеально. Киббуц очень грязный. Людям лень заниматься мусором. Поэтому они используется наемный труд, рабочих из Эйлата. И важно, что киббуц закрыт для желающих поселиться.

6. То есть, это закрытое сообщество?

Да!  Закрылись они по той причине, что лет 10 назад был паренек, который изъявил желание с ними жить, 2 года он косил под добряка и простачка (это испытательный срок) а потом, получив карточку, снял все деньги и мотанул в США... С тех пор они закупорились... Фактически, тот парень снял все киббуцные деньги... Они еле выжили после этого. И теперь не принимают новичков. Впрочем, они принимают небольшое количество добровольцев, да и то в РЕДКИХ случаях (там живет десяток иностранцов) . Но добровольца не допускают до счета в банке...  У него могут быть все права кроме счета.  (В широком анархо-коммунистическом обществе эта проблема не могла бы возникнуть - так как не велись бы товрно-денежные расчеты - прим. Shraibman).

7. Развивается ли их хозяйство со временем? Если да, то откуда они берут новых людей, специалистов?  А верно ли, что там используются высокие технологии?  Если да, то как это происходит?

Они процветают, они недавно еще земли прикупили. Помнишь, я про найм говорил? Так вот. Как только они с чем-то сталкиваются, с какой-то неразрешимой проблемой, они нанимают людей. Да, новейшие технологии используются, но не самими киббуцниками. Понимаешь, это рай для ученых. Ведь нет никакой бюрократии! Когда я туда ездил, там с Тель Авивского университета группа рабочих приехала, испытывали какую-то солярную башню.

8. Итак, закрытость, неравенство, элементы наемного труда, которые носят уже структурный, а не случайный характер... Причем наемный труд, что любопытно, занимает как самый нижний, так и самый верхний этажи киббуцной экономики: его использование связано с тем, что сами киббуцники  либо не хотят, либо не умеют делать... А возможностей других нет, поскольку они закрыты для новых людей, а значит для специалистов. И еще, у них нет отвращения к эскплуатации наемного труда, они считают возможным его использовать. Не такая уж приятная складывается картина. Последний вопрос. А что произойдет, если кто-то из старых проверенных членов киббуца сойдет с ума и убежит с деньгами, как тот парень?

Ну... это надо у них спросить;)

сионисты, коммунизм, Анархизм, САМОУПРАВЛЕНИЕ

Previous post Next post
Up