СОЦИАЛЬНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ИРАНЕ

Jul 18, 2009 18:23





Ранее уже писал (точнее цитировал тексты специалистов) о социально-экономических противоречиях в Иране между сверх-богатой верхушкой и низовым населением, страдающим от массовой (25%) безработицы.
http://shraibman.livejournal.com/331349.html
http://shraibman.livejournal.com/330947.html
Так же сообщалось и об этнических противоречиях, поскольку в Иране около трети населения (25 миллионов человек) составляют этнические азербайджанцы, которые лишены даже школ на родном языке.
Сообщалось о внутриполитических противоречиях между различными группировками. Если раньше Иран был пусть и исламской, но все-таки республикой, с относительно свободными выборами, на которых состязались разные группировки олигархов и бюрократов, то теперь, в условиях террора против инакомыслящих и оппозиции, Иран, фактически превращается в военно-полицейскую диктатуру Стражей Революции, с чем не согласны некоторые фракции правящего класса.
Все эти факторы, несомненно, способствуют накалу нынешних выступлений.
Теперь пришла пора поговорить о межрелигиозных противоречиях в Исламской Республике Иран.

http://amica-veritas.livejournal.com/118768.html


На вопрос викторины - где молятся сунниты Тегерана? - были получены разные ответы: сунниты делают хадж, молятся на крыше, под небом, на улице, в христианских храмах, в синагоге, в армянском посольстве, на кладбище, в пустыне и т.д.

Правильный ответ был получен от shamset практически сразу.

Сунниты молятся в посольствах суннитских государств: Пакистана, Саудовской Аравии, ОАЭ, Судана и т.д.

На самом деле вопрос я задал не просто так. Шиитский радикализм, который начал особенно процветать в течении последних лет, может иметь для Ирана довольно плачевные последствия. И проблема не только в том, что молящийся в посольстве иностранного государства может легко подпасть под влияние этого государства. Проблема шире. При Ахмадинежаде начали активно преследовать суннитские организации в Белуджистане и Курдистане, что выражается в запрете коллективных встреч и в неофициальном решении постепенно закрывать суннитские мечети. В результате только в Белуджистане за последние 5 лет количество террактов против органов государственной власти увеличилось в 7 раз, а подпольных медресе - в 20.

Махмуд Ахмадинежад начал назначать губернаторами суннитских регионов шиитов. Белуджистанский губернатор в прошлом году в эфире местного радио назвал суннизм сектой, а шиизм - единственно правоверным направлением ислама.

Такой подход не имеет ничего общего с учением Хомейни, который за свою жизнь организовал целых три, если по христианской терминологии, экуменических собора, с целью снятия противоречий между двумя ветвями ислама.

И дополнительно, комментарий того же автора (армянского ираниста) о политической ситуации в Иране и последлних переменах в ней. Любопытные аналогии с СССР.

http://amica-veritas.livejournal.com/119405.html

Неделю тому назад я, мой друг и бывший посол по особым поручениям МИД шахского Ирана и по совместительству мой старший друг сидели в виски-баре и говорили о многом. Самое интересное, что запечатлелось в моей памяти из сказанного Али, это то, что после Хомейни большая часть иранских клерикалов не высказала готовность и желание заняться реальной политикой. Им выгоднее и интереснее сидеть в Куме и заниматься религиозными вопросами.

Нельзя сказать, что такой подход противоречит идеям исламской революции. Скорее наоборот. Хомейни сам нарушал принцип Велаяте Факих, вмешиваясь абсолютно во все и собственноручно управляя всеми сферами общественной жизни: экономика, политика, культура и т.д. Хорошо ли это было или нет? Скорее, хорошо, чем плохо. Какое же тогда это политбюро, когда оно не вмешивается во все процессы. Ну представьте себе ситуацию, когда генеральный секретарь ЦК КПСС остраняется от дел! Что-то подобное этому было в СССР в 1970-х, когда, наверное, секретарю хотелось, но не было возможности во все проникать и все решать. В СССР тогда нчалась внутриноменклатурная борьба, которая в конце концов не позволила главе КГБ и его окружению наложить руку на все. В Иране же представитель иранского КГБ Ахмадинежад  и его окружение свою руку во всю наложили, так как генеральный секретарь им добро на это дал и остранился.

Теперь же наступила пора восстать старой номенклатуре. Она сильна, организована и статусна. Брежнев мог снять и лишить статуса любого. Хаменеи лишит аятолл статуса не может. Нет у него таких полномочий и нет возможностей.

Что будет происходить в Иране в ближайшее время? Я думаю произойдет вот что:
1. Подавляющее большинство арестованных отпустят.
2. Как и предсказал министр энергетики, в правительстве Ахмадинежада произойдут существенные изменения. Половину портфелей получат умеренные консерваторы из фракций в меджлисе.
4. Экономический блок правительства, скорее всего, уйдет из-под контроля президента.
3. Риторика Ахмадинежада изменится в лучшую сторону.
5. Поменяют президента Иранской Теле-радиовещательной компании (IRIB).
6. Мусави и его окружение начнут готовится к выборам в меджлис февраля 2012-ого года.
7. Хашеми-Рафсанджани не будут трогать вообще. Он останется главой Ассамблеи экспертов еще 3 года, его бизнес будет и дальше процветать.

В Иране происходит перезагрузка. Все возвращается в период до 2005-ого года, когда у представителей всей элиты были свои куски от большого пирога иранского государства

В общем и целом ситуацию начнет стабилизироваться. Но есть одно большое и существенное "НО": общество. У него будет 2 возможных пути развития: полная социально-политическая апатия ИЛИ новый - еще более жесткий и организованный - бунт. Все покажет 2012-й год.

ислам, национальный вопрос, Иран, социальные протесты, Восстание

Previous post Next post
Up