Скажи мне, кто твой...

May 04, 2009 21:26

Обычно, соприкасаясь с искусством, мы мысленно проводим мостики между собой и каким-нибудь вымышленным персонажем, одним или несколькими, но всегда совершенно определенно знаем, почему останавливаем внимание именно на них, а иные не вызывают такой реакции. Как правило, внимание читателя объясняется тем, что персонаж - родственная ему во многом ( Read more... )

цитаты, мысли

Leave a comment

Comments 32

olgana04 May 4 2009, 20:26:06 UTC
Очень хорошо ты написала, да и тема любопытная.
Думаю, в большинстве случаев причина восхищения отрицательными героями - именно несерьёзное отношение ко злу вследствие наивности и инфантилизма, да. Когда я увлеклась Толкиным, была поражена, сколько фанатов у тёмных персонажей; и ладно бы у Саурона (там хотя бы пресловутая харизма, загадка какая-то) - я видела фан-клубы орков. Вот что это, как не дурость (так и хочется написать - подростковая)? Такое, мне кажется, проходит со временем.
Но бывают и другие случаи. Я читала ЖЖ одной девушки, поклонницы "ГП". Человек умный, образованный, эрудированный, взрослый (ей за 30). Яростная фанатка Вольдеморта и Беллатрикс, да и вообще УПСов. Самое удивительное - она верующая (т.е. инстинктивная тяга ко злу отпадает). Вот как ты такое объяснишь? Я теряюсь.

Reply

kolom_bina May 5 2009, 01:26:53 UTC
Да,да. Всё именно так. Как человек, участвовавший во всяких "хоббитских играх" заявляю, всегда быстро "занимается" тёмный лагерь, а светлый потом разыскивается днём с огнём.
Но на играх то это объяснимо. Всё устают в жизни быть хорошими, так хоть на игре оторваться по полной. :))

Reply

olgana04 May 5 2009, 07:44:18 UTC
В играх действительно всё по-другому, мне кажется ;) Там человеку, выступающему на стороне тёмных, необязательно разделять их философию - это именно что for fun (хотя лично мне такое ну совсем не близко).
А есть и другие игры. Например, у нас довольно часто проходят реконструкции боёв за Кёнигсберг. И вот тут мой мозг отказывает, и я абсолютно перестаю понимать, какой фан в том, чтобы нацепить на себя фашистскую форму. Мой коллега недавно с гордостью демонстрировал свои фото, где он в форме офицера СС на одном из таких мероприятий. У меня, кроме глубочайшего омерзения, это ничего не вызвало. Мне кажется, это уже не игрушки, это какое-то серьёзное психологическое нарушение.

Reply

shpiegel May 5 2009, 14:29:35 UTC
Мой коллега недавно с гордостью демонстрировал свои фото, где он в форме офицера СС
А как он сам объясняет свой выбор?
Понятно, что при реконструкции нужны люди, изображавшие бы врагов, весь вопрос в том, как они мотивируют выбор. Логичная необходимость общего процесса ли это или именно какая-то личная потребность и "игрушечки", которые так сложно понять.

Reply


kolom_bina May 5 2009, 01:24:31 UTC
Очень хорошая цитата Толстого, я раньше её не встречала. Сижу смакую. Спасибо ( ... )

Reply

olgana04 May 5 2009, 07:54:55 UTC
>Они банально более сложны психологически

А вот, кстати, не соглашусь ;) Нет, конечно, есть разные злодеи, но не сказала бы, что в большинстве случаев они как-то потрясающе сложно устроены. В чём сложность того же Вольдеморта? Или Малфоя-старшего? В первом случае - это колоссальный страх смерти и всё, во втором - даже упоминать не стОит, настолько герой банален.
Насчёт внешности я соглашусь, если речь идёт о кино. Некоторые актёры обладают удивительной харизмой и безумно привлекательны в ролях злодеев, это правда. Тот же упомянутый выше Малфой всем обязан исключительно Айзексу, в книге же он моль бледная ;)

С твоим 4-м пунктом полностью согласна, но мне кажется, в его основе - тот же инфантилизим и незрелость ;)

Reply

shpiegel May 5 2009, 15:08:40 UTC
Волдеморт уже не человек, и с того момента, когда перестает им быть, персонаж лишается и возможности оставаться сложносочиненным злодеем. Он уже слишком схематичен. А Лициус для меня даже на злодея не тянет, мелковат для этого, скорее, просто подлец.
Говоря о сложных злодеях, и на волне классики опять же, вспоминаются персонажи Достоевского, у которого даже манипуляторы возвышаются в своей сложности. Кстати, часто все они именно индивидуалисты, о чем я писала выше. Как "зло торжествующее" в лице князя Валковского, он не сверхчеловек, но персонаж разносторонний. Кстати, как раз являлся одним из "родственных душ" для того человека, о котором шла речь в посте. Как и герои "Бесов" (только запамятовала, Николай Ставрогин или сам Петр Верховенский так привлек того человека).

Reply

olgana04 May 5 2009, 19:42:25 UTC
Танюш, я не спорю ни разу, что сложные злодеи существуют ;) Просто я не считаю, что их большинство или что они устроены гораздо-гораздо сложнее, чем положительные герои, - по моей собственной статистике, это не так :)

Reply


kolom_bina May 11 2009, 07:20:14 UTC
Показала это обсуждение одной моей знакомой, мне которой мне было интересно. Она тоже высказала своеобразную мысль:
"С одной стороны мне очень сложно составить однозначное мнение по поводу этой темы, так как я никогда не восхищалать отрицательными персонажали, за исключением Воланда и его свиты, ну еще может дон Исидро, описанный Хэмбли (хотя я считаю их не совсем отрицательными персонажами). С другой- у меня есть ощущение, что дело в неком "запретном плоде". Ведь в окружающей нас действительности "плохим", условно говоря, быть запрещено. А тут человек может совершенно безнаказанно потешить темную сторону своей натуры. дать выход тем эмоциям, которых он возможно стыдится. Скрываясь за отрицательным персонажем, он как бы говорит "это не я, это Он"

Reply

shpiegel May 12 2009, 13:49:17 UTC
Любопытно. В осознании окружающей действительности, как ограничителя, как тех же "нравственных рамок добра" и желании выйти за эти рамки, вижу все ту же корреляцию со вседозволенностью, пусть и на начальной стадии. "Зло освобождающее".

Reply


Leave a comment

Up