КРАТКОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ЗВЁЗД ШОУ-БИЗНЕСА

Jul 21, 2010 15:47


При том, что о шоу-бизнесе в целом говорят очень много, более-менее глубоких аналитических публикаций на темы методологии и магистральных принципов работы шоу-бизнеса, практически нет вообще.

Во-первых, тема весьма узкоспециализированная и интересующая ограниченное количество читателей.

Во-вторых, те, кто «в теме», информацию о методологии, деталях и нюансах, представляющих истинную ценность, для широкой публики чаще всего не заинтересованы раскрывать в принципе. Поэтому подобная информация и держится в тайне.

Основная цель настоящего материала:

- насколько это возможно, минимизировать внутренний дискомфорт у всех мотыльков, летящих на лоск, блеск и огонь шоу-бизнеса;

- дать молодым исполнителям представление об основных «опорных точках» потенциального успеха в шоу-бизнесе и о продуктивных «правилах игры» с минимальными денежными затратами.

Не претендуя на истину в последней инстанции всё же беру на себя смелость заявить, что этот материал - в своём роде уникальный. Если не верите - порыскайте по поисковикам. О практической ценности «КРАТКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ЗВЁЗД ШОУ-БИЗНЕСА» сделаете собственные выводы после окончания чтения.

1. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИЛЛЮЗИЯХ

В известном советском фильме «Москва слезам не верит» (1980) на вопрос о том, что будет через несколько десятков лет, один из героев-телевизионщиков отвечает так: «Ничего не будет. Будет только одно телевидение». Отчасти эти слова оказались пророческими.

В настоящее время сознанием большинства людей во всех смыслах владеет телевидение. Телевидение навязывает вкусы и стереотипы. Вряд ли для кого-либо будет новостью мысль, что телевидение определяет популярность тех или иных личностей.

Если бы молодые телезрители, грезящие мечтаниями о собственном успехе на эстраде, в начале своего пути знали, насколько безнадёжен и малоперспективен этот путь для большинства эстрадных певцов, они бы вряд ли стали тратить своё время и усилия на то, чтобы попасть в шоу-бизнес.

По зомбоящику каждый день мелькает блеск и лоск представителей шоу-бизнеса. Всё остальное, как правило, остаётся за кадром. Эти иллюзорные блеск и внешний лоск чаще всего и манят множество молодых мотыльков к огню современного так называемого «искусства».

Что же стоит за кадром? Вряд ли для кого-то будет секретом, что за кадром, как правило, в первую очередь стоят деньги. И не просто деньги, а большие деньги. Любители бухгалтерии могут ознакомиться с расценками российского шоу-бизнеса на раскрутку новой «звезды» в статье «Сложно ли стать эстрадной звездой?»

Ознакомились? У Вас есть миллион долларов для старта? Если есть, тогда этот материал можете не читать вообще.

2. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РЕАЛИЯХ

Допустим, вы долго учились вокальному искусству в музыкальной школе или даже консерватории. У вас есть слух и голос. Вы хотите петь и грезите о лаврах успеха на эстраде. Что дальше?

Куда бы вы не попытались подойти традиционным путём - человека с честным взглядом и чистой совестью, вы столкнётесь с суровой реальностью - вы никому не нужны вообще. Все места уже заняты. В попытке где-то «засветится» поездите на различные конкурсы вокалистов. Где-то вам дадут какой-то диплом. Этот диплом также никому не нужен и вообще ничего не решает. В лучшем случае, вставите его в рамочку и, глядя на него от случая к случаю, будете испытывать душевные терзания, именуемые когнитивным диссонансом.

Для того, чтобы со временем не потерять вокальные навыки и хоть как-то периодически петь, у начинающего вокалиста без связей и знакомств есть такие варианты:

• Пение в ресторанах;
• Пение в церковном хоре;
• Пение в каком-нибудь ансамбле песни и пляски при войсковой части;
• Пение в каком-нибудь народном хоре;
• Периодическое пение на малобюджетных корпоративных вечеринках и различных бесплатных концертах.
• Преподавание вокала для начинающих вокалистов.

Это - жестокие и неприкрытые реалии. Как следствие творческой невостребованности - депрессии, нервные срывы, пристрастие к алкоголю и так далее со всеми вытекающими отсюда последствиями.

После серий мытарств и душевных расстройств в самый раз принять судьбоносное решение - бросить безнадёжные потуги и заняться чем-либо более простым и понятным. К примеру - пойти работать швеёй-мотористкой на какую-то швейную фабрику.

Чаще всего творческим личностям, а тем более - звёздам, аналитика в каком-либо виде не нужна вообще. Хотя и на миг, всё же - звёзды, однако. Им и без аналитики хорошо.

Если же вы ещё не стали звездой и ещё не потеряли своего желания достигнуть успеха на эстраде, будьте особо внимательны при дальнейшем чтении.

3. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ГЛАВНЫМ ВО ВРЕМЯ СТАРТА ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ?

Самым главным во время старта являются деньги - ответят многие и будут отчасти правы.

Да, стартовый актив, насчитывающий где-то от полумиллиона до миллиона долларов, даёт возможность некоторое время «погореть» на небосклоне шоу-бизнеса любой новоявленной «звезде».

Беру на себя смелость заявить - самым главным во время творческого старта новой эстрадной звезды является наличие ОРИГИНАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА, костяк которого составляют АКУТАЛЬНЫЕ ПЕСНИ и ОРИГИНАЛЬНЫЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ПСЕВДОНИМ или ИМЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ, о котором более подробно будет сказано в одном из следующих минипараграфов.

В этом параграфе речь пойдёт о РЕПЕРТУАРЕ.

Чаще всего молодые исполнители во время своих «стартовых» выступлений поют старые известные хиты. На мой взгляд, репертуар из старых песен - самая главная стратегическая ошибка. Это прямой путь в никуда.

Для дополнительного объяснения этой мысли будет уместным вспомнить о терминах «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ» и «АКТУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО» , чёткое понимание которых облегчит восприятие последующего материала.

У каждой песни есть своё определённое «время жизни песни» или период, на протяжении которого песню хотят слушать зрители и она звучит на телевидении или по радио. У одних песен это время жизни больше, у других - меньше. Для создания песен требуется энергия. Чаще всего это сексуальная энергия. Большинство песен - это сублимация сексуальной энергии. Попытаюсь объяснить языком, более понятным для всех.

На мой взгляд, каждая хорошая песня, написанная мужчиной - это энергетический эквивалент где-то 40-50-и женских оргазмов, недополученных любимой женщиной.

А в дальнейшем происходит обратный процесс превращения незримой энергии песен в сексуальную энергию для слушателей. Пояснение в утрированной форме. Послушали слушатели какую-то песню, "душа развернулась" и многим вдруг захотелось любовной близости. В результате - рождаются дети. И мало кто в дальнейшем анализирует глубинные причины - почему кому-то в какой-то момент захотелось любви. Своеобразный закон сохранения энергии и помощь для решения демографических вопросов в обществе. Но мы немного отошли от основной темы повествания.

Упомянутое «время жизни песни» проще и нагляднее всего представить в виде условного графика, в котором время жизни любой одной отдельно взятой песни будет выглядеть следующим образом:




Этот график условный. На этом графике не указаны периодические колебания слушательского интереса. Указаны только основные принципиальные этапы жизни каждой песни.

После того, как песня переходит в разряд «культурного наследия», полностью интерес к ней не пропадает, но это уже - не более чем остаточный интерес небольшого количества научных исследователей и индивидуумов, которые более-менее интересуются творчеством.

Основная масса людей интересуется только тем, что является актуальным только на сегодня. Увы, это печальные реалии.

Живых примеров кумиров в недалёком прошлом более чем предостаточно: начиная от «Битлз» и заканчивая творчеством Виктора Цоя.

По этой причине начинающему исполнителю ВООБЩЕ БЕСПЕРСПЕКТИВНО петь песни, которые ранее исполнялись другими исполнителями. Пусть эти песни ранее даже были хитами. Живой интерес слушателей к таким песням в любом случае будет не более чем остаточным, хотя после исполнения слушатели вам из вежливости похлопают. Исполнитель слушателям не запомнится, а это для исполнителя - медленный путь в никуда.

Запоминаются только новые песни. Вместе с новыми песнями по чуть-чуть запоминается имя исполнителя. Публика на самом деле очень капризная. Какими бы ни были песенные шедевры прошлых лет, со временем публика хочет чего-то нового. Чаще всего непонятно чего, но зато всегда нового.

Возьмите себе на заметку такие правила в отношении репертуара:

1. Оригинальный и актуальный репертуар - это основное и главное для исполнителя. Оригинальный репертуар, в котором темы и смысл текстов песен являются понятными, близкими и актуальными для слушателей - это первоочередной и основной залог вашего успеха в будущем.

2. Всегда пойте только оригинальные песни. Публика вас запомнит только с чем-то новым и оригинальным. Хиты прошлых лет оставляйте тем, кто поёт в ресторанах. Понятные для большинства примеры - Алла Пугачёва, Александр Градский и другие яркие личности запомнились слушателям в первую очередь только оригинальными песнями.

3. Уделяйте особое внимание песенному репертуару. Всегда помните о том, что репертуар - это ваша основная козырная карта. Потеря и оскудение оригинального репертуара влечёт за собой постепенный уход исполнителя с большой сцены.

4. Пойте песни только на языке, понятном и родном для аудитории (например, в Украине -только на укринском или русском). Не тратьте вообще ваши время, сили и деньги на исполнение песен на иностранных языках типа французский, английский и т.д. Если вам кажется, что где-то во Франции либо США не хватает своих певцов или певиц, Вы глубоко заблуждаетесь. Принципиальные шансы на то, что ваше песенное творчество на иностранных языках когда-то где-то будет востребовано, приравниваются к нулю. Непонимание аудиторией смысла того, о чем поёт певец(-ца), перводит рапсода в категорию лиц, вообще неинтересных публике.

5. Никогда не экономьте на песенном репертуаре. Песенный репертуар - это самые важные и надёжные инвестиции в ваше собственное имя и в вашу популярность. Эти инвестиции впоследствии окупаются сторицей и тысячерицей.

6. После достижения определённой известности, успеха и материальной независимости наймите специального сотрудника, который возьмёт на себя черновую работу по поиску и подбору новых песен для обновления вашего исполнительского репертуара.

4. ПОДРОБНЕЕ О РЕПЕРТУАРЕ ИЛИ ГДЕ ИСКАТЬ ХОРОШИЕ ПЕСНИ?

Нередко современные молодые исполнители исполняют свои собственные песни. Этот путь самый простой, самый дешёвый и при этом ещё исполнитель тешит своё самолюбие тем, что считает себя поэтом.

Может ли каждый человек писать песни? С одной стороны вроде бы всё банально просто. Стихи плюс мелодия и вот вам в результате готовая песня.

На самом деле, эта внешняя простота песен обманчива. Во первых, всем писать хорошие песни просто не дано. Точно также, как не все могут петь. Во-вторых, настоящее поэтическое мастерство приходит только где-то через 15-20 лет после первых попыток версификации.

Задумайтесь ещё и над таким нюансом. Ещё лет двадцать-тридцать тому назад пение песен за столом и в компании было обыденным явлением. И своеобразный индикатор сегодняшнего времени - как часто вы сами испытываете внутреннюю потребность петь те современные песни, которые звучат в эфире? Внутреннюю потребность слушателей петь песни, которые звучат в эфире, я считаю главным критерием «качества песен». Попытаюсь уточнить, что автор этих строк подразумевает под термином «качество песен»?

Песни высшего качества - это песни, которые по максимуму резонируют с внутренним мировосприятием и эстетическими вкусами слушателей, которые хочется не только переслушивать по многу раз, но и петь самому в кругу друзей и знакомых.

Песни хорошего качества или слушабельные песни - это песни, которые в большой степени резонируют с внутренним мировосприятием и эстетическими вкусами слушателей, которые хочется просто слушать по многу раз и открывать в них новые пласты и новые грани смыслов.

Песни никакого качества или песни-однодневки - это песни, во время звучания которых в эфире слушатель более одного раза ловит себя на мыслях типа: «Ну, когда же исполнитель уйдёт со сцены? Когда же эта песня закончится, чтобы после неё началась более интересная?».

В первых двух категориях песен есть то, что называется «божественное». В песнях-однодневках божественного нет.

Какие песенные темы являются наиболее востребованными слушателями?

Как это ни банально прозвучит, в первую очередь, это тема человеческих любви и взаимопонимания.
Больше всего Высшими Силами каждому из нас отпущено ума. Проверьте действенность этой мысли на себе.Вряд ли кто-то из нас жалуется на то, что ему не хватает ума. А вот немножко больше любви и понимания в принципе не помешало бы. Глубоких и интересных песен о любви, таких, чтобы «душа развернулась, а потом свернулась» также в настоящее время огромный дефицит.

На второе место я ставлю песни для детей. Не детские песни, а песни для детей, в которых есть двойные смысли и для взрослых.

Третье место - позитивные и добрые песни в хорошем и высоком смысле этого слова. Типа песни о медведях «Где-то на белом свете, там где всегда мороз…»

Четвёртое место - юмористические песни без злобы и ёрничанья. Хотя юмор в целом штука тонкая и шутки, которые веселят одних, нередко бывают совершенно несмешными для других.

Если вы возьмёте в свой репертуар указанные выше тематические направления, не менее 50% вашего будущего сценического успеха вам уже будет обеспечено.

Как проверять будущий «потенциал» песни?

Самый лучший и самый надёжный вариант - спеть несколько раз песню на небольших концертах без телевидения. Самый лучший индикатор и высшая оценка - публика сама начинает подпевать. На втором месте - реакция, когда слушатели начинают поддерживать аплодисментами исполнителя во время исполнения песни.

Только такие песни исполнителю и продюсеру имеет смысл «раскручивать» дальше - делать клипы и записывать на диски. Это второе железное правило будущего успеха.

Все другие песни, на которые публика реагирует жиденькими аплодисментами вежливости, вообще не имеет смысла никому показывать.

В данном случае исполнителям нелишне помнить и о таком психологическом нюансе. Все находящиеся в зале слушатели находятся в состоянии, названном Юнгом «коллективным бессознательным». В состоянии коллективного бессознательного или своеобразного лёгкого гипноза у каждого из присутствующих - один уровень восприятия. Когда человек сидит перед экраном телевизора и всё воспринимает более-менее критически - это уже другой уровень восприятия. Тогда зрители, чаще всего, начинают плеваться и материться по поводу услышанного.

Ещё раз вернёмся к авторству. Для слушателей нет никакого значения, кто является автором песни. Для слушателей более важным является то, чтобы песни были или высшего качества или, в крайнем случае, хорошего качества. По этой причине исполнителю во всех смыслах лучше петь песни, написанные другими талантливыми поэтами и композиторами, чем раздражать слушателей своими собственными песнями-однодневками. Живой и понятный пример - Алла Пугачёва, которая делала акценты только на своём вокальном таланте и на исполнительском мастерстве.

Здесь мы плавно подошли к тем заветным местам и залежам, в которых практически бесхозные будущие суперхиты дожидаются своих талантливых исполнителей.

Автор этих строк рекомендует будущим эстрадным звёздам в первую очередь искать песни у бардов.

Тем из читателей этого эссе, кого интересуют более глубокие уровни понимания стихов и песен, позволю порекомендовать два других своих эссе «О ФОРМУЛЕ ПОЭЗИИ» и «О ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОЛЬЗЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА». В этом эссе ограничимся всего одним простым и понятным живым примером.

Музыкальная иллюстрация №1

image Click to view



Что мы можем увидеть в этой иллюстрации?

Вместе с приятной женщиной поёт пестню какой-то бородатый мужик с повышенной лохматостью. Что поёт? Даже страшно произнести - детскую песенку. Голос исполнителя - таким голосом разве что в тёмной подворотне эффектно пугать запоздалых прохожих вопросами типа «Эй, закурить есть?» Уровень владения гитарой подходит разве что для аккомпанемента в подвыпившей компании. Одним словом - натуральный бард.

И будь ты хоть талатлив, хоть десяти пядей во лбу, а встречают у нас всегда, как известно, по прикиду, не пытаясь вникать в суть.

Это с одной стороны. С другой стороны, если смотреть не на внешнюю оболочку, а на саму песню, что там сможет увидеть внимательный и бдительный взгляд?

Ядро и суть песен в первую очередь держатся на тексте, на вере в сказанное, на таланте и на чистоте внутренних помыслов автора. Если к этой песне добавить красивую «обёртку и упаковку» в виде современной аранжировки и дать это всё обаятельной исполнительнице, эта же самая песня с экрана телевизора зазвучит совсем по другому. Это песня вскоре станет хитом. Причём без всяких подтанцовок. Только одна эта песня способна дать молодому и неизвестному исполнителю путёвку на большую сцену.

Почему? Потому что томных брюнеток и роскошных блондинок, поющих о любви с одновременным поглаживанием себя по груди, по ногам и другим местам в современном эфире сейчас переизбыток. И все они как бы на одно лицо. А песен для детей нет вообще. После культурного наследия песен из советских мультфильмов сейчас - практически полный вакуум. И эта колыбельная песня будет иметь существенное преимущество - слушатели намного быстрее запомнят новое имя исполнителя.

А музыкантов, которые могут сделать добротные аранжировки, в каждом городе Украины более чем достаточно.

В качестве музыкальной иллюстрации № 2 и примера, как обычная бардовская песня под гитару превращается в добротную эстрадную песню, привожу запись песни «Дворник Степанов» (авторы Г. Васильев и А. Иващенко) в исполнении Игоря Угольникова.

image Click to view



Какие из этого мы можем сделать выводы?

Во-первых, хорошая бардовская песня от просто песни отличается только уровнем аранжировки и респектабельностью во время исполнения.

Во-вторых, интеллектуальный уровень песен бардов на несколько порядков выше интеллектуального уровня попсы.

В-третьих, звёздам эстрады Украины по большому-пребольшому секрету подсказываю место, где находятся авторские страницы тех, кто пишет песни - многих интересных и талантливых бардов Украины.

Идите туда и там ищите. Песен там немеряно. Своими глазами видел. На что имеет смысл обращать особое внимание будущим эстрадным звёздам? Чем бородатее и лохматее барды - тем талантливые песни. Проверено временем.

Как договариваться будущим эстрадным звёздам с бардами в отношении исполнения песен с большой сцены?

Ну… Это уже как кому фантазия подскажет…

5. ЧТО В ИМЕНИ ТВОЁМ ИЛИ НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ МЫСЛЕЙ О ПСЕВДОНИМАХ

Вторая своеобразная свая, которую автор этих строк ставит в качестве второй составляющей будущего успеха, является СЦЕНИЧЕСКОЕ ИМЯ, которое берут себе многие исполнители и исполнительницы. Не исключаю, что имя может быть поставленным даже на первое место.

В старой песенке из советского мультике «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт…» сокрыта величайшая не только человеческая, но и сакральная мудрость.

В именах сокрыта величайшая тайна. Без ухода в мистические детали считаю уместным сказать только то, что новое имя во всех смыслах помогает человеку в достижении успеха на Земле.

Каждое из имён имеет свою силу. Эта сила напрямую зависит от иерархии имён. Например, имена архангелов выше имён ангелов. Имена Богов выше имён архангелов.

В настоящее время некоторые исполнительницы взяли себе сценические имена Богов.

К примеру, российская певица Катя Лель взяла себе имя юного бога любви Леля из словианского пантеона Богов и Божеств. В сценическом имени певицы из Украины Камалии присутствует имя бога плотской любви Кама (книга «Камасутра» ) из пантеона Богов и Божеств индуизма.

Ещё один яркий пример - певица Мадонна, также как бы стоящая невдалеке возле сонма Богов.

Как приходят эти имена и почему те или иные люди на Земле берут себе имена Богов - это также великая тайна. Что я могу в этом материале сказать для всех?

Тем из эстрадных исполнителей, кто рискует брать себе имена Богов, или известных личностей древности, рекомендую быть более чем осторожным. К примеру, в «Коране» и «Суннах» есть важное упоминание и особые акценты в отношении правильности звучания 99-и имён Аллаха. Имена Духов, в том числе и Духов Богов - это более чем серьёзные вещи. Кто знает, кто такие Духи и какое могущество невидимых Духов в видимом мире, тот подтвердит истинность этих слов.
Самое важное - не изменять и не уменьшать имён Богов или известных личностей. За изменения имён Духи Богов начинают в разных формах мстить людям. Это более чем серьёзно! Вспомним хотя бы печальный финал певицы Далиды, сначала взявшей себе псевдоним библейской возлюбленной Самсона Далилы, а несколько позже изменившей одну букву в имени.

Собственно говоря, в этом минипараграфе это всё из того, о чём я имею право открыто говорить для всех в отношении имён Богов.

Конец первой части эссе.
Продолжение следует.

Во второй части этого эссе будут рассмотрены такие вопросы.
6. Выпуск CD-дисков исполнителя. Роль изданных CD-дисков. Особенности подбора песен. Расположение песен на диске. Особенности и нюансы студийной записи. Дизайн дисков. Особенности тиражирования и продажи CD-дисков.

7. Ротация и продвижение песен в радиоэфире. С чего начинать. Как выстраивать стратегию общения. С кем общаться на радио.

8. Пути и стратегии продвижения молодого исполнителя на телевидении. Конкретные методики и эффективные приёмы.

9. Как выживать молодым исполнителям в дальнейшей конкуренции на большой эстраде. Конкретные методики и эффективные приёмы.

P.S. В качестве подтверждения 100%-й эффективности всего, сказанного тут выше, и в качестве живого примера готов взять любую из начинающих неизвестных певиц Киева (с голосом и слухом), дать ей удивительное по красоте сценическое имя, дать ей мощный стартовый репертуар где-то из 20-и оригинальных слушабельных песен (тематика - песни для детей, неоклассический городской романс и юмористические песни) и показать свершение чуда в действии - без каких-либо сверхденежных затрат где-то через год-полтора эта неизвестная певица станет звездой первой величины современной эстрады.
На тот случай, если желающих окажется слишком много, в крайнем случае могу взять двух начинающих певиц.

P.S.S. Всех тех, кто любит тырить и копипастить чужие мысли, стесняясь указывать ссылки на первоисточники, отсылаю в одно интересное место. В этом самом интересном месте на тему плагиата рекомендую внимательно прочитать фрагмент об «овечках Долли».

P.S.S.S. Тем, кто осилил так многа букфф и дочитал первую часть эссе аж до конца, в качестве бонуса предлагается юмористическая «Песенка для голоса и армейского хора»
(в сопровождении ансамбля)

image Click to view



Надеюсь, что в ближайшем времени найду возможность доработать вторую часть этого эссе.
Всем, заинтересовавшимся этим материалом - до скорой встречи.

© Николай Шошанни
Эссе «КРАТКОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ЗВЁЗД ШОУ-БИЗНЕСА» в сети Интернет находится по адресу http://shoshanni.livejournal.com/16130.html

Шоу-бизнес, Эстрада

Previous post Next post
Up