Мастер-класс по фотографии Сергея Максимишина. Часть Первая.

Jan 31, 2015 19:41

Состоялся мастер-класс по фотографии Сергея Максимишина - самого известного российского фотожурналиста.
Тезисно я опишу то, что сказал на мастер-классе Сергей Максимишин. Я буду писать тезисы исходя из моего понимания сказанного. В отдельных случаях свои пометки я буду оформлять курсивом, дабы было понятно, что это мои слова или моё понимание сказанного.



Максимишин за рабочий день снимает примерно 1500 фотографий. Из них 4/5 удаляются сразу. Если из оставшихся он выбирает 3-4 штуки это хороший результат.

"Моей фотографией" Максимишин может назвать только те снимки, что он отобрал, а не те, что снял. Отбор - решающий критерий.
Надо помнить слова Брессона, что "моей фотографией" является лишь тот снимок, на котором я поставил галочку при окончательном отборе.

"Правильные пацаны" от фотожурналистики не снимают на телевики. У Максимишина 5% фотографий снято на телевик. Остальные 95% на стандартный объектив. Сейчас при путешествиях Максимишин не берёт с собой даже фотосумку, а просто кладёт камеру с объективом 24-70. Больше никакой техники не используется. Шире 24 мм угол не нужен, поскольку он придаёт снимку агрессию.

Если нечем почистить матрицу, то это можно сделать 100 долларовой купюрой - она отлично с этим справляется. Так делали фотографы в Ираке.

Особое внимание в репортаже надо уделять первому снимку - развороту. Первый кадр должен быть исчерпывающим. Глядя на первый кадр человек должен сразу понимать безо всякой подписи о чём в репортаже пойдёт речь.
К примеру, если вы снимаете репортаж о высоком человеке, то из первого снимка должно быть абсолютно ясно, что этот человек аномально высокого роста. Не стоит в первый снимок ставить самую крутую фотографию, самую творческую, которая больше всего понравилась фотографу. Первый снимок должен быть квинтессенцией всего репортажа, а уже какие-то яркие детали быта того же великана, вы можете показать в пятой или пятнадцатой фотографии.

Общее число снимков, которые должны быть в репортаже всегда разное. В среднем, фотографом отсылается редактору около 30 снимков.

Сначала нужно придумать историю, возможно даже и записать, и уже затем, придумав её, думать, как это можно снять.

Одна фотография - одна мысль. Если вы хотите показать в фоторепортаже, как мать любит своё дитя, то не надо это делать в пяти снимках - достаточно одной карточки с матерью склонившейся над ребёнком. Если вы сняли несколько матерей с детьми, то выберете одну карточку.

Своих учеников Сергей Максимишин учит при помощи четырёх заданий: он просит снять ученика историю.
1 история - Люди. Необходимо снять историю о каком-то человеке или группе людей.
2 история - Место. Необходимо снять историю о каком-то месте. К примеру, жизнь некой деревни.
3 история - Событие. Необходимо снять некое происходящее действие.
4 история самая сложная - Тема. Необходимо самому взять тему и разработать её. Это может быть тема пьющих женщин, тема ушедшей эпохи Ленина и т.д. Куда в итоге выведет фотографа выбранная тема - никому не известно. Это самая трудная часть задания, но и самая интересная.

Максимишин не любит снимать этнику - в наше время любая этника это "свадьба в Малиновке", то есть балаган, рассчитанный часто только на туристов. К примеру, последнее, что придёт в голову Максимишину при поездке в Монголию, это ехать в степь и снимать там юрты.

Самая интересная сейчас тема для Максимишина - стык цивилизаций. Он давно снимает и планирует снимать в ближайшее время в местах где соприкасаются цивилизации. Соприкосновение и влияние друг на друга африканской и европейской цивилизации, западной и восточной, прогресса и традиционного быта.

Самая любимая точка на карте у Максимишина это Индия. Туда он ездит ежегодно на протяжении последних 12 лет. Больше всего ему нравится "португальская Индия" - остров Гоа и штат Керала с католическим населением.

Через руки Максимишина прошло около 1000 учеников на разных курсах. Из них начали активно работать и как-то заявили о себе всего 10. Этих десятерых отличало от тысячи всего одно: они безо всякого пинка под зад, без напоминаний вставали с дивана и шли снимать. Лень это самый главный враг фотожурналиста, если вы просто ходите и постоянно снимаете, вы уже получите некое признание и займёте свою нишу. Так что главная трудность для фотожурналиста - поднять задницу с дивана.

Есть три типа фотографов: Одни думают до съёмки. Другие думают после съёмки. А третьи думают вместо съёмки. Главное, не стать третьим типом. Не думать и рассуждать про фотосъёмку, а идти и снимать.

Фотожурналист не может показать человеку правду. Фотография не бывает правдивой, так что когда говорят, что "вот фотография, значит, это правда" это полная чушь. Если вы хотите узнать правду из просмотра фотографий, то надо смотреть снимки одного и того же события снятого разными фотографами. Посмотрев фото одного фотожурналиста до правды не докопаешься.
Фотожурналист не показывает жизнь - он показывает реакцию жизни на фотографа.

Самая главная ложь это кадрирование, когда фотограф сам решает какой кусок жизни оставить в кадре, а какой вырезать. Поэтому, фотожурналисты и не любят телевики - телевик выхватывает объект из контекста, в котором тот находится, отрезает его от окружающей жизни.

Как Максимишину удаётся попадать и снимать разные закрытые субкультуры, к примеру, беспризорников, инвалидов? По словам фотографа это труд и общение. Сначала он ищет, как можно попасть в ту или иную субкультуру. Попадает туда, начинает общаться, становится "своим" и лишь потом начинает снимать. К примеру, он может неделю ходить в одно и тоже место, прежде, чем у него что-то получится. Он может несколько часов разговаривать с человеком и 10 минут его снимать.

Как получается так, что снимаемые им люди не реагируют на камеру, хотя она запечатлевает их иногда во вполне интимные моменты? Здесь Максимишин опять ждёт, когда к нему привыкнут. Есть два способа снимать посторонних людей, чтобы они не обращали внимания на камеру: это скрытая камера и привычная.
Скрытой камерой снимают только врагов. Люди, о которых вы хотите сделать репортаж вам же не враги, чтобы снимать их скрытой камерой. Да и ничего путного чаще всего из скрытой камеры не получится. Остаётся второй вариант - привычная камера. Камера, на которую перестали обращать внимание, которая прочно вошла в жизнь снимаемых объектов. Так и получается хороший репортаж.

Всегда сначала нужно получить одобрение старшего, если вы снимаете в неком пространстве. Максимишину ни разу не отказывали снимать в мечетях и церквях просто потому-что зайдя в церковь он сразу подходил к бабушке торгующей свечками и спрашивал "Где батюшка? Я хочу получить благословение." Бабушка звала батюшку и тогда Максимишин говорит "Батюшка, благословите снимать в храме." Тот без проблем давал благословение и никто уже к Максимишину не подходил.
Те же кто снимают скрыто, как-то из-под мышки, те просто смешны, наоборот, привлекают к себе внимание, на них начинают кричать, гнать из храма и никаких хороших кадров у них просто не выйдет.

То же самое в таборе. Если снимать без разрешения последствия могут быть самые печальные, причём, не только для камеры, но и для здоровья. Так что попадаете в табор, первым делом спрашиваете "Где барон?" и получив от барона добро, снимаете, что хотите, а ваша безопасность уже гарантирована.

Сергей Максимишин любит вспоминать, как он снимал Даниловский рынок. Он получил задание от немецкого кулинарного журнала, снять закуски, которыми русские закусывают водку и Максимишину надо было снять солёные огурцы, черемшу, помидоры. А для этого ему нужно было посетить Даниловский рынок.
Его все коллеги отговаривали, дескать, снимать там бесполезно - выгонят сразу. Многие пробовали и ни у кого ничего не получилось. Но Максимишин пошёл.
Заходит на рынок. И только полез за камерой, как тут же около него оказалась охрана и сказала, что снимать нельзя. Тогда Максимишин ответил, что хотел бы поговорить с самым старшим здесь. Его отвели к какому-то Исмаилу. Максимишин сел и подробно рассказал ему, кто он, что здесь делает и что хочет снять.
-Да без проблем, снимай! - ответил Исмаил. По рынку тут же пронёсся слух, что Исмаил разрешил и Максимишин стал снимать.

Снимать на рынке тоже нужно по особенному. Нельзя резко доставать камеру и начинать снимать. Нужно её доставать медленно и никого не снимая погулять с ней на виду, чтобы все те кто не хочет сниматься смогли бы уйти. Если человек не хочет, чтобы его фотографировали, то и не стоит этого делать. Вы же не знаете, что у него за ситуация. Может он дома сказал, что поехал врачом в Москву работать, а сам стоит на рынке. Не надо делать человеку плохо.

Все обязательно должны знать что и для чего вы снимаете. Если на рынке увидят человека с камерой, то мысль, что он творит здесь искусство будет последней мыслью в их голове - сначала все будут думать, что вы или из ФМС, или из полиции, или чернуху тут ищете какую-то.

В итоге, все на рынке просили заходить Максимишина ещё, бежали за ним с криком "меня ещё сфоткай!", дарили ему продукты.

"Представьте, что выходят с рынка два фотографа. Одному все машут вслед, улыбаются, он снял всё, что нужно и ему подарили кучу продуктов. А второму разбили камеру и подбили глаз. Проблема будет не в рынке, не в людях, которых они снимали, а исключительно в действиях самих фотографов: один вёл себя так, а другой иначе. Вот и вся разница." - подытожил Максимишин.

Продолжение следует.
Мастер-класс по фотографии Сергея Максимишина. Часть Вторая.

Максимишин, Москва, фотография, фото, фотографы, мастер-класс

Previous post Next post
Up