Книги по бизнесу за последний год. Часть первая. 10 книг

Jun 13, 2012 10:09

Друзья, хочу рассказать о книгах, которые прочитала за год, вдруг кому-нибудь будет полезно. Почти каждая книга из этого списка оказала на меня свое влияние, в каждой из них я нашла что-то полезное и нужное.
Чтение у меня довольно бессистемное и здесь есть как книги-мотиваторы, так и вполне реальные руководства к действию.
В свое оправдание могу сказать, что у меня скорочтение и поэтому я часто "проглатываю" книгу не обращая внимания на "воду", а выискиваю те крупицы золота, которые будут мне полезны. Про эти крупицы и буду писать :-) Пишу только свои впечатление и как книга пересекается с моей жизнью и мыслями.

Почти все книги были куплены в интернет-магазине www.boffo.ru или в "БиблиоГлобусе" (это если будете искать).
Список книг не по значимости, а в порядке живой очереди.

1. Старт-ап без бюджета (Майк Михаловиц)
2. 11 Правил старт-апа (Гай Кавасаки)
3. Воля и видение (Джерард Теллис)
4. Переговоры, которые работают (Стюарт Даймонд)
5. И ботаники делают бизнес (Максим Котин)
6. Жесткий менеджмент Дэн Кеннеди)
7. Вам слово (Нина Зверева)
8. Доставляя счастье (Тони Шей)
9. Кофемолка (Михаил Идов)
10. Построение бизнес-моделей (Александр Остельвальдер)
11. Что видела собака (Мальколм Гладуэлл)
12. Вопреки абсурду (Ленарт Дальгрен)
13. Война за империю Дисней (Джеймс Стюарт)
14. Икона Стив Джобс (Джеффри Янг)
15. Библейские советы современному менеджеру (Конопасевич)
16. Атлант расправил плечи (Айн Рэнд)
17. Источник (Айн Рэнд)
18. Экономика голливуда (Эдвард Эпштейн)
19. Лайкни меня (Гари Вайнерчук)
20. Сарафанный маркетинг (Энди Серновиц)
21. Сила воли. Как развить и укрепить (Келли Макгонигал)

1. Старт-ап без бюджета (Майк Михаловиц)



Если честно, наибольшее удивление вызывает подача материала - основная мысль книги в том, что предприниматель должен быть изобретателен как человек, который зашел в туалет, сделал все свои дела и вдруг понял, что туалетной бумаги нет. И вот человек сначала бегает из кабинки в кабинку в поисках ресурсов, потом начинает думать, что можно использовать еще ну и далее каждый может придумать себе свой вариант развития события :-)


Частично книга напоминает оду уму и изобретательности автора: его решительности, бесстрашию, предприимчивости и т.д. В частности, фразы про "мой первый миллион долларов я заработал там-то и там-то" способны вогнать в депрессию и привить комплекс неполноценности примерно к середине книги.
И вот когда ты уже думаешь, что ты самый жалкий трус и неудачник на свете автор вдруг пишет, как он потерял 250 тысяч долларов. Причем ошибка совершенно школярская: он взял кредит на развитие фирмы и для начала решил выплатить себе зарплату и бонусы, примерно 250 тысяч долларов. На эти деньги они с женой что-то купили, съездили отдохнуть - после чего деньги кончились и им срочно пришлось все распродавать и переезжать жить в дом для престарелых, так как там можно было очень дешево снять комнату. Ну и выплачивать проценты по кредиту, который они на себя потратили.

И после этого ты понимаешь, что все эти красивые слова типа "Оторви свою задницу от дивана и сделай хоть что-нибудь" они конечно красивые и правильные, но помимо решимости надо еще знать кучу всего.

Самая полезная мысль, которую я вынесла из книги - хорошая идея, команда и много-много работы способны творить чудеса.

Книга-мотиватор!

2. 11 Правил старт-апа (Гай Кавасаки)



Эту книгу я читала запоем, потом перечитывала еще раз с карандашом в руке, а потом рекомендовала всем как самое доступное пособие для стартапера.
Много хороших советов о том, как общаться с инвесторами, как делать презентации, как важна команда и т.д. Сам Кавасаки уже много лет занимается инвестированием и рассказывает с той стороны баррикад.

Три главных мысли, которые я для себя вынесла:
- Инвестор заинтересован больше вас в успехе вашего проекта. Хороший инвестор не просто дает деньги - он помогает советами, связями, знакомит с нужными людьми, если это необходимо.
- Не надо бояться, что инвестор украдет вашу идею. Хорошая идея без воплощения - ничто. Все равно нужна команда, которая из этой хорошей идеи сделает бизнес, вернет инвестиции и потом приумножит капитал, вложенный инвестором.
- Для любого бизнеса нужны фанаты-потребители. Кавасаки называет этих людей евангелистами - то есть те, кто несут идею бренда в массы, проповедуют ее и знают о бренде все. Естественно, самым ярким примером являются "ЯБЛОЧНИКИ" :-)

3. Воля и видение (Джерард Теллис)



Очень воодушевляющая книга о то, что все получится и не надо бояться.
Очень инетерсная и важная для меня история:
История про человека, который для меня был каким-то небожителем, нереально крутым и уже родившимся со всеми своими миллиардами. Про Билла Гейтса.

История эта произошла в 1985 году, когда IBM решила выйти на рынок персональных компьютеров. В то время компы были огромными, сложными в управлении и операционную систему для них писала компания, с человеком во главе по фамилии Килдалл. Работал он с IВM с 1975 года, разрабатывал для них программное обеспечение, имел чистую прибыль в несколько миллионов долларов в год и был абсолютным лидером этого рынка.
И вот когда в IВM решили выйти на рынок персональных компьютеров, то стало понятно, что нужно придумать новую операционную систему, более простую и понятную для потребителя, а также не очень дорогую.
Легенда гласит, что когда IВM позвонила Килдаллу, он катался на яхте и не смог приехать на встречу. А в это время Билл Гейтс вместе с Полом Алленом делали какой-то заказ в IВM и узнали о том, что нужна новая операционная система. В то время они занимались написанием программ, но вот опыта в построении системы не было.

Билл Гейтс договорился с IВM о встрече и пообещал им, что за 3 месяца разработает новую операционную систему и в розницу она будет стоить не дороже 40 долларов.
IВM ему поверила и дала 3 месяца на разработку.

Как писать систему Билл Гейтс не знал, но он знал человека, который строил такие системы. За 5 000 долларов Гейтс выкупил у него права на нее, нанял этого человека и работа закипела.
Они работали по 16 часов, ночевали в офисе рядом с компьютерами.
"Мы работали как проклятые, потому что боялись, что кто-то нас опередит" - говорил потом Билл Гейтс об этом времени.

Когда через какое-то время Килдалл появился в IВM, он высказался в том духе, что персональные компьютеры никому не нужны, никто не будет покупать их в таком количестве и операционная система должна стоить долларов 200 за одну штуку.
Пока он переговаривался с IВM на эту тему, Билл Гейтс с ребятами дописал свою операционку, IВM ее утвердила и стала ставить на все свои персональные компьютеры.
Меня поправили, что операционная система называлась MS-DOS. Оболочка Окна появилась позже.
Мы эту операционную систему прекрано знаем как MS DOS, прародителя Виндовс, на сегодняшний день в мире проданы миллионы копий.

Конечно, здесь есть момент удачи - что главный конкурент оказался не таким дальновидным и не сумел разглядеть новый рынок, но с другой стороны - если бы не вера Билла Гейтса в себя и свою команду, не умение найти нужного человека и вовлечь его в процесс - то он мог бы и не стать тем, кем он стал.

Вообще вся книга о том, что если ты не первый вышел на рынок - это еще не значит, что у тебя нет никаких шансов стать лидером. Шансы есть у всех, надо только ВИДЕТЬ новое и ВЕРИТЬ в него. И тогда есть шанс, что все получится.

4. Переговоры, которые работают (Стюарт Даймонд)



После прочтения этой книги я темперь мечтаю поучиться в Уортонской школе бизнеса. (мечтать не вредно, я знаю :-) Но на самом деле - очень грамотный структурированный подход. Практически никакой "воды" - на каждой странице куча примеров , просто бери и делай.

Что именно мне понравилось?
Во-первых, в книге нет никаких манипуляций. Главная задача любых переговоров - чтобы обе стороны остались в выигрыше. Дать каждому то, что его устроит.
Автор приводит интересный пример про то, что люди очень чутко чувствуют несправедливость и готовы на все, чтобы устранить ее. Например, когда человека загоняют в угол и принуждают совершить невыгодную сделку - многие владельцы компаний предпочитали обанкротить свой бизнес, нежели отдать его по несправедливой цене.

Во-вторых, что есть нематериальные ценности, угадав которые и дав их человеку - ты можешь получить больше.
Однажды автору надо было забрать коробки из хранилища и заплатить 100 долларов за полгода их хранения. Когда он забирал коробки, то разговорился с менеджером и узнал, что тот собирается поступать в школу бизнеса. Автор подсказал, как лучше написать эссе, заполнить анкету - и в благодарность менеджер вообще не взял с него денег за хранение коробок.
То есть переговорами может быть любая ситуация в нашей жизни.

И, в-третьих, что на переговорах обязательно нужно отключать эмоции. Что эмоции и только они часто берут вверх, приводят к неэффективным решениям, мешают людям наладить диалог.

Забыла самое главное - когда вы идете на переговоры, то все время держите в голове конечную цель. Тогда вы не согласитесь на невыгодные предложения, сумеете отстоять свою позицию и интересы.

В общем, многие вещи казалось бы, лежат на поверхности, но когда ты читаешь все это в систематизированном виде, с ясно выраженной позицией - то взять для применения в жизни можно многое.

5. И ботаники делают бизнес (Максим Котин)



Про Федора Овчинникова, человека из города с двумя буквами Ы, я читала уже очень давно в "Секрете фирмы", но как обычно бывает в деловой прессе - про стартапы и успехи пишут все, а про сложности и неудачи не пишет почти никто.
Мне было очень интересно почитать про все шаги Федора, про успехи и ошибки, про то, как он был в 5-ти минутах от успеха и из-за недоговоренностей с партнером все развалилось.

Федор очень целеустремленный человек и я уверена, что его жде успех. Ни на минуту в этом не сомневаюсь.
Очень полезно почитать людям, которые хотят открывать розничный бизнес - общее представление книга дает.

6. Жесткий менеджмент Дэн Кеннеди




Эту книгу надо прочитать ВСЕМ, кто хочет сделать свой бизнес, строит карьеру и просто хочет разобраться в отношениях с людьми, особенно если это твои сотрудники :-))
Попадание 100 из 100, и могу подписаться под каждым словом :-)

Я недавно пислаа пост о том, какие уроки вынесла из своего опыта собственного бизнеса (http://shmayger.livejournal.com/231484.html) - и вот многие вещи совпадают. Про издержки на одного сотрудника, про то, что работодатель оплачивает 8 часов твоей работы и абсолютно вправе требовать полной отдачи все эти 8 часов рабочего времени.

Что "брать на работу людей надо медленно - а расставаться быстро".

Мы на выходных ездили на шашлыки с подругой, она HR в очень крутой компании. Компания лидер рынка, очень успешна и профессиональна - и вот у них точно так же. Если кто-то закисает, начинает халтурить и лениться - его увольняют сразу. Никому не нужно, чтобы человек изнутри разлагал коллектив. И те, кто работают хорошо и стараются - они должны видеть, что халтура не пройдет.

Вообще вся книга - сплошное руководство к размышлению. И к действию.

7. Вам слово (Нина Зверева)




Эту книгу я купила после выступления на конференции Адама Смита. Потому что боль-мень излагать свои мысли перед каким-то количеством человек я умею, а вот при зале на 150 человек растерялась. Так что укрепляю свои "выступательные" навыки :-)

Ну помимо довольно известных фраз что "самая лучшая импровизация - это заранее подготовленная импровизация", и что надо готовить 80% выступления и думать о вопросах, которые могут задать, есть и еще полезные методы.

Например, после книги я поняла, как мне надо было отвечать на каверзные вопросы на конференции. Я писала вот здесь, что было http://shmayger.livejournal.com/234225.html
После прочтения книги я бы так построила разговор:
- А вы уверены, что люди будут платить столько денег за билет?
- Да, наши исследования при опросе 1500 человек показывают, что 63% человек возрастом 25-45 лет готовы тратить 500-800 рублей за билет на подобное мероприятие.

И это было бы профессионально и по делу.

Короче, если есть публичные выступления и куча презентаций - книга окажется полезной.

8. Доставляя счастье (Тони Шей)


«Delivering.indd» на

Отзывы, которые я читала об этой книге в основном восторженные и с каким-то чувством легкости - дескать, вот парень взял и сделал бизнес и все у него зашибись.

Ну первое, что развенчало этот миф - человек из семьи мигрантов и закончил Гарвард. То есть трудолюбие, системность мышления и настроенность на результат у Тони Шея были изначально.
То есть это не Иванушка-дурачок, просидевший на печи 30 лет и 3 года, а потом бац - и сделал магазин с оборотом 1 миллиард долларов. Нет! Там работа по 80 часов в неделю и упертость во всем.

Еще один момент - у него была куча имущества, которое он рапродавал, пока магазин не вышел на окупаемость. Он продавал квартиры, машины, лофт - и все вкладывал в бизнес. То есть это изначально не как бедный нищий студент техникума начал с подвала - нет, там в запасе была куча всего: образование, связи, видение, мзги в конце концов.
Но поэтому и результат закономерен - человек сам по себе одаренный, с хорошими стартовыми условиями и пониманием того, куда надо идти.

У меня почему-то мысль после прочтения книги - надо учиться, развиваться, идти вперед.

9. Кофемолка (Михаил Идов)




Книга про неудачный первый опыт предпринимателства. Когда человек хотел сделать бизнес, который нравится ему - и который не соотвествует ожиданиям потребителей.
В Америке Михаил вместе с подругой отрывает венское кафе с настоящим кофе, штруделем и сырами. При этом все это стоит денег, за качество надо платить - а американцы не готовы к этому.
Кое-как они существуют несколько месяцев, как вдруг на соседней улице открывается сетевое заведение, где за 2 доллара наливают в картонный стакан чуть-ли не поллитра кофе с сиропом и американцы пьют его и абсолютно счастливы.

Грустный рассказ про человека, у которого не получилась МЕЧТА.

10. Построение бизнес-моделей (Александр Остервальдер)



Если честно - я до конца не дочитала эту книгу.
Но могу сказать, что из первой половины я вынесла мысль, что бизнес - это целостная вещь.
И что нельзя говорить, что мы вот только нишевая компания, а как у нас сотрудники управляются и как мы деньгами распоряжаемся мы не знаем.
В бизнесе мелочей нет и продуманная целостная концепция бизнеса - это самое главное конкурентное преимущество.

Мои студенты-одногруппники из бизнес-школы очень хвалят эту книгу, так что думаю, что я просто пок ане доросла до нее.

Книга, Учеба, БИЗНЕС

Next post
Up