Неуловимый, неотвратимый.

Aug 07, 2015 02:27

      У меня есть странная привычка цепляться за фигуры речи. И делать из них далеко идущие выводы. Возможно, потому что опыт учит - они не случайны и подобно магическим заклинаниям способны основательно исковеркать жизнь. Сегодня я решил написать о фразе, которая, пожалуй, и раздражает, и огорчает своей неосмысленностью больше других. Я десятки ( Read more... )

ханжи, нестрогие размышления, нравы, свобода, цинизм, анализ повседневности, субъект, ценности, этика желания, злободневное

Leave a comment

Comments 11

livejournal August 6 2015, 21:33:19 UTC
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Reply


engie August 7 2015, 00:53:51 UTC
Это все да, сама фраза слышится где-то на уровне подросткового протеста.
Однако есть другая сторона медали, очевидная, и, может, нет даже смысла ее озвучивать, но тут уж как обычно.
Если в отношениях какие-то вещи, прежде происходившие сами собой, начинают требовать своим поводом долг и чувство долга, значит, что-то идет не совсем так, и есть смысл вернуться чуток назад. Имхо =)

Reply

shmandercheizer August 7 2015, 07:34:56 UTC
Да, я как раз об этом и написал, что долг иногда заставляет поступаться желаемым. Кстати, эту ситуацию тоже можно рассмотреть как нарушение долга: если ты в отношениях что-то делаешь потому что "надо", то ты отказываешься от первоначального "обещания" дарить это искренне. Т.е. даже когда нечто происходит САМО СОБОЙ - за этим может быть род долга, противостоящего формализму другого долга.

Reply

engie August 7 2015, 08:43:19 UTC
А ведь можно посмотреть на это не только как на оппозицию формального и истинного долгов, но и как на просто очередной шаг глобализации того же самого первоначального долга. Немножко напоминает переразвитое фрейдовское суперэго или очень глубокий кант, когда простого "ты должен хотеть только правильных вещей" уже недостаточно, а требуется, чтобы "ты должен хотеть хотеть только правильных вещей" и т.д.

На эту тему существует много бытовых анекдотов в духе
- Пойдем в бар?
- Нельзя в бар.
- Поедем на рыбалку?
- Нельзя на рыбалку.
- Ты не жалеешь, что женился?
- Нельзя жалеть.
Рассказал коллегам на работе. Все смеются. Один не смеется.
- А ты чего не смеешься?
- Нельзя смеяться.

=)

Reply

shmandercheizer August 7 2015, 09:52:03 UTC
О, да, это вы верно подметили.

Более того, современное супер-эго требует в качестве долга наслаждаться. Так что еще и самого себя человек рано или поздно начинает винить за "формализм". И сомневаться в отношениях, в которых вдруг исчезла "легкость/естественность" некоторых вещей.

Reply


eugen_tugashev August 7 2015, 13:44:06 UTC
Частенько воспитываю своего знакомого (к.филос.н. и преподавателя логики) после этой фразы. Практически сразу признает, что должен своей семье, друзьям и пр.Но периодически все равно прорывается.
В праве на первичность обязанностей указал Цицерон. И многие авторитетные философы права поддерживали эту позицию (например, солидаризм или юридический позитивизм).

Reply

shmandercheizer August 7 2015, 18:11:30 UTC
Вообще, у этой идеи много теоретических "заглушек", которые позволяют и образованным людям придерживаться подобной позиции. Даже не называя ее вслух.
Например, любимая феминистками идея о том, что только сам человек в праве распоряжаться собственным телом. По факту это то же самое - я сам решаю, кому я обязан и самим телом, и с кем связан посредством него. Но это крайне спорно. Мы гораздо меньше "вложились" в наше тело, чем родители и государство. А тело, которое целиком бы подчинялось велениям от головы, вообще сложно представить.

Reply


Неуловимый, неотвратимый. livejournal August 28 2015, 09:30:24 UTC
Пользователь solimon сослался на вашу запись в своей записи « Неуловимый, неотвратимый.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Неуловимый, неотвратимый. [...]

Reply


(The comment has been removed)

shmandercheizer November 7 2015, 11:20:34 UTC
Неизвестно должны мы или нет изначально, но все известные общества считают, что должны. Формы долга и логика обоснования бывают разные. Возможно в основе этих представлений лежит первобытная логика: дети - это наименее ценные члены племени (и даже не столько члены, сколько объекты собственности своих родителей), поэтому все ресурсы затраченные на них даются как бы "в долг".
Это большая тема, на которую написаны труды антропологов (на одного я и ссылаюсь - как наиболее удобный текст, где собраны разные точки зрения).
Хотим мы или нет, но мы продукты социума (который считает, что должны), поэтому эта часть "про долг" встроена в нас. Однако это не означает, что у нас нет выбора.

Reply


Leave a comment

Up