По случаю Рождества показывали телесериал о раннем христианстве; мимолетно речь зашла об известной притче о горчичном зерне:
...чему подобно Царствие Б-жие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. (Лк. 13:18-19)
(
Read more... )
Это, на мой взгляд, лучшая иллюстрация к тому как и почему гомофония сменила полифонию.
Reply
Reply
А в книжках пишут, что технологические перемены привели к появлению среднего класса и производству недорогих инструментов. Появился спрос на музыку, которую
1) могут воспринимать буржуа - более далекие от музыкального образования, которое давали аристократам
2) могут исполнять любительские оркестры - играющие на доступных инструментах
Спрос и предложение, как почти всегда бывает, объясняют (около)социальные перемены лучше всего.
Reply
Reply
С музыкой тоже все понятно. Вся история индустрии развлечений наглядно демонстрирует, что чем большему числу потребителей развлечения доступны, тем проще развлечения становятся.
Reply
Reply
Reply
Есть и другое соображение. 18-й век был давно. Как насчет, скажем, рок-музыки? Упрощена ли она под массового слушателя? Нет, конечно. В моду входила "простота", причем ее внедрение шло не от масс, а от интеллектуальной элиты, считающей, что массе нужны простые формы с минималистской эстетикой. Рок-музыка отвечала этому идеалу.
Reply
Я ничего не понимаю в рок-музыке, но мне трудно представить, что интеллектуальная элита хоть как-то определила музыкальные пристрастия масс в обществе со свободным рынком.
Reply
Reply
Reply
Reply
В истории музыки мы видим, что во времена барокко основной аудиторией была образованная аристократия. Когда бОльшую часть аудитории стала составлять буржуазия, барокко сменилось классицизмом. Точно так же романтизм пришел на смену классицизму, когда массовой аудиторией стал средний класс. И по той же схеме до мещан, люмпенов. С эстрадой, шансоном и т. д. Не всегда будет упрощение, но всегда - соответствие слушателям. Они определяют стиль, потому что они платят за музыку. (При свободном рынке, конечно же.)
Reply
У Вас рассуждение всем хорошо, но слушатели с неба падают с уже готовыми вкусами, причем по умолчанию вкусами самого низкого пошиба. Помню, в Англии была передача Britain's Got Talent, сиречь парад любительской попсы. Однако, если смотреть на то, кто победил, завоевав самые широкие зрительские симпатии, то это был почтальон, поющий оперные арии, балетная группа и т. д. Конечно, стили меняются с аудиторией, т.е. ее предпочтениями, но это б/м самоочевидно. Более существенно то, как возникают такие предпочтения, и тут у Вас страннейшая картина среднего класса, запрограммированного при рождении на романтизм, буржуев - на классицизм, а бэби-бумеров - на битлов. Нет, мне этот взгляд не кажется верным. Спасибо за беседу, но мы друг друга явно не убедили. Интересно, какие есть другие взгляды.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment