Вера с горчичное зерно

Dec 25, 2014 17:00

По случаю Рождества показывали телесериал о раннем христианстве; мимолетно речь зашла об известной притче о горчичном зерне:

...чему подобно Царствие Б-жие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. (Лк. 13:18-19) ( Read more... )

Leave a comment

shkrobius December 30 2014, 00:43:28 UTC
А я бы мог вспомнить Вивальди с его сиротками и Баха с его бюргерами-прихожанами.

До рынка еще должно как-то дойти. Кто-то должен решить, что на радио надо пустить битлов, а не оркестр балалаечников. Такое движение существовало не только в музыке. В архитектуре. Литературе. Кинематографе. Живописи. Моде на одежду. Упрощение нравов ("сексуальная революция"). При этом 50-ые, чья массовость без сомнения - пример реанимации рококо. Затейливые женские шляпки. Сложные джазовые импровизации и свинг. Архитектурные излишества и т. д. Музыкальные пристрастия изменились, когда победила широко понятая эстетика минимализма и "естественности" как антитеза рококо. Это не плод спонтанных пристрастий юных буржуев, а торжество нового интеллектуального поветрия, под которое методом проб и ошибок подбирались формы его выражения. Гомофония примерно то же самое, но на гораздо более глубоком уровне.

Мое собственное мнение заключается в том, что зарождающийся романтический идеал полубога-творца, которому подчинен мир, требовал для его воплощения в музыке доминантной темы, которой подчинено все остальное, ее лишь усиливающее. Полифоническая музыка не выражает смятения гения-одиночки, которому должно внимать человеческое быдло, она родом из представлений иной эпохи.

Reply

burrru December 30 2014, 07:35:17 UTC
Но оба эти примера подтверждают экономическую теорию.

Сиротки Вивальди учились музыке с раннего детства и были профессиональными тренированными музыкантами. Они могли исполнять полифонию, а церковь могла позволить себе дорогие инструменты. Типичная ситуация для барокко.

Бюргеры Баха добавляли ему заработок заказами на музыку к событиям, но этого было недостаточно, чтобы оставить дурную службу, которая давала основной заработок. Вот Моцарт уже смог это сделать.

Архитектура 50-х в восстанавливающейся Европе и страящейся Америке - два сложных отдельных процесса. Про моду я ничего не знаю вообще. Но музыка 50-х это, конечно же, Пресли и иже с ним, а вовсе не джаз и не свинг. Типичный пример того, как в свободном рынке преуспевает наиболее востребованная слушателями музыка.

Вы абсолютно правы, говоря о том, что отношение к человеку - важно для понимания того, как меняются стили. На смену композитору-ремесленнику приходит композитор-творец, его сменяет исполнитель-виртуоз, и т. д. Все это соответствует расширению аудитории и понижению ее уровня, а вместе с этим - упрощению музыки. 50-е с Пресли ввполне органично вписываются в этот процесс.

Похожие процессы происходили и в литературе, и там это тоже вызвано социально-экономическими переменами.

Reply

shkrobius December 30 2014, 08:17:31 UTC
Примеры показывают, что у барочной музыки уже была широкая база, и утверждение, что она катастрофически расширилась за 10-20 лет кажется в высшей степени сомнительным.

Что до 1950-х, если смотреть на продажи, то преобладала попса, а рок-музыка сделала небольшой и краткосрочный всплеск в середине десятилетия, чтобы выйти из моды к 58-му году. Если бы не ее ренессанс в 60-ые годы, Вы бы о ней знали,ювероятно, не более, чем о doo woo и пр. О расширении аудитории за пять лет говорить не приходится, а снижение уровня таки убило рок-музыку за несколько лет. Только когда этот уровень был поднят, началось его принятие поколением 60-х уже мовсем в другой упаковке.

По-моему, Вы исходите из не совсем верного тезиса, что упрощение способствует популярности. Правильный тезис, сеорее, такой: оно способствует популярности тогда, когда, эстетическим идеалом становится простота. Этот идеал идет впереди - и уже тогда за ним идет упрощение. Этот идеал - не идеал буржуев, пользуясь предложенным мне лексиконом; это аристократический идеал того, каким должно быть искусство буржуев.

Reply

burrru December 30 2014, 08:58:59 UTC
Мой тезис такой: стили искусства определяются аудиторией, и с изменением аудитории меняются стили.

В истории музыки мы видим, что во времена барокко основной аудиторией была образованная аристократия. Когда бОльшую часть аудитории стала составлять буржуазия, барокко сменилось классицизмом. Точно так же романтизм пришел на смену классицизму, когда массовой аудиторией стал средний класс. И по той же схеме до мещан, люмпенов. С эстрадой, шансоном и т. д. Не всегда будет упрощение, но всегда - соответствие слушателям. Они определяют стиль, потому что они платят за музыку. (При свободном рынке, конечно же.)

Reply

shkrobius December 30 2014, 17:57:40 UTC
Звучит это примерно так: когда большая часть математиков была аристократами, они занимались анализом, когда буржуями - вариационным исчислением, а когда преобладал средний клас - комплексным анализом и рядами Фурье.

У Вас рассуждение всем хорошо, но слушатели с неба падают с уже готовыми вкусами, причем по умолчанию вкусами самого низкого пошиба. Помню, в Англии была передача Britain's Got Talent, сиречь парад любительской попсы. Однако, если смотреть на то, кто победил, завоевав самые широкие зрительские симпатии, то это был почтальон, поющий оперные арии, балетная группа и т. д. Конечно, стили меняются с аудиторией, т.е. ее предпочтениями, но это б/м самоочевидно. Более существенно то, как возникают такие предпочтения, и тут у Вас страннейшая картина среднего класса, запрограммированного при рождении на романтизм, буржуев - на классицизм, а бэби-бумеров - на битлов. Нет, мне этот взгляд не кажется верным. Спасибо за беседу, но мы друг друга явно не убедили. Интересно, какие есть другие взгляды.

Reply

burrru December 30 2014, 18:07:54 UTC
На мой взгляд, не важно, кто побеждает в музыкальном шоу, а важно, кто продает больше своей музыки. Кстати, попробуйте, если есть время и желание, курс How to listen and understand great music. Может, замечательный профессор Гринберг сможет Вас убедить.

Reply

q_w_z January 3 2015, 06:05:57 UTC
В архитектуре кстати, русской если, классицизм сменил барокко (а потом и модерн и авангарда), когда возник запрос общества и государства на стабильность и "жить стало лучше, жить стало веселей" (после пугачевщины, 1905 года, 20-х, войны). Ну и госзаказ воспоследовал, как после реформ госуправления катькиных или пожара 182 года.

Reply

burrru January 3 2015, 20:51:37 UTC
Спасибо!! Кстати, развитие русской музыки лишний раз подтверждает экономическую теорию. И Бортнянский, и Березовский были талантливы, успешно выучились в Италии, но в России эта музыка не пошла.

Потому что для Моцарта мало Моцарта, для Моцарта нужна Вена, нужна Прага, нужен Мангейм.

Reply

shkrobius January 3 2015, 21:09:23 UTC
А для Тихона Хренникова достаточно ночных московских окон!

Reply


Leave a comment

Up