На Ближнем востоке как сегодня, так и столетия назад существует три геополитических тяжеловеса - Турция, Иран и Египет, которые определяют расклад сил в регионе. Строго говоря есть ещё различные внешние силы, но сейчас разговор про местных.
Поскольку регион большой, культурно и геополитически интересный, а также некоторым образом России не чужд, я немножко его рассматриваю с геополитическиой и демографической (ныне это фактически одно и тоже) точек зрения.
Демографические дела Турции я собирал
здесь. Чего происходит с Ираном есть вот тут:
раз,
два, также вот
ещё немножко. В приведённых ссылках карты для иллюстрации есть, но мне крайне не хватало названий провинций поэтому я сделал свои. Чтобы добро не пропадало выкладываю их тут.
Вторая карта грубая - процент этноса в провинции может быть 90%, а может быть и 50%, по ссылкам более точно, но опять же я хотел названия останов.
Также табличка СКР Ирана на 2020 год, по которой рисовал карту:
В целом СКР Ирана на 2020г составляет 1.74 на население 87 млн (из которого персов 52 млн). У Турции в 2022 году 1.62 на 83 млн (из которого турок 58 млн). Надо сказать что Иран весьма напоминает Турцию только с отставанием в несколько лет.
Антирекорды по рождаемости поставили богатые провиции Гилян (1.06) и Мазендаран (1.11) заселённые родственными персам этносами, которые так и называются гилянцы и мазендаранцы. Их результат весьма плох даже по меркам Европы.
В целом по карте видно, что демографическая катастрофа начинается от столичного региона (который сам ей сопротивляется) и стекает вниз к развитым мегаполисам. Кроме Тегерана, также в этом пятне выделаяется остан Кум (1.88). В теории остан не воспроизводит себя сам, но поскольку уровень урбанизации там огромен (за 90%) то весьма неплохо. Объясняется данный эффект вероятно тем, что Кум является священным городом для шиитов с понятной концентрацией религиозных товарищей.
Выше двойки рожают такие останы как Северный (2.02), Центральный (2.05) и Южный (2.39) Хорасан, Хозморган (2.04), Голестан (2.08), Йезд (2.22), Хузестан (2.23) и Белуджистан (3.48).
Таким образом больше всех рожают арабы Хузестана, курды и туркмены на Севере-Востоке страны и конечно же белуджи в Белуджистане. У персов в активе есть две провинции Хорасана, Йезд и Хозморган.
Интересно также, что курды на западе страны как раз рожают плохо, в отличие от своих собратьев на востоке. Второй крупнейший этнос страны - азербайджанцы рожает лучше среднего по стране, но на воспроизводство не выходит.
В целом дела Ирана не выглядят так уж плохо.. вернее всё хреново но по сравнению с остальным миром его позиции скорее завидны. Да, государственнообразующий этнос сокращается и арабы и белуджи могут составить проблемы в будущем, но народу и рожающей молодёжи ещё много и что главное власти осознали проблему рождаемости ещё в 10х годах.
Главным риском Ирана представляются не само положение дел, но скорее адекватность (или вернее её отсутствие) у его властей. В рунете популярно определение Ирана как «шиитский совок». Если таковое верно, то сейчас Иран переживает свои 70-е годы геополитических успехов и относительного благополучия.
Долгая прокси война с Западом не только не обрушила Иран, но принесла ему контроль огромных территорий и, разумеется союз с РФ и Китаем. Увы, компенсируется это тем самым «совком», в дополнение к более-менее оправданным экономическим трудностям от войны с Западом иранцы вынуждены терпеть ряд идиотских и унизительных ограничений, например запрет на алкоголь или полиция нравов сурово следящая за недостаточно почтительным ношением хиджаба. А смертная казнь за гомосексуализм (в стране с типичным для мусульман уровнем недогрёба среди юношей) соседствует с разрешением операций по перемене пола.
Ещё следует добавить, что текущая ситуация с рождаемостью вызвана самими властями. Если в начале 90х СКР Ирана был около 8, то к нулевым его умудрились грохнуть к двойке. Прелесть в том, что вестернизированая и недемократичная монархия тоже активно пыталась ограничить рождаемость только при ней всё равно иранская женщина рожала около 6 детей. Вероятно, потому что шах не додумался что кроме выдачи презервативов можно ещё отправлять мужиков на стерилизацию.
Одна из тех ошибок, что мы допустили и я разделяю ответственность - это проблема контроля численности населения. Это было необходимо раньше, но её надо было остановить в середине 90х.. пусть история и Аллах простят нас. (@ великий аятолла Хаменеи)
По сравнению с СССР гос система Ирана более свободна. Кроме разрешения на эмиграцию также система допускает выборы между кандидатами.. чтобы попасть на выборы необходимо утверждение Рахбара (неизбираем, служит пожизненно) и вообще любые законы и назначения утверждаются собственно Рахбаром и советом экспертов из шиитского духовенства, но даже так недовольные вполне себе способны приводить к власти своих кандидатов (становясь таким образом менее недовольными). Данный подход позволяет контролируемо менять курс, получать обратную связь от населения ну и конечно же даёт возможность выпустить пар. Разумеется, здесь же заложен риск - парламент и президент могут захотеть избавится от надзора Рахбара.
На первый взгляд вышеописанная система имеет определённую страховку от своего Горбачёва, но при этом в обществе явно присутствуют как база для прозападной революции, так и некое заинтересованное в ней число истеблешмента. Но тут уже всё зависит от наличия здоровых сил в обществе.
Ещё следует указать на одно коренное различие с СССР - Иран сколь многонационален он не был, не рассечён на несколько различных республик.
Геополитическое положение Ирана определяется, как уже было сказано его прокси войной с Западом (и в частности с Израилем), в которой онный достиг немалых успехов, но которая вне всякого сомнения тяжела и которую придётся вести в том числе и внутри самого Ирана. Кроме этого надо вспомнить Афган с его взрывоопасной демографией под контролем дружелюбных талибов, уютно расположившихся на восточной границе Ирана.
Также, по ссылкам выше мной была
обнаружена интересная статья некоторые цитаты из которой мне хотелось бы запостить:
К счастью, низкий приоритет программ планирования семьи [в годы ирано-иракской войны] не означал полную остановку сервисов планирования и поставок. И государственный и частный сектор продолжали предоставлять услуги планирования как часть прямого здравоохранения через семью и школьную программу.
Третья, наиболее эффективная стадия которую можно назвать настоящим успехом, началась после перемирия с Ираком в 1988г. В этом году во время демографического семинара в Махшаде, демографы и другие эксперты (некоторые из которых обучались в Западных университетах в контексте контроля численности населения в 70х) широко призвали к национальной стратегии по популяционному контролю нацеленому на контроль рождаемости.
Впечатляюще кроме главных задач (таких как увелечение использования контрацептивов), программа использовала широкий подход в формировании хороших популяционных политик, включая общие социальные и экономические показатели. Они фокусировались на увеличении дохода и уровня жизни в группах с низким доходом, увеличении женской занятости и образования, и улучшения в здравоохранении. Другой важной, инновативной стратегией было увеличение участия мужчин в планировании семьи. Они получали такое же образование в школах и университетах и обязательную пребрачную консультацию, подчёркивающую ответственность в использовании контрацепции для мужчин и женщин, и активную рекламу «мужских методов» (таких как презервативы и вазектомия).
Печально, но после двух десятилетий эффективная програма семейного планирования была окончена в 2010х, когда иранское правительство развернуло свою популяционную стратегию. Встревоженный быстростареющим населением своей страны, и не обеспечивающей воспроизведение рождаемостью, иранский лидер аятолла Али Хаменеи призвал женщин рожать и иметь больше детей.
Демографический эффект нынешней пронаталиской политики ещё надлежит увидеть, но уничтожая програмы семейного планирования и блокируя доступ к жизненноважным сексуальным и репродуктивным сервисам [стерилизация, там ага], власти подвергают женское здоровье риску и нарушают их права. Тем не менее, похоже на то, что благодаря долгой традиции семейного планирования, уже образованные женщины и пары будут устойчивы к давлению: размер семей не увеличится, по крайней мере не в ближайшем будущем.
Вот такая вот картинка по Ирану. Планирую ещё разобратся с Египтом, если найду данные.