"...все эти знания - продукт всего лишь последней сотни лет развития общечеловеческой научной мысли. От силы - двух сотен. А тысячелетия до того, человечество не имело научных ориентиров в системе питания, которая веками вообще формулировалась очень и очень просто: чего нашел, то и съел..."
Не совсем так. В Западной Европе на протяжении почти полутора тысяч лет (со II века н.э. до начала XIX века) рецепты и диеты составлялись с оглядкой на учение Галена, согласно коему специи, как и все другие продукты, рассматривались прежде всего не носителями вкусов, а неких гуморов, своего рода питательных сил, оказывающих на организм разное энергетическое влияние.
Мое замечание про сотню лет касается лишь научной диетологии, т.е. систематических, научных знаний о белках, жирах, углеводах, витаминах, минералах и о том, как это все увязано в процессе жизнедеятельности человека вообще и в процессе пищеварения в частности. Такое знание появилось относительно недавно и Гален, равно как и безымянные авторы индийской и китайской систем питания тут, все-таки, ни при чем.
Видимо я Вас не понял или выразился не ясно. Я пытался лишь сказать, что нынешнее восприятие европейцами специй в качестве исключительно вкусовых добавок, а не питательных продуктов, является относительно недавним явлением (примерно, лет 200). Большую же часть истории европейской кулинарии (>1000 лет) европейцы считали специи источником питательной силы, только природа последней объяснялась не теорией белков, жиров, углеводов и пр, а теорией гуморов. :)
Ааа, ну тогда это уж скорее я Вас неправильно понял. Насколько я понимаю, теория гуморов не относилась, собственно, к пряностям, а скорее вообще касалась еды. И потом, кто были эти европейцы, знающие Галена? Сколько их было? Единицы? Учение Галена рассматривалось европейцами как некая область особого знания, ориентированная на специалиста и понятная только ему. При таком подходе только избранные могли обращать на него внимание. А учения китайцев и индийцев были не столько научные, сколько религиозные. И как любая религия, встраивались в общую культуру, в фундаментальное мировоззрение, в менталитет. В этом случае даже последний крестьянин так или иначе следовал обозначенным принципам.
Очень здорово прописано про роль специй. Не знала! Спасибо за просвещение. Как-то принимала БАД на базе красного риса именно против холестерина, но думала, что это их какого-то вида риса. А оно вон как! Спасибо, Саша, за инфу!)))
Comments 13
А тысячелетия до того, человечество не имело научных ориентиров в системе питания, которая веками вообще формулировалась очень и очень просто: чего нашел, то и съел..."
Не совсем так. В Западной Европе на протяжении почти полутора тысяч лет (со II века н.э. до начала XIX века) рецепты и диеты составлялись с оглядкой на учение Галена, согласно коему специи, как и все другие продукты, рассматривались прежде всего не носителями вкусов, а неких гуморов, своего рода питательных сил, оказывающих на организм разное энергетическое влияние.
Reply
Такое знание появилось относительно недавно и Гален, равно как и безымянные авторы индийской и китайской систем питания тут, все-таки, ни при чем.
Reply
Reply
Насколько я понимаю, теория гуморов не относилась, собственно, к пряностям, а скорее вообще касалась еды. И потом, кто были эти европейцы, знающие Галена? Сколько их было? Единицы?
Учение Галена рассматривалось европейцами как некая область особого знания, ориентированная на специалиста и понятная только ему. При таком подходе только избранные могли обращать на него внимание.
А учения китайцев и индийцев были не столько научные, сколько религиозные. И как любая религия, встраивались в общую культуру, в фундаментальное мировоззрение, в менталитет. В этом случае даже последний крестьянин так или иначе следовал обозначенным принципам.
Reply
Reply
Как-то принимала БАД на базе красного риса именно против холестерина, но думала, что это их какого-то вида риса. А оно вон как! Спасибо, Саша, за инфу!)))
Reply
Reply
Спасибо очень познавательно... Впору книгу писать...
Reply
Leave a comment