Лынтупы. Великий белорусский тупик

May 06, 2024 00:24


Лынтупы - поселок в Поставском районе Витебской области на самой границе с Литвой. Из интересного здесь большой костел апостола Андрея, усадьба Бижевских, старое католическое кладбище и тупиковая железнодорожная станция с ручными стрелками. Собственно, из-за нее в первую очередь я и отправился в эту глушь.

От Минска до Лынтуп 186 километров, причем последний отрезок пути - грунтовка. Въезжаешь в Витебскую область - и асфальт резко заканчивается. К счастью, ехать по грунтовке недолго, километров 10. Начало грунтовки знаменует и начало погранзоны, в которую входят Лынтупы, так что довелось пообщаться со стражами границы. Очень вежливо поинтересовались целью поездки, посмотрели паспорт и отпустили.



Лынтупы в одном кадре



В Лынтупах когда-то был целый железнодорожный узел, первоначально узкоколейный. В межвоенной Польше линия Пабраде-Крулевщизна была перешита на широкую колею. А вот линии Свенцяны-Лынтупы и Лынтупы-Нарочь оставались узкоколенйными:



Железнодорожный узел Лынтупы в 1961 г. Ширококолейная линия Пабраде-Крулевщизна была фактически перемычкой между историческими Бологое-Седлецкой и Петербургско-Варшавской дорогами

Однако узкоколейки разобрали на протяжении 1950-70 гг. А после распада СССР пробил час и перегона Лынтупы-Пабраде, который был закрыт в 2000 или 2001 г. и полностью разобран в 2005 г. В результате Лынтупы превратились в оконечность тупикового «уса», по которому курсирует единственный прицепной вагон Витебск-Лынтупы, а также пригородный дизель Крулевщизна-Лынтупы.

Еще одно интересное место на этой тупиковой линии - станция Годутишки (Адутишкис), которая находится на самой границе с Литвой. Причем поселок Адутишкис остался в Литве, а станция Годутишки - в Белоруссии. В 2004 году при демаркации белорусско-литовской границы были ликвидированы путевое развитие и здание вокзала, а выход со станции в Литву стал невозможен в результате установки ограждения на полосе границы. Сохранился лишь главный путь и платформа с белорусской стороны. После этого по отношению к платформе стал употребляться только белорусский вариант названия Годутишки. В 1980-95 гг. участок Лынтупы-Адутишкис входил в состав Вильнюсского отделения Прибалтийской ж.д.



Участок Лынтупы-Крулевщизна сегодня. Видно как линия проходит по самой границе с Литвой в районе Годутишек-Адутишкиса

Ну что ж, а теперь посмотрим, как выглядит станция Лынтупы. Станция совершенно пустынная, ни людей, ни поездов. Думал, будет где-то отстаиваться тот самый вагон Витебск-Лынтупы, но и его не было. Пустота и звенящая тишина.

Современный вокзальчик в Лынтупах совершенно безлик:



Вокзал в Лынтупах за польским часом. Не пережил войну:





Вид в сторону разобранного перегона на Пабраде



И в сторону Крулевщизны. Где-то там ответвлялась и узкоколейка на Свенцяны



Ручные стрелки. Лынтупы - единственная станция на БЧ без электрической сигнализации



Перед зданием вокзала - памятник инженеру Болеславу Яловецкому, уроженцу Лынтуп. Яловецкого называли королем узкоколеек. Именно с его подачи через Лынтупы прошла первая узкоколейная линия Свенцяны-Глубокое. Яловецкий был депутатом Государственной думы и жил в Петербурге, при этом был активным деятелем движения «краёвцев», т.е. сторонников автономии белорусско-литовских губерний. «Краёвство» было одной из форм реакции местной польской знати на провал польских восстаний и попыток возродить Речь Посполитую. «Краёвцы» сохраняли внешнюю лояльность России, от «коронной» Польши дистанцировались, но хотели автономии в границах Великого княжества Литовского и краевой парламент в Вильне:



Ну что ж, а теперь прогуляемся по Лынтупам. Основной их доминантой является монументальный костёл апостола Андрея, который видно практически из любой точки. Это литовское пограничье, исторический Виленский край, места сплошь католические. Для глухой пограничной дыры столь пышный храм кажется явно избыточным, но в дыру эти места превратились прихотью политических судеб. Это в рамках Белоруссии Лынтупы - захолустье на дальней границе, а с точки зрения исторической Литвы тут до Вильны рукой подать. Собственно, это и была когда-то фактически пригородная зона литовской столицы (что бы в данном случае ни подразумевалось под термином «литовский»):







Ниша с вазоном в стене костела



Алтарная часть







Деревянная скульптура. Вроде христианская, но есть в ней что-то языческое



Иисус несет свой крест



Могилы настоятелей

Перед костелом вот такой уличный указатель. Село большое, с развитой системой улиц:







В Лынтупах постоянно натыкаешься на католические кресты



Старые польские домики напротив костела



Еще один интересный старый домик



По соседству с костелом - братская могила времен ВОВ

Несмотря на то, что Лынтупы - весьма крупное поселение, выглядит оно пустынным и вымершим. Вот и местный бар наглухо закрыт:



Направляемся к следующему объекту - усадьбе Бишевских. По преданию, местный помещик Юзеф Бишевский влюбился во француженку, которая согласилась выйти за него замуж, если он построит ей дворец. Пан дворец построил, но дамочка резонно решила, что ну их в баню, эти глухомани на дальних восточноевропейских выселках.

Имение долгое время пребывало в запустении (вот как оно выглядело в 2010 году), но сейчас здесь идут реставрационные работы.  Правда, близко к нему из-за этого не подобраться - подходы перекрыты. Имение стоит на рукотворном острове, окруженном запрудами на речке Лынтупка и рвами с водой:





Сам дворец





Руины не поймешь уже чего







Вид на дворец с другого берега запруды



Мостики, ведущие к усадьбе, перегорожены вот такими страшенными заборами



Еще какое-то старое здание необычного вида по соседству



Рядом с поместьем бурёнка щиплет травку. Сзади видна железная дорога



Винокурня, тоже принадлежала Бишевским

На противоположном берегу прудов располагается башня-коптильня. К ней подобраться так и не удалось, вокруг либо заросли, либо чьи-то огороды, так что снял только вот так, издалека с зумом:



Зато, пока искал подходы к башне, наткнулся вот на такой колоритный заброшенный магазинчик, явно польских времен:



И не менее колоритные сельскохозяйственные заброшки. Не удивлюсь, если это тоже часть былого хозяйства Бишевских:







А это уже советская заброшка, в окружении цветущих деревьев. Налет депрессивности в Лынтупах весьма заметен:



Здесь же, среди сельскохозяйственных руин, еще один небольшой мемориал ВОВ:



Ну, и завершим обзор Лынтуп прогулкой по местному кладбищу. Я люблю бродить по старым сельским кладбищам. Это важный срез материальной и духовной культуры. Кроме того, в провинциальной глуши лучше видны истинные культурные предпочтения и ориентации людей, не замутненные навязываемой государством идеологией. Как и ожидалось, кладбище оказалось совершенно польским по духу. На глаз, процентов 80 надгробий - на польском языке, в т.ч. современные. Остальные 20 - на русском:





Важный маркер местной идентичности - изображение виленской Остробрамской иконы



Видимо, польское военное захоронение



Отличительная черта кладбища в Лынтупах - вот такие каплицы





Ягелл здесь много





Жы-шы пишы через ы. Иногда в язык надгробий прорывается трасянка



Советский офицер



Местные имена порой звучат весьма экзотично. Для католического северо-запада РБ это характерно







Семейное захоронение. Одно надгробие на польском, другое - на русском. Бывает и такое



Редкая здесь православная могилка





Вид на костел св. Андрея от кладбища

Швенчёнис (Свенцяны) - это Литва, а нам в Камаи, посмотрим там костёл Иоанна Крестителя. Но это будет в следующей части:



религия, фотопутешествия, языковая ситуация, Белоруссия/Беларусь, железнодорожное

Previous post Next post
Up