Потерпев сокрушительное поражение при попытке взять "с земли"
о.п. Годутишки, мы отправляемся дальше по маршруту - следующее место - Лынтупы. Помню как в прошлом году я вечно подкалывал Свиридо тупой фразой "Едь у Лынтупы!", на что он вечно бесился и отвечал "Сам едь!". И вот год спустя мы вместе едем в Лынтупы чтобы осмотреть достопримечательности и зафоткать эту без преувеличения легендарную для БЧ станцию, которая являет собой пример того как "все течет и меняется" в этом мире. Бывшая узловой и имевшая собственное депо, теперь станция даже не линейная, а вообще является тупиковой!
Традиционно мы начинаем с осмотра архитектуры, оставляя железнодорожности на последок. В центре поселка находится костел Святого апостола Андрея 1908-1914 года
рядом с костелом на здании висит табличка начала отсчета километров автодорог. Всегда когда глядел будучи малым на такую же в родном Светлогорске, то видя цифры "Гомель - 111, Минск - 232" считал это само собой разумеющимся, что до областного города будет ближе ехать нежели до столицы... Наивный человек - что тут со мной поделаешь? ))))
Старые домики в центре
Начинается дождь и мы отправляемся к усадьбе Бишевских 19 - нач 20 века. Здесь стоит еще одно авто - тоже туристы из Минска осматривают заброшенный усадебный дом
Один из заросших тиной каналов
Арочный мост, который находится в ужасном состоянии. Вернее даже в аварийном состоянии - когда на нем стоишь, то реально просто провалиться в большого размера щели...
Вид в сторону бровара
Заглянули внутрь усадебного дома... Лестницы на второй этаж
Второй этаж
Леша решил взобраться по винтовой металлической лестнице на самый верхний уровень (на фото здания это башенка)
Но попасть туда ему так и не удалось - полы там совсем никакие и можно просто рухнуть вниз со всеми этими перекрытиями
Третий этаж
Усадебный дом
Вот наконец мы едем на ж/д станцию. Я выхожу из машины и следую в сторону четной горловины чтобы своими глазами лицезреть тупик и следы разобранного перегона в сторону литовского Пабраде.
За тупиком видны следы насыпи
Тут я прибегну к помощи одного очень интересного репортажа, автором которого является Евгений Громов - администратор сайта railwayz.info и создатель проекта "фотолинии". Сам он родом как раз из этих мест и в 2004 году сделал вылазку из родных Постав на пограничную тогда еще станцию Лынтупы. Вот этот репортаж
http://parovoz.com/stories/lyntupy-2004/ NB: В связи с тем, что крупнейший железнодорожный ресурс parovoz.com недавно накрылся чуть меньше чем полностью, то ссылки и фотографии на этот сайт не отображаются. Я же когда писал этот пост к сожалениею ничего не копировал на собственный комп((
Так вот тогда в 2004 году (три года спустя как была закрыта линия) перегон Пабраде - Лынтупы еще существовал "материально" - тупика еще не было и пути спокойно себе лежали,
Фото Громова Е.
хотя часть перегона все-таки уже была разобрана (полагаю что на самой границе) в подтверждение чему служит вот эта груда рельсошпальной решетки
Фото Громова Е.
Останки входного и предвходного светофоров (Ч и ПЧ)
Фото Громова
Тогда Женя еще заскочил к ДСП и попал как раз на начальника станции, в беседе с которым узнал много чего интересного:
- путь от ст. Пабраде и до границы не разобран, он завален рельсо-шпальной рещёткой со снятого второго пути участка Швенчёнеляй-Утена;
- против разборки участка был даже начальник БЧ, но вопрос якобы решал не он;
- Лынтупы - единственная станция БЧ, не имеющая электрической централизации;
- Лынтупы уже не считаются пограничной станцией, единственное, что напоминает о былом статусе - покрашенный коричневой краской белорусский герб на фасаде станционного здания;
- в советское время ходил пассажирский поезд из 7 классных вагонов "Витязь" по маршруту Витебск-Вильнюс-Гродно. (Сейчас поезд Витебск-Гродно также имеет название "Витязь", вот только ходит он через Оршу, Минск, Молодечно, Лиду.) Потом маршрут был сокращён до Вильнюса, а затем - и до Лынтупов;
- перегон начали разбирать из-за хороших рельсов Р65, которые были переданы в Витебскую дистанцию пути, остальное разбиралось непонятно с какими целями и было брошено на станции.
Исторические фонари на станции (находятся в кабинете у начальника станции)
Фото Громова Е
а также Громов получил в подарок листочек с "Летописью станции Лынтупы" составленной со слов пенсионеров работавших раньше на станции. Не могу удержаться чтобы не привести читателю эту самую летопись, но для начала еще немного информации из энциклопедии узкоколейных дорог СССР -
Свенцянско-Березвечская ж.д. Историческая схема дорог в этих местах (Автор: Д.Зиновьев)
В 1915·16 гг., во время Первой Мировой войны, «широтный» ход от Глубокого до Постав или до Воропаева (так на польской карте 1922 г.) был перешит на широкую колею. В 1915 г. для снабжения нарочанского участка фронта немцы построили военно-полевую УЖД от Лынтуп до Кобыльника (с 1964 г - Нарочь) с колеёй 600 мм. От Кобыльника дорога, возможно, продолжалась на север до Годутишек. Депо на одно стойло было построено на ст. Лынтупы. В 1916·17 гг. проложены ширококолейные (1435 мм) участки Пабраде·Лынтупы, Глубокое·Крулевщизна и Пескаришки·Константинов·Шеметово [Шеметовщина] со станциями Януковичи, [Потребичи] и Нарейши. В результате Лынтупах образовался маленький железнодорожный узел с колеями 600, 750 и 1435 мм.
Польская карта 1932 года на которой обозначена ж/д Лынтупы - Кобыльник (Нарочь)
http://www.mapywig.org/m/WIG100_300DPI/P29_S43_SWIR_300dpi.jpg Вот еще карта из атласа 1961 года
Старое здание станции выглядело так (год съемки не известен). Источник
здесь В ВОВ станцию разбомбили фашисты. После войны новое здание было построено на том самом месте где и находится сейчас.
После войны участки Пескаришки·Шеметово и Лынтупы·Кобыльник были разобраны. В 1922·23 гг., после перешивки поляками на широкую колею участкака Лынтупы·Поставы, было решено востановить линию до Кобыльника и продлить УЖД до оз. Нарочь (станция Купа, с 1945 г. - Нарочь), но уже с колеёй 750 мм.
Немецкий паровоз в Кобыльнике
Источник
здесьЛиния закрыта от Лынтуп до Нарочи в 1959·60 гг., от Швенчёниса до Швенчёнеляя - в 1972 гг., до Лынтуп - в 1967·68 гг.
До закрытия лынтупской линии по ней курсировал один ежедневный грузопассажирский поезд номер 963/964 Швенчёнеляй·Лынтупы.
Ну а теперь та самая "Летопись станции Лынтупы" от Громова:
"До 1940 года станция Лынтупы относилась к Польским государственным железным дорогам (PKP). Станция имела 4 направления Лынтупы - Вильно, Лынтупы - Крулевщизна, Лынтупы - Свенцяны и Лынтупы - Нарочь (Кобыльник) - узкая колея (750 мм). Станция считалась узловой.
Имелся поворотный круг для паровозов широкой колеи, который вращался на 180 градусов. А для разворота паровозов узкой колеи ("кукушек") использовался поворотный треугольник.
На станции работало локомотивное депо узкой колеи, в котором имелось 2 паровоза, а также вагонное депо с вагонами узкой колеи.
Штат станции составлял 32 человека: начальник станции, 4 дежурных по станции, 8 стрелочников, начальник паровозного депо, 4 машиниста, 4 слесаря, начальник вагонного депо, 5 осмотрщиков, 2 проводника, 2 машиниста водокачки. Имелся штат обходчиков, которые проверяли исправность пути, производилась охрана мостов, работал большой штат путейцев. Для экипировки паровозов узкой и широкой колеи имелся угольный склад со штатом в 4 человека и начальником.
До Великой Отечественной войны станция располагалась в районе чётной горловины. Когда Западная Беларусь была присоединена к СССР, железная дорога перешла из подчинения Виленского панства в подчинение Западной железной дороги, отделение дороги находилось тогда в Молодечно.
Во время войны станцию разбомбили фашисты.
В послевоенное время станция Лынтупы была восстановлена. Новый вокзал был построен в том же месте, где находится сейчас.
Один раз в год на день железнодорожника узкая колея работала бесплатно по маршруту Лынтупы - Нарочь, где и отмечали праздник. Поезд уходил утром, целый день находился в Нарочи и к вечеру возвращался.
На участке Лынтупы - Нарочь были остановочные пункты Ольшево и Константиново. Средством СЦБ была электрожезловая система. Освещение семафоров и стрелочных фонарей было керосиновое.
В начале 50-х годов станция Лынтупы вошла в состав Витебского отделения Белорусской железной дороги. В шестидесятые годы стали сокращать штат работников. Разобран участок Лынтупы - Нарочь. На металлолом ушли рельсы, паровозы и вагоны. Затем разобрали участок Лынтупы - Свенцяны (Швенчёнис) и станция из узловой превратилась в линейную. Паровозы заменили на тепловозы, поворотный круг разобрали на строительные блоки. Электрожезловая система была заменена на полуавтоматическую блокировку, семафоры заменили на светофоры.
В 1980 году участок Лынтупы - Годутишки был передан под управление Вильнюсского отделения Прибалтийской железной дороги. На станции построен новый вокзал.
С 1995 года в связи с распадом СССР станция Лынтупы передана Витебскому отделению Белорусской ж.д.
В настоящее время коллектив станции составляет 12 человек: начальник станции, 4 ДСП, 4 стрелочника, 2 приёмосдатчика, 1 уборщица, бригада путейцев Воропаевской дистанции пути (ПЧ-10), 2 электромонтёра Крулевщизненского участка электроснабжения, 1 машинист водоснабжения, 1 продавец магазина - 40 Полоцкого филиала ОРСа НОД6."
Наконец возращаемся к снимкам станции такой каковой она сейчас является
Светофоры Н1, Н2, Н3. Вид в сторону тупика
Эти светофоры чисто "фонарики" ни в каких зависимостях не участвуют, кроме красного гореть никаким другим светом не могут. На месте второго сигнального комплекта (зелёного) стоят заглушки
Чётная горловина (вид со стороны Пабраде)
Гараж
Пути станции
Хозяйственное помещение
Водонапорная башня
Пассажирское здание как и в 2004 оказалось закрытым. На фасаде здания красуется рельефный коричневый герб - единственное напоминание о пограничном статусе станции.
Бюст установленный в память Болеслава Яловецкого
Болеслав Яловецкий - инженер-железнодорожник. Построил УЖД Новосвенцяны - Березвечье, разработал много других интересных железнодорожных проектов. Родом из-под Лынтупов. Создание памятника инициировано местными краеведами и предпринимателями. В установке памятника засветился и уже неоднократно нами вспоминаемый Громов. Как представитель "технической" ж.д., он писал "пробивную статью" в районную газету. Таким образом удалось склонить власти к поддержке проекта. Памятник открыт 1 июля 2007 года.
Вагонные весы
Сборное помещение околотка ПЧ-10
К слову сказать Лынтупы - не являлись последним раздельным пунктом нашей стороны перед Литвой. Существовало еще три о.п. - Масленики, Пескаришки и Рудня.
На последнюю мы в том же составе что и сегодня пытались пробраться со стороны д.Клющаны в апреле месяце. Но тогда у нас тоже ничего не получилось - пришлось развернуться у грозной таблички "Пограничная полоса". Гугль мэпс показывает что на Рудне еще сохранилась будка о.п. и там побывать еще необходимо...
О той поездке можно читать
здесь Из поселка мы выехали на ГРАВИЙНУЮ дорогу Р-95 РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ (только у нас такое возможно - чтоб дорога республиканского значения была гравийной :))) и отправились в сторону заказника "Голубые озера" чтобы прогуляться по так называемому "зеленому маршруту" и поглядеть на замечательную долину р.Страча, а также на сами озера Глубля, Глубелька и Мертвое. В районе д.Трабутишки Тэрро съехал в сторону чтобы показать нам выемку оставшуюся от УЖД на Кобыльник, но её мы так и не разглядели среди приличных зарослей кустарника...
Эх, Лынтупы, очень надеюсь что путь на Пабраде все-таки восстановят и по вашим путям снова побегут поезда!
Еще читать:
ДРУЯ - конец железнодорожной ветки <БЕНЯКОНЕ - станция Бенякони, усадьба Ластовского /a> БИГОСОВО - здание ж/д вокзала,
БИГОСОВО - и снова о вокзале… ГОДУТИШКИ - потерпели неудачу((