Теплая весенняя погода в этом году установилось рано, а значит, пора открывать сезон путешествий по нашей замечательной стране. Открыть я его решил городом Борисовом. Это крупнейший город Минской области, не считая самого Минска, который формально в область и не входит, являясь самостоятельной административной единицей.
Борисов лежит к северо-востоку от белорусской столицы, по дороге на Москву. Это древнерусский город, первое упоминание о котором датируется 1102 годом. Основателем города считается князь Борис (собственно, отсюда и название), сын полоцкого князя Всеслава (который Чародей). Впрочем, ничего древнерусского в городе, естественно, не сохранилось, и вся местная старина датируется 19 веком.
Борисов относится к распространенному в РБ типу субобластных городов. Областным центром он никогда не был, но по своим масштабам явно перерос обычный райцентр. Население Борисова в середине 2000-х гг. составляло 147 тысяч человек, но за последние лет 20 сократилось на 10 тысяч. Общая депопуляция плюс близость к Минску делают свое дело. Борисов - крупный промышленный и транспортный центр. В частности, здесь находится завод «Белджи», собирающий китайские автомобили Geely. Благодаря санкциям это предприятие сейчас на подъеме, и на белорусском автомобильном рынке оно вышло в лидеры по объемам продаж. Тем не менее, город показался мне весьма депрессивным и не ухоженным, напоминая этим еще один белорусский субобластник -
Барановичи . Небольшой исторический центр, советские микрорайоны, частные сектора и промзоны, неожиданно много разбитых дорог - примерно так выглядит современный Борисов.
Начнем обзор Борисова с его главной достопримечательности - Воскресенского собора. Храм, построенный в 1874 г., является, пожалуй, самым ярким образчиком ретроспективно-русского стиля в Белоруссии. Надвратная колокольня была построена позже, в 1907 году. Собор благополучно пережил советский период и войну.
Позади собора - памятник князю Борису, основателю города:
Воскресенский собор является центром и доминантой того, что в Борисове можно назвать старым городом:
По улице с таким замечательным названием мы пойдем к другому культовому сооружению - костёлу Рождества Девы Марии:
Старинная аптека на улице 3 Интернационала
Заброшенный старый домик. На заднем плане уже видна колокольня костёла
Еще одна заброшка...
...и еще... Таких деревянных бараков в Борисове довольно много
В этом старинном домике находится поликлиника
А вот и костёл. Он был построен в 1806-23 гг. и является старейшим культовым сооружением Борисова. Что любопытно, православный собор в Борисове стоит на возвышенности, а костёл - в низине. Чаще в белорусских городах бывает наоборот. Первоначально костёл имел на фасаде две башни, но в середине 19 в. их разобрали, и вместо них возвели массивную колокольню, скорее характерную для костёлов Литвы 15-16 вв. После войны башню разобрали и заново воссоздали уже в 1990-е гг.:
На этом с историческим центром и культовыми сооружениями закончим и переместимся к вокзалу. Борисов расположен на магистрали Москва-Брест. Железнодорожного узла здесь нет, но станция довольно крупная, и большинство проходящих пассажирских поездов делают здесь остановку. Сохранилось дореволюционное здание вокзала:
Внутри вокзала - "евроремонт"
Если сам вокзал дореволюционный, то привокзальная площадь выдержана в сталинской стилистике:
Учитывая неспокойные времена, шататься по станции и фотографировать я не стал. Тем не менее, несколько железнодорожных кадров в окрестностях вокзала все-таки сделал:
Переезд
Вид на станцию Борисов
Электровоз ВЛ80с-580 с контейнерным поездом
Маневровый тепловоз ТМЭ1 (глубокая модернизация старого доброго ЧМЭ3)
В окрестностях станции находится еще одна достопримечательность - усадьба исследователя Отечественной войны 1812 г. И.Х. Колодеева. Это по его инициативе были установлены памятные знаки на месте
наполеоновской переправы на Березине:
К сожалению, рядом с усадьбой Колодеева открываются вот такие неприглядные виды:
Еще одна интересная достопримечательность борисовского прижелезнодорожья - шуховская водонапорная башня-гиперболоид:
Увы, башня пребывает в аварийном состоянии
Вокруг башни - колдыри да колдобины частный сектор с совершенно убитыми дорогами:
Ну, и закончим обзор стадионом Борисов-Арена. Он был открыт в 2014 г. и является домашним стадионом футбольного клуба БАТЭ. Находится на окраине Борисова, на выезде в сторону Минска (если ехать по старой московской трассе). Стадион является современным символом и визитной карточкой Борисова, и глядя на его фото, я, честно говоря, думал, что весь Борисов по уровню благоустроства примерно такой. Но реальность оказалась несколько иной: