Архитектурная экскурсия по институту Вейцмана

May 15, 2024 20:34



Начинаем экскурсию у дома Хаима Вейцмана (Бейт Вайцман). Хаим Азриэль Вейцман родился в 1874 г. в селении Мотоль (Мотыли), Гродненская губерния, ныне Республика Беларусь, в семье чиновника конторы по сплаву леса. Учился в хедере, окончил реальное училище в Пинске, продолжил своё образование в Дармштадтском Политехническом институте (Германия), а затем в Королевском техническом колледже в Берлине и во Фрибурском университете в Швейцарии. В 1904 году получил приглашение от Манчестерского университета и переехал в Англию, где в 1906 г. женился на студентке медицинского факультета Манчестерского университета Вере Хацман.

Вейцману удалось сделать несколько важных научных открытий. Например, в ходе Первой мировой войны он сумел наладить в Англии производство ацетона, чем оказал значительную услугу британским вооружённым силам (до этого ацетон импортировали из США). Также его исследования стали основополагающими для разработки первых методов промышленной ферментации, в том числе описание процесса ацетоно-бутилового брожения.

Помимо научной деятельности Вейцман принимал активное участие в становлении еврейского национального движения. А благодаря своим связям в правящих кругах Великобритании, он смог добиться возросшего интереса правительства Великобритании к сионизму, кульминацией которого стала Декларация Бальфура. Он категорически отвергал план Герцля о переселении евреев в Уганду. В 1920 г. Хаим Вейцман стал председателем Сионистской организации, и занимал этот пост до 1946 года (с перерывом в 1931-1935 гг.). Его жена, Вера, тоже активно участвовала в работе еврейских организаций и была одной из основательниц ВИЦО (Всемирной женской сионистской организации).

Вейцман начал свою научную карьеру в Палестине в Еврейском университете в Иерусалиме, но поругался с первым президентом университета Й.Л.Магнесом, и решил основать свой институт. Местом для научно-исследовательского института был выбран Реховот, где в то время уже действовал первый в Израиле аклиматический сад Ицхака Вулканского (Вулкани). Вейцман предложил британской паре Исраэлю и Ребекке Зив, основателям сети магазинов Marks & Spencer, выделить средства на открытие института, и они согласились. Таким образом в апреле 1934 года был открыт институт Зив, в честь сына четы, Даниэля Зива. Этот институт и положил начало институту Вайцмана.

Но сейчас поговорим о доме Хаима Вейцмана. Строил его немецкий архитектор Эрих Мендельсон, который с приходом нацистов к власти эмигрировал сначала в Голландию, затем - в Англию. Некоторое время архитектор провел в Эрец-Исраэль, где в 1933 г. повстречался с Хаимом Вейцманом. Землю для дома купили у основателей Реховота Билы и Аарона Айзенберг. Это был участок в 11 акров (44,000 квадратных метров) на холме недалеко от института. С вершины холма, открывался прекрасный вид на море и на цепь Иудейских гор. Сейчас, конечно, все эти виды скрыты новыми постройками и деревьями. Дом был построен в 1937 г., и местные жители называли его "дворцом", "белым домом" и "оранжевым замком". Он воплощает идею Хаима Вейцмана построить мост между востоком и западом, и его характерные архитектурные элементы - круглые окна-иллюминаторы и элегантные колонны. Это был одновременно и частный дом, и представительский. Во дворе был разбит глубокий бассейн (10 метров глубины), в котором отражалась центральная башня. Двор был спланирован по принципу римской виллы, расчитанной на большую семью. Здесь было много тени и много места для членов семьи. Когда-то я была внутри этого дома, но так и не написала о нем.





Мемориальная доска со строками из стихотворения Натана Альтермана, посвященному Хаиму Вейцману и его "личному обаянию". В декабре 1946 года в Базеле (Швейцария) прошел 22-й сионистский конгресс, получивший прозвище "Конгресс борьбы". Хаим Вейцман выступал за умеренную борьбу в противовес Бен Гуриону, требовавшему агрессивных действий против Британии, что вынудило первого уйти с должности главы сионистского конгресса, уступив ее Натану Альтерману.



Здание Зив, с которого по сути и начался институт Вайцмана. Здание было построено в 1934 г. Тогда на этом месте была большая песчаная гора. Архитектор Беньямин Хайкин родом из Санкт-Петербурга (родился в 1883 г.). В 1892 г. после прокатившихся по России антисемитских выступлений семейство Хайкиных переезжает из российской столицы в Англию, где, благодаря местному написанию их фамилии как Chaikin, стали именоваться Чайкиными. В 1908 г. Хайкин прибыл в Страну Израиля и поселился в Реховоте. Является автором или соавтором многих известных сооружений в Израиле, среди которых: открытый университетский театр и университетская библиотека (сегодня юридический факультет) на горе Скопус, гостиница "Царь Давид" и здание электростанции в Иерусалиме и ещё много чего. Здание Зив Хайкин спроектировал по образу английской ж/д станции. Он участвовал в строительстве ж/д станций в Индии. Индусы и мусульмане не были согласны ждать поезда в одном здании, поэтому строили станции с двумя одинаковыми половинками. Лого на здании авторства Эриха Мендельсона.
Надпись на здании на трёх языках - английском, иврите и арабском - в свете мечты Вейцмана о мирном сосуществовании и сотрудничестве между евреями и арабами. На первом этаже находится лаборатория Хаима Вейцмана, которая сейчас является по сути музеем, и в которую я никак не могу попасть. Но скоро попаду.



В зданиях института 30-х гг. четко прослеживаются веяния пионера архитектурного модернизма и функционализма архитектора Ле Корбюзье. Один из характерных элементов это круглые окна. Например, здание Мендельсона 1939 г. - типичный образец модернистской архитектуры тех лет. Оно чем-то напоминает корабль. Когда-то тут были хомические лаборатории, в которых велись опыты над лекарствами от малярии и от отравления газами, но затем все эти вещи потеряли актуальность, и много лет здание стояло запущенным. Пока в 1998 г. не решено было его отреставрировать, превратив в здание MRI. Но если в здании находится MRI, в нём не должно быть железа. А старинные оконные рамы были из железа. И вот при реконструкции всё железо заменили алюминием. Поэтому окна в этом здании отличаются от других круглых окон. Это пример, как при реставрации приходится учитывать будущее назначение здание.



Ещё один пример модернизма - здание Зискинд 1944 г. В честь 70 летия Хаима Вейцмана было решено основать мультидисциплинарный институт, с пятью отделами (до этого здесь был только химический институт). Архитектор нового здания - Биньямин Идельсон, также родом из Санкт-Петербурга, участвовал в проектировании таких зданий как больница "Сорока" в Беер-Шеве, Здание Еврейского Агентства в Тель-Авиве, театр Бейт Лессин. Здание Зискинд представляет собой образец типичной израильской архитектуры: иерусалимский камень, штукатурка под цвет песка, водостоки через каждые шесть окон. Фонари при входе точно такие же как в здании Зив, а лого на стене авторства немецкой художницы и графика Франциски Барух.





Опять круглые окна



Красивая входная дверь



В лобби здания можно полюбоваться на самый первый компьютер на Ближнем Востоке - Weizac. Его построил профессор Хаим Текерес в 1954-55 гг., воплотив свою заветную мечту. Компьютер был построен по примеру IAS-машины, разработанной Фон Нейманом, и проработал до 29 декабря 1963 года, пока не был заменён более совершенным Големом. 50-е годы, страна находилась в крайне тяжёлом финансово-экономическом положении, и всё же выделили деньги на науку.
То, что мы видим, это только часть компьютера (он слишком большой чтоб мог весь здесь поместиться)





Ещё из характерных архитектурных элементов того времени - красивые железные перила и отверстия на потолке.





Библиотека Голшлегер 1991 г., архитектор Яаков Рехтер. Здание построено в стиле брутализм, который развился в Хайфе в 50-70-е гг. XX века как реакция на модернизм, в частности как протест на то как строил отец архитектора, тоже известный архитектор - Зеев Рехтер. Вкратце, брутализм характеризуется монументальностью, грубыми формами и функциональностью конструктивных элементов зданий, а преобладающий строительный материал - необработанный железобетон без штукатурки, облицовки и покраски.



Снова вернемся в 30-е гг. Маленькое здание 1936 г., которое много лет носило название "Чарли". Очень много лет в этом здании находилось институтское кафе с одноименным названием. Кафе несколько лет назад переехало, а здание отреставрировали и отдали под лаборатории. Архитектор - Беньямин Орель (пик его творчества приходится на 20-30 гг. прошлого века, и большинство построек расположены в Хайфе). Снова колонны, штукатурка, маленькие окна.





Концертный зал "Викс" (ныне "Сэла") и напротив конференционное здание Лопати (раньше тут была центральная библиотека). История этих зданий берет свое начало в 50-е гг. в семейной истории братьев Авраама и Михаэля Викс. Братья были в ссоре и много лет не разговаривали друг с другом. И вот Михаэль Викс пожертвовал деньги на строительство концертного зала. Авраам же в пику ему тут же дал денег на строительство библиотеки. Однако строго настрого наказал, что библиотека должна быть в аккурат напротив концертного зала, а также чтоб она была намного красивее и шикарнее. Место, где построили библиотеку, изначально предназначалось как место для строительства жилых зданий, но не отказываться же от такого щедрого пожертвования.
Сейчас оба здания называются по именам тех, кто пожертвовал деньги на их реставрацию. Концертный зал "Села" отреставрировали несколько лет назад. По своей архитектуре здание напоминает греческий храм в современной интерпретации: спереди колонны, сзади прозрачный фасад. Архитектор - Биньямин Идельсон



Библиотеку проектировал Арье Эльханани (Сапожников). Он был родом из Украины (1898 г.), в Киеве закончил архитектурный курс в Школе искусства и архитектуры, в Харькове входил в группу по разработке революционных агитационных плакатов. В 1922 г. Арье Эльханани приезжает в Иерусалим. Некоторые его проекты: Зал памяти в "Яд Вашем" (вместе с Арье Шароном и Беньмином Идельсон), башня Ган а-Ир в Тель-Авиве, логотип Сил обороны Израиля и Пальмах, 8-метровая бетонная скульптура в стиле русского конструктивизма, известная как "Еврейский рабочий", приуроченная к Шестой Левантийской ярмарке 1934 г. в Тель-Авиве.
В здании библиотеки мы снова видим колонны и прозрачные стены, также на первом этаже есть стена покрытая синей мозаикой. Кроме того на втором и третьем этажах впервые в архитектуре институтских зданий появляются цельные промышленные элементы (целиком отлитые на фабрике): на втором этаже это вертикальные платы на окнах, на третьем - пирамидки.



Еще один новый архитектурный элемент это ничем непокрытый бетон. Это снова влияние Ле Корбузье. Сбоку на бетоне можно увидеть оставшиеся от деревянного каркаса полосы. А горизонтальные прорези сделаны чтобы избежать трещин.



В институте Вайцмана много секретных местечек. Например вот такая дивная тайная тропинка Дана Цура и Липы Яалом.





Тропинка привела нас к зданию студенческого общежития на 82 квартиры, с выходом не только внутри института, но также есть выход и на улицу. Его архитектор тот же Арье Эльханани. Здание построено в 60-х.





Холл общежития украшает рельефная стена Дани Каравана. Дани Караван изучал реставрацию во Флоренции. По возвращении в Израиль он познакомился с бруталистами и решил начать работать с бетоном. Он получил два заказа: южную стену в зале заседаний Кнессета (её тема - Иерусалим) и стену в общежитии института Вайцмана. И работал он одновременно над обоими заказами. Тема стены в общежитии "От древа познания к древу жизни" (מעץ הדעת לעץ החיים). В этой стене два мотива, отражающие соприкосновение человека с природой. Одни элементы символизируют ум и научный подход, второй же мотив представлен органическими и абстрактными образами, которые символизирут интуицию и вдохновение. В этом симбиозе науки и творчества и заключается дух института.





Здание Стоун, это административное здание, построенное в 60-е, архитектор вышеупомянутый Арье Эльханани. Тут мы снова видим цельные промышленные элементы. И вся архитектура здания напоминает Тель-Авивскую мэрию.



Здание Ускорителя Коффлера для изучения ядерных частиц. Это вертикальный ускоритель, который уже с 70-х гг. вышел из употребления. Год постройки этого здания 1959-й, архитектор Моше Харель. Он родом из Голландии (город Ситтард), затем семья переехала в Роттердам. Харель изучал архитектуру в Делфтском университете и закончил учебу в 1940 г. В июле 1942 г., когда нацистская оккупация ужесточилась, семью Моше должны были отправить в Восточную Европу. Домработница-голландка спрятала их среди членов своей семьи, а Моше вступил в голландское подполье и под видом местного фермера саботировал и подрывал деятельность оккупационного правительства и помогал прятать раненых солдат союзников и переправлять их на фронт. За свою работу Моше Арель получил награду от Эйзенхауэра. В 1950 г. репатриировался в Израиль.



Красивая тропинка приводит нас прямиком к зданию.



Снова синяя мозаика и сборный непокрытый железобетон, который когда он запачкался, отштукатурили белой штукатуркой.



Здесь уже использовался стальной каркас, поэтому снаружи бетон выглядит иначе (не полоски, а цельные элементы каркаса). Высота башни-штопора - 57 метров, башни ускорителя - 53 метра. Венчает башню ускорителя "яйцо" 22 метра в длину и 14 в ширину, в котором находится лаборатория и галерея для посетителей. Яйцо напоминает голову человека с глазами.



Наверху



С галереи "яйца" открываются прекрасные виды на институт









Наверх мы поднимались на лифте, а вниз пошли по лестнице, которая тоже очень прикольная.





Бронзовая скульптура перед ускорителем авторства скульптора Сорель Этрог и называется "Король и королева", 1971-72 гг.



Просто клумба



И последнее здание в рамках нашей экскурсии - "Солнечная башня" или сегодня "Центр Персонализированной Медицины" INCPM. Здание было построено в 1988 г., как институт энергетических и прикладных исследований. Авторы проекта - архитектор Моше Арэль в сотрудничестве с художником Дани Караваном. В конце 2013 г. здание было перепрофилировано под Национальный исследовательский центр персонализированной медицины.
Уже с первого взгляда становится ясно, что "Солнечная башня" проектировалась как знаковое здание, которое станет символом института. Здание состоит из четырех бетонных стен, которые как бы льются с неба, и центрального элемента - зеркала. Поначалу тяжело понять, где тут вход. Он сбоку, и правда хорошо замаскирован. Внизу, как и в доме Хаима Вейцман есть бассейн, в котором отражается все здание.


экскурсии, Центр

Previous post Next post
Up