Гуляли мы в основном по следам Тель-Авивских масонов по малюсенькому пятачку в Яффо (от театра Гешер и до старой Железнодорожной станции (Митхам а-Тахана).
Немного о городе. История Яффо насчитывает 4.5 тысяч лет, это древний Ханаанский порт. Однако развитие города начинается лишь в 19 веке. Толчком к развитию города послужила Крымская война (1853-6 гг.), повод к началу которой случился здесь же, в Палестине. Это была драка православных и католиков в Вифлееме.
Турция не дает России выход к Средиземному морю, она выбивает россиян из Крыма, и турки открывают для Европы выход к Средиземному морю в Палестине. Палестину тут же наводняют христианские миссии. Сюда ринулась просто вся Европа, которая переживала в то время кризис христианства. Ожидали то конца света, то когда тот не наступил - прихода мессии. Но мессия придет только в Палестину, поэтому в 1834-35 гг. сюда стали съезжаться миссионеры (а там и бизнесмены), и после Крымской войны это течение усилилось. (Поэтому столько церквей вокруг Кинерета построили именно в те годы.)
За христианами потянулись и евреи, а также арабы. И город начал расти вокруг стен. Граница старого Яффо проходит по улице Йефет, севернее его арабы из Туниса построили район Маншия, южнее вырос квартал Аджами, заселенный арабами-маронитами из Ливана.
Первое христианское поселение в Яффо это американская колония. На этом месте были болота, и арабы там жить не захотели. За американцами в 1868 г. приехали темплеры, и с ними бахаи в Хайфу, и конечно массоны.
Евреи приехали позже: Неве Цедек был основан в 1887 г., Неве Шалом - в 1890 г. и т.д., но это всё были поселения подотчётные Яффо. И вот 11 апреля 1909 г. чуть севернее Яффо на песках Керем Джебали прошла жеребьевка и создалось поселение "Ахузат Байт", из которого возник Тель Авив. Это было первое поселение, спланированное как город, с центральной улицей Герцля и бульваром Ротшильд. Надо заметить, что на месте Сдерот Иерушалаим тогда были пески, а на месте Тель Авива - болота.
В Яффо тогда жило 40 тысяч человек, из которых евреи составляли 6 тысяч. И тут вдруг построили элитный поселок на 60 домов аж с бульваром. Губернатор Яффо не смог вынести такого и чтоб утереть нос евреям решил тоже построить бульвар - сд. Иерушалаим. Он нанял еврейского архитектора Гдальяху Вильбушевича (родом из Гродно, учился в Берлине, приехал в Палестину с первой алиёй). Строили бульвар по принципу шукрун - субботник. Хватали людей на улице и заставляли работать, на стройматериалы собирали пожертвования, деревья спёрли в еврейских мошавах - губернатор не потратил ни копейки.
Назвали бульвар по имени Ахмеда Джемаль-паша - османского военного преступника, ответственного за геноцид армян. Поэтому с образованием государства Израиль бульвар был переименован в Кинг Джордж. Однако после объединения Тель Авива и Яффо оказалось, что в Тель-Авиве уже есть улица Кинг Джордж, поэтому бульвар переименовали сначала в улицу номер 1, а в конце концов в бульвар Иерусалима.
Как тут всё преобразилось
Театральное кафе переименовали. Просто сердце рвётся
На улице Йефет сохранилось здание Англо-Палестинского банка, позже первый филиал банка Леуми, открытый Теодором Герцлем в 1903 г. чтобы финансировать сионистское движение. Вот такое оно было. А теперь его отреставрировали. Но мы до него что-то не дошли, нужно ещё раз прогуляться.
Улица Эйлат тогда была верблюжьей тропой, это была Шхемская дорога (в античности виа Наблус или Флавия Неаполис). А площадь с часами (כיכר שעון) была центральной верблюжьей станцией. Отсюда отправлялись на юг: в Лод, Газу, Синайский полуостров и Египет, и на север - в Мегиддо, Галилею и Дамаск.
Улица конечно выглядит жутко, но все эти старые развалюхи давно раскуплены, и на их месте вырастут новые красивые дома.
На этой улице расположен немецкий квартал Вальхалла (Walhalla) (по названию рая древнегерманских богов), основанный темплерами в 1903 г. рядом с районом Неве-Цедек, между железной дорогой и дорогой в соседний Яффо. Район имел смешанный характер - жилые дома и промышленные предприятия. Немецкие семьи занимались торговлей и ремеслами в Яффо. В этом районе находилось немецкое консульство, фабрика "Вагнер" (Эйлат 61), названная в честь ее владельца Готхильфа Вагнера, на которой производилось оружие для турецких и немецких войск, дислоцированных в Земле Израиля во время Первой мировой войны. Когда Вагнера застрелили и немцы уехали, там устроили завод лифтов "Нехуштан". Теперь там типа галереи с рестораном.
Здание фабрики "Вагнер" до реставрации и после
.
Попадаются и симпатичные домики
Между домом 55 и 57 по улице Эйлат пролегала колючая проволока - это была разделительная граница между Яффо и Тель-Авивом.
Но вернёмся к масонам. И тут мы подходим к истории американской колонии.
Я о ней уже писала, тут
https://shi-ra.livejournal.com/650730.htmlВкратце в 1866 году в Израиль прибыли 157 поселенцев из штата Мэн под предводительством проповедника Джорджа Адамса. Он был по совместительству масон, актер и алкоголик. И каким-то образом ему удалось охмурить 22 семьи и притащить их с собой в Палестину. Тут их поджидали всевозможные тяготы. Землю, о покупке которой они уже договорились, турки им продавать отказались, и они сперва поселились в палатках на холерном кладбище, вследствие чего 9 человек (из которых 6 - дети) вскоре умерли, так что в конце концов путём взяток и т.д. им всё же удалось приобрести небольшой участок земли и установить на нём 17 разборных деревянных домов из 22 привезённых (в лего не хватило частей :)). Выращивать они пытались пшеницу и прочие американские культуры, но с климатом были не знакомы, и ничего у них не росло. Поэтому они чахли и нищали, и года через полтора часть из них уехали, а у другой части не было денег на билеты. И тогда они познакомились с Марком Твеном, который кстати тоже был тоже масоном. Он приехал в Палестину и хотел основать тут масонскую ложу. Услыхал историю американских колонистов, которые не знали, как вернуться домой, и предложил им деньги, если они дадут ему право изложить их историю. По мотивам их истории он написал книгу "Простаки за границей" (Innocents abroad), начал отсылать в Америку отдельные главы, и читатели так прониклись жалостью к несчастным паломникам, что прислали им деньги на билеты домой. Это по Славиной версии. По другой - Марк Твен их встретил на корабле в Америку. В любом случае, почти все американцы продали дома немецким темплерам и уехали.
Марку Твену, кстати Палестина не понравилась, он назвал её "заброшенным и неприглядным краем", а также "безрадостной, угрюмой и скорбной землёй". Наверное так оно тогда и было.
Вот один из оставшихся американских деревянных домов. В нём сейчас музей американской колонии.
Рядом церковь Эммануэль, построенная темплерами. Сейчас церковь в ведении норвежского духовного представительства в Израиле.
Потом мы зашли в Бейт-Эмануэль, поначалу принадлежавший американской колонии, а затем там был немецкий общинный дом. Про него можно прочесть в том же посте по ссылке выше. Добавлю лишь, что во дворе был разбит красивый сад, построенный первым еврейским агрономом, первым учеником и выпускником школы "Микве Исраэль".
От сада остался лишь фикус - остальное вырубили англичане, устроившие в этом месте армейский склад.
Немецкие темплеры были лютеранами, последователями священника Кристофа Хофмана, который проповедовал следовать основным ценностям христианства, в основе идеологии которых лежит семья и община и призывал всех переселяться в Палестину, где надлежит построить Храм Божий. Церковь им стала не нужна, и от церкви их отлучили за неуплату взносов.
Немецкие темплеры продержались в Палестине дольше всех - почти 100 лет. В отличие от американцев, у которых ничего не выросло, у тех все росло. Вклад темплеров в Палестину огромен: градостроительство, проектирование дорог, вино, пиво, сливочное масло. Но закончилось для них все плачевно. Они не чувствовали себя дома и поддержали нацистов, с приходом Гитлера к власти почти все взрослое население вступило в нацистскую партию (их было 17 тыс человек). Кстати, когда объявили бойкот немецким товарам, из бойкота исключили товары палестинских темплеров.
Это раздражало еврейское население и англичан, и как только началась война, всех темплеров (мужчин) сослали в концлагерь в Атлите, женщинам и детям разрешили остаться в своих домах, но установили для них комендантский час.
В 1944 г. англичане обменяли 238 темплеров на 222 еврея из лагеря Берген Бельзен (обмен произошет на Босфоре).
После войны евреи потребовали выгнать темплеров, англичане отказались, и в 1946 г. евреи убили руководителя общины темплеров Вагнера. Тогда англичане увезли темплеров на Кипр, откуда те уехали в Австралию.
Ещё два дома, оставшиеся с тех времен: американский деревянный (дом Фридла. Карл Фридл, владелец магазина для паломников в старом Яфоо купил этот дом в 1869 г. и достроил балкон и чердак) и немецкий каменный дом с арками (его в 1874 г. построил немецкий торговец Эмануэль Брайш).
Слава, сказал, что тут какая-то особая черепица. То ли тосканская, то ли авиньонская, не помню.
Вернёмся снова к масонам. История современного масонства начинается с 1717 г. До этого масонами считались вольные каменщики, которые передавали тайны строительства из уст в уста. Они строили храм Соломона (архитектор Хирам), и такие же каменщики строили все куполообразные сложные сооружения (римский Пантеон, всякие соборы). 24 июня 1717 года была основана первая Великая Ложа, Великая Ложа Лондона и Вестминстера, позже названная Великой Ложей Англии. Масонские ложи вслед за всей Европой тоже потянулись в Палестину. Появление масонов в Палестине происходит примерно в 1860 г. Вместе с Марком Твеном сюда приехал и археолог Чарльз Уоррен, который тоже хотел открыть масонскую ложу. Но основателями Иерусалимской масонской ложи стали американский масон Роберт Моррис, приехавший в 1868 г., а также английский инженер Генри Мондсли и французский еврей Чарльз Неттер (Яков Копель). Евреев в те времена в масонские ложи не принимали (к вопросу о жидо-масонах :), но в Европе нескольких приняли. И Чарльз Неттер как раз был таким масоном, которого приняли в масоны в Париже. Он был одним из создателей и лидеров Всемирного еврейского союза (Альянс ле-Исраэль или Коль Исраэль Хаверим), который строил школы сначала в Марокко, затем в Париже и в наконец в Палестине Чарльз Неттер основал сельскохозяйственную поселение-школу Микве-Исраэль. О ней я писала тут
https://shi-ra.livejournal.com/650162.html Первая Иерусалимская масонская ложа была основана в 1873 г. в Иерусалиме, под покровительством ложи Онтарио. Хартию Материнской ложи царя Соломона («Royal Solomon Mother Lodge») №293 от Великой ложи Канады привез с собой Роберт Моррис. Первым местом встречи израильских масонов стала пещера Цидкияху, которую как раз тогда откопали, и оказалось, что это первая каменоломня, где добывали камень для храма Соломона.
Ещё один масон - выходец из американской колонии Ролла Флойд. Он привез на святую землю не только свой дом, но и кибитку, которую гордо прозвал дилижансом. И когда все американцы уехали, он остался, открыл тут туристическую компанию "Томас Кук" и начал в своем дилижансе возить туристов. Он был первым сертифицированным гидом Османской империи. 1869 г. ознаменовался открытием Суэцкого канала. Это было пышное событие, для которого даже заказали оперу. Верди получил заказ на оперу "Аида", но выполнить он его не успел (он написал Аиду только три года спустя), поэтому на открытии играли "Болеро". Тогда никто еще не бывал в Палестине, но поездка на открытие канала, была прекрасным поводом заглянуть и в Палестину. А тогда здесь совсем не было дорог. И вот для императора Франца Иосифа турки срочно прокладывают шоссе номер 1. И Ролла Флойд тут же стал по этой дороге возить туристов. По сути он проложил дорогу из Тель-Авива в Иерусалим, а также построил в Иерусалиме гостинцу для туристов.
Вот как должен выглядеть всякий уважающий себя гид.
Дом Ролла Флойда - номер 17.
Второе американское семейство, оставшееся на святой земле это братья Дриско. У них у единственных во всей Американской колонии был каменный дом, и они открыли в нем гостиницу с броским названием "Гранд Отель", которая впоследствии была продана темплерам и переименована в отель "Иерусалим".
Нашла свою прошлогоднюю фотографию этого отеля