Экскурсия по теме "Масоны на святой земле" со Славой Шифриным - часть 2

May 03, 2024 17:55

Масоны и евреи.
Евреев не брали в масоны, поэтому они и создали всякие альтернативные сообщества. Например, первая еврейская организация по масонскому типу это созданное в 1843 г. общество "Бней Брит", основанное в Нью-Йорке выходцами из Германии. К концу 19 века вылупилось еще много таких организаций. Например, "Ховевец Цион" (любящие Сион), основанное в начале 1880-х гг. в Одессе. Или в 1889 г. под эгидой одесского общества "Ховевей Цион" было образовано общество "Бней Моше" (сыновья Моисея). Все они приезжают в Палестину.
На старой парковке возле парка а-Месила стояли три дома араба Набульси, и в них располагались штабы этих еврейских организаций. Там заседали "Ховевей Цион", еврейский суд, организация "Бней Моше" открыла тут первую еврейскую библиотеку и клуб "Йешурун", где раз в месяц собирался управляющий комитет города (120 заседающих на 6 тысяч граждан!). 6 июля 1906 г. в клубе проходило очередное заседание и три часа назад сошедший с парохода Акива Вайс, пришёл на это заседание, и предложил построить новое поселение. Для поселения не было ни земли ни денег ни согласия турецких властей. Но на все возражения управленцев очарованный Вайс сказал волшебное "будет хорошо” (יהיה בסדר) и создал комитет для построения "Ахузат Байт", с которого и начался современный Тель-Авив. В 60-х дома Набульси разрушили. Там, где сейчас построили парк а-Месила, была улица миллионеров. И тут было кафе "Леванон", где встречались писатели и поэты.

Дома Набульси



Клуб Йешурун



Масоны строили школы и открывали больницы. В 1890 году Израиль Белкинд основал в Яффо (Неве Цедек) первую еврейскую школу, где были одни русские учителя, но все предметы преподавались на иврите. Мальчики и девочки учились вместе. Школа была закрыта и затем в 1892-3 гг. открылись две отдельные школы, одна для девочек, другая для мальчиков, под эгидой "Бней Моше" и "Ховевей Цион". Школа для девочек стала пионером в использовании иврита. Почему? Иврит был тогда очень бедным языком, и люди опасались, что мальчики не будут знать специальные технические термины, необходимые в будущей профессии. А на девочках эксперементировать было безопаснее. В 1909 г. для школы девочек построили новое здание (теперешний центр Сюзан Делаль). А напротив нее построили школу для мальчиков.

Учителя школы для девочек



На улице Нахума Голдмана была первая еврейская больница. Тогда с медициной в Палестине было очень плохо. Христианские миссии открывали больницы в миссионерских целях в основном в Иерусалиме. И вот в 1886 г. братья Роках, ветеран Яффо Хаим Шемерлинг, и член Билу врач Менахем Штейн основывают «Ассоциацию помощи Израилю». Они арендуют дом, который служит одновременно общежитием, библиотекой и клиникой на 16 коек. Основатель больницы Шимон Роках тоже был членом масонской ложи. На клинике было написано, что она и для ашкеназов, и для сефардов, и для туристов. Однако в 1891 г. клиника обанкротилась и здание впоследствии разрушилось. Опознавательного знака не осталось. Потом (в 1891 г.) Сионистская организация Хадасса открыла в районе Маншия больницу "Шаар Цион", которая действовала до 1921 г. Здание было разрушено в ходе Войны за Независимость.

Кстати о районе Маншия. Он располагался севернее Яффо, на месте сегодняшней Тель-Авивской набережной. Яффо сильно пострадал от Наполеона, и в 1830 г. сюда приехали арабы и христианские миссии на восстановление города. Вместе с арабами приехали и сефардские евреи. Они и были первыми евреями Яффо, еще до всех волн алии. Сефарды жили вместе с арабами. Сегодня от всего района осталось лишь три-четыре дома: музей Герцля, мечеть Хасан бек и пара домов на старой железнодорожной станции. Во время Войны за Независимость весь район разрушили, а арабы бежали. А тех, кто не бежал, эвакуировали англичане, защищавшие Яффо. Из 80 тысяч арабов проживавших в Яффо, осталось лишь 3 тысячи. И не прогадали - их никто не тронул, и все они получили израильское гражданство.

На месте электрической компании (Хеврат Хашмаль) была большая вышка - там искали нефть. А 80-х были еще и ретространсляционные вышки американцев чтобы вещать в СССР. Вбухали кучу денег, но союз распался.



Пришли на старую железнодорожную станцию (Митхам а-Тахана). В 1892 г. в Яффо построили железнодорожную станцию. Паломники в Иерусалим (а больше всего паломников было из России) тогда шли пешком, потом, когда построили шоссе номер 1, они ехали на телегах. Дорога занимала 15 часов. На рассвете выходили от часовой башни, ночевали в Рамле, а наутро шли дальше. Идти можно было только при свете дня потому что дороги кишели разбойниками. Остро назрела необходимость в железной дороге. Но туркам это было не к спеху. Что там какой-то христианский Иерусалим, гораздо важнее было построить железную дорогу из Сирии в Мекку. (хотя я посмотрела, что хиджазская железная дорога была построена только в 1900 г.!)
И вот Иерусалимский предприниматель Йосеф Навон (еврей сефардского происхождения) надавил на турок опубликовать тендер на строительство железной дороги (в 1885 г.), сам же его и выиграл, получив лицензию на строительство и эксплуатацию железнодорожной ветки Яффо - Иерусалим сроком на 71 год, и сам же схватился за голову. В Палестине не было ни инженеров, ни материалов и ничего остального. И тогда он привозит французскую компанию, перепродаёт им тендер, и те строят железную дорогу в Иерусалим, инвестировав в строительство неслыханную по тем времена сумму - около 10 миллионов франков. Строят они очень быстро и хорошо. Основную рабочую силу представляли приехавшие на заработки египтяне. И несмотря на многочисленные трудности: сложный рельеф местности, эпидемия лихорадки и т.д., уже к 1891 г. было завершено строительство перегона Яффо - Рамле, а 26 сентября 1892 г. первый поезд прибыл из Яффо в Иерусалим. Дорога с 15 часов сократилась до 6-и! Почему так долго? Потому что паровоз нужно было заправлять водой. За успешную реализацию этого проекта турецкий султан Абдул-Хамид II пожаловал Навону титул "бей". А в клубе "Йешурун" состоялась торжественная церемония, где Элиэзер Бен-Йегуда предложил называть поезд словом "катар". Но его раскритиковали, и тогда он придумал слово "ракевет".
Затем французские рельсы разрушили, и те что мы видим сейчас это остатки английской колеи. Она другой ширины. И английский поезд доезжал до Иерусалима за 4 часа. Ну а сегодняшний скоростной идет аж 28 минут.

Йосеф Навон



Кстати анекдот на тему ширины колеи, в России. Анекдот неприличный, извините или зажмурьтесь.
Руководителем работ по строительству российской железной дороги был обрусевший немец Петр Клейнмихель. С русским у него было недопонимание. Он обратился к Николаю I с вопросом, делать ли ширину колеи такую же, как в Европе или шире? Николай удивился такому вопросу и спросил: "На... шире?" Немец пошёл к горничным поинтересоваться размером этого самого органа, о коем упомянул царь, и в результате колея в России на 9 см. шире, чем в Европе. :)

С железной дорогой в Палестину приехали очередные массоны, на сей раз французские. Они открыли свою масонскую ложу, в 1892 г.
Один из известных Тель-Авивских масонов был Яаков Эльханан Литвинский, старейший из основателей Тель-Авива. Он был самым пожилым из основателей нового еврейского квартала "Ахузат Баит", на момент жеребьевки ему было 56 лет. И его дом на улице Ахад ха-Ам, 22 стал местом собраний Яффской масонской ложи. Его сыновья потом в честь своего отца и своей семьи построили по соседству с Тель-Авивом целую небольшую деревню. И назвали её "Тель-Литвински" (холм Литвинских). Ныне деревня переименована в Тель а-Шомер.

Ещё один известный масон это Мориц Шенберг - главный часовщик железной дороги. Мориц родился в Румынии и приехал в Палестину вместе с пожилым отцом. У них была с/х ферма. Однако вскоре Мориц заболел, отец был слишком стар для сельхозработ, и им пришлось продать ферму. Однако новый владелец, Исар Гольдовский, разрешил им остаться в доме, пока они не встанут на ноги, и Морис открыл в Яффо часовую лавку, а потом женился на дочери Гольдовского, получив в качестве приданного свою ферму. Зачем я о нем рассказываю? Потому что Мориц подружился с прибывшими в Яффо французскими инженерами-железнодорожниками, и те так его охмурили, что он примкнул к Яффской ложе франкомасонов. А уж те помогли ему получить очень выгодное рабочее предложение - его назначили отвественным за обслуживание часов Яффско-Иерусалимской железной дороги. Его зарплата составляла 40 франков в месяц (средняя во Франции у специалиста такого рода была лишь 10 франков, а тут в какой-то дыре в 4 раза больше!) и он мог всю жизнь кататься на поездах совершенно бесплатно, т.е. даром!



Возле ЖД станции создается промышленная зона. Темплер Уго Виланд в 1902 году построил тут себе дом и завод стройматериалов. Что примечательно, его внук, Курт Виланд в 1938 г. уехал в Германию и вступил в СС. А в октябре 1944 г. он принимал участие в операции Атлас. Целью операции было отравить водные резервуары Тель-Авива и перетравить всех евреев, жителей Тель-Авива, одновременно побудив их к бунту против британских оккупантов. Группу немецких парашютистов, владеющих всеми навыками, необходимыми спецназу, и группу палестинских арабов, хорошо знающих топографию Палестины, и, естественно, местный язык, забросили в Палестину вместе с коробками с деньгами и мышьяком. Однако операция провалилась. Во-первых, англичане о ней узнали. К тому же приземлились парашютисты неудачно, часть денег упало на Иерихон, просыпавшись там золотым дождем, яд унесло в друг сторону. В результате парашютистов поймали, но хотя они и заслуживали смертной казни, их в конце концов отпустили.

Дом и завод Виланда, после реставрации




И незадачливые парашютисты



На старой железнодорожной станции можно посмотреть на остатки оборудования с фабрики Вагнера, о которой речь шла в первой части экскурсии. Не знаю, почему они здесь, фабрика была на улице Эйлат.



Оборудование для фабрики заказывали в Германии





Еще немного Яффо

Срубили дерево, перевернули корневую систему вверх ногами и украсили улицу.



Тут просто мужик налил в бутыль воду и поставил всякие штукенции, которые в ней прикольно отражаются





Лодка застряла в Яффских песках



А потом мы устали и проголодались и пошли обедать в знаменитый румынский ресторан Хаим Нелло (חיים נלו - Haim Nello). Это первый ресторан в Тель-Авиве, где подавали свиные стейки. В 1960 г. приехал румынский еврей, который ходил с тележкой кебабов, а из под полы продавал свинину. Потом раскрутился и открыл ресторан. Я о нем слышала уже очень давно, но побывала впервые. Ах, как там вкусно!



Заказывали румынский суп Чорба и кое-кто заказал мамалыгу. Говорят, вкусно было. А суп и вообще пальчики оближешь.




Стейк я явно зря заказала.



Лучше бы взяла Сашины румынские кебабы - просто восторг! А кое-кто ещё заказывал голубцы. О, это было восхитительно. Кстати, в меню там даже холодец имеется.


Тель-Авив, экскурсии

Previous post Next post
Up