По всему миру прошли выставки к 100-летию революции, и наш музей решил не отставать и приготовил
выставку под названием "Победа над солнцем". На выставке представлены работы из Третьяковки, Эрмитажа, из центра Жорж Помпиду, из частных коллекций. Представлены книги, рисунки, картины, всевозможные инсталляции, как начала 20 века, так и намного более поздние, относящиеся к так называемому периоду второго авангарда - 60-70 гг. прошлого века и вплоть до наших дней. Мне были интересны в основном работы начала 20 века.
"Победа над солнцем" - футуристическая опера Крученых на музыку Матюшина. О том, как группа "будетлян" (новых людей) отправилась завоевывать Солнце. Понимать это следует как победу нового мира над старым, над природой. Написана опера была заумью, с хроматической музыкой и карикатурным оформлением. Опера эта была впервые поставлена в 1913 г., за год до первой мировой войны.
Как вообще зародился авангард.
- Художники считали, что традиционное искусство себя изжило. И зачем вообще рисовать, когда есть фотоаппарат.
- Надо сломать всё старое и построить новое, абсолютно другое. А для этого нужно найти новые формы во всех отраслях искусства: театр, опера, живопись, поэзия и т.д.
Что говорит язык без слов, картина без фигур? Можно ли понять стих, рассказанный на другом языке? Эта опера и была попыткой построить новое искусство.
Декорации и костюмы к этой опере готовил Казимир Малевич, и его "Чёрный квадрат", который всех так бесит, как раз и появился в результате этой работы.
Эскизы костюмов Малевича к опере "Победа над солнцем"
На выставке очень много работ Эль Лисицкого - выдающегося еврейского авангардиста. Начинал Лисицкий как еврейский художник, в 1916-1919 годах он работал в Еврейском обществе поощрения художеств: иллюстрировал книги на идиш, ездил в этнографические поездки по еврейским местечкам Белоруссии, так как считал, что новое искусство должно вырастать из народного; стал одним из основателей «Култур-лиге» - авангардного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства. Но начиная с 1922-23 гг. порвал с еврейством, окончательно решив для себя, что он в первую очередь советский художник.
Например, иллюстрации Лисицкого в книжке "Пражская легенда", выпущенной издательством "Шамир" в 1917 г.
Или Хад Гадья, 1918 г.
Другая детская книжка, оформленная Эль Лисицким.
Последний рисунок Лисицкого того периода - иллюстрация к рассказу "Шифс-карта" из сборника Эренбурга "Шесть повестей о легких концах". В центре рисунка буквы פנ , что означает פה נקבר (здесь похоронен). И с этого момента Лисицкий больше не возвращается к еврейской теме.
1922 г. "Супрематический сказ про два квадрата". Это тот же самый художник!
Это опять вариация на тему "Победа над солнцем", но в отличие от Малевича, у которого люди одерживают победу над старым миром, у Лисицкого это машины и роботы.
Иллюстрации Лисицкого к стихам Маяковского
Лисицкого много посылали за рубеж, т.к. в СССР в результате авангард ушёл в подполье. В 1932-м вообще запретили все художественные кружки, оставив лишь Союз художников, а за границей его работы очень любили.
Другой еврей-авангардист - Натан Альтман. Кто не помнит его портрет Ахматовой?
Портрета на выставке, к сожалению нет, а вот иллюстрированная им книжка о Ленине имеется. Ленин изображён в кубисткой манере - ведь он олицетворяет новый мир.
Иллюстрации Влдимира Бурлюка
Любимая мной Наталья Гончарова
Серия её литографий "Мистические образы войны"
Работа на смерть Ленина 1924г., не запомнила художника.
Опять борьба двух миров: черного и белого, когда чёрный (новый мир) побеждает над белым (старым миром).
Работы более позднего периода. Одна из самых потрясающих, на мой взгляд - "Дверь" Владимир Янкилевский, 1972.
Человек с авоськой заходит в обшарпанную квартиру
и попадает в новый мир.
Меня до глубины души поразили обрывки "Урбинского диптиха", олицетворяющие старый мир.
Или вот работа на тему коммуналок - "Жизнь в шкафу", Илья и Эмилия Кабаковы, 2004 г.
"Красный горизонт" Эрик Булатов 1971-1972 гг.
Дальше пошёл нонконформизм
Инсталляция Вадима Захарова "История русского искусства от русского авангарда до Московской концептуальной школы", 2003 г. Попытка каталогизировать искусство не всегда укладывается в жизненные рамки.
Вот так это выглядит с другой стороны
И внутри. Соцреализм
Нонконформизм
Московская концептуальная школа. Всё по папочкам
Рисунки Павла Пепперштейна
The way of Communication in the Year 5781, 2017. Год-то еврейский.
Lissitzky’s autostrada in the Alps in 2401, 2017.
Pavel Pepperstein, The Malevich Tower.
Работы 2000-х гг. художника Михаила Карасика, посвящённые Малевичу и его "Чёрному квадрату".
"Демонстрация. Рабочие несут рисунки супрематистов"
"Триумф УНОВИСа" (Тайная вечеря в авангардном стиле :)
Ещё работа - фотография роддома с Чёрным квадратом посерёдке. Каждый ребёнок помечен кругом - типа всё общество превращается в супрематическое.
"Риму-Рим!", Андрей Филиппов, 1990 г.
"Бюст в стиле Растрелли" Борис Орлов, 1982 г. Не удивление злободневно.
А Ленин переворачивается в гробу глядючи на это всё.
Click to view
Есть ещё целый архив Михаила Гробмана, есть Зоя Черкасская, но тут моя терпимость даёт слабину.
В общем и целом мне, конечно, не хватило красивых картин, которых имеется с лихвой у тех же русских авангардистов, но потом я пошла на этаж ниже и полюбовалась Пикассо и фон Явленским. Всё равно выставка очень интересная.