Из недавно прочитанного

May 25, 2009 08:55

1. Умберто Эко "Маятник Фуко"



После "Имени Розы" "Маятник Фуко" был для меня полной неожиданностью. Я ожидала некоего детективного повествования, но Эко блестящ и непредсказуем.

"Маятник Фуко" - этакий детектив-пародия, развенчивающий теорию заговора. По замыслу Эко существует План, совершенно грандиозный План, центр управления миром, регулирующих всемирный ход вещей. Автор мастерски переписывает всю мировую историю, очень талантливо переиначивает и даёт новые толкования всевозможным фактам и теориям, проводя читателя по огромному лабиринту ложных связей и параллелей. От его внимания не укрывается ни одна историческая эпоха, ни одна значительная личность, будь то Гитлер, Сталин, Наполеон, Нострадамус или Юлий Цезарь. И всё это для того, чтоб предостеречь читателя от веры в существование скрытых смыслов.

Эко предупреждает об опасности умственной неаккуратности, "рассказывает историю наваждения чтобы осудить наваждение". Ничего этого нет! Маятник Фуко - единственная опорная точка которая противостоит хаосу и определяет строгий порядок круговращения мира. И никаких тайн нет. Никаких тайных планов и замыслов не существует в природе, они лишь услада эрудитов, но восприняты людьми не столь эрудированными, могут стать весьма опасными. Писатель наглядно показывает как по-разному можно толковать исторические факты, и какую опасность представляет попытка безотвественного толкования, как короток путь от жонглирования словами до перехода к насилию. Особенно, если начинает действовать толпа.

Книга мне очень понравилась, хотя она несколько затянута и менее захватывающая чем "Имя Розы". Книга непростая, автор часто отвлекается на традиции и уточнения, приводит тысячи ссылок, от древнейших до современных, от существовавших в действительности, до сфабрикованных им самим, извергая на читателя бесконечные потоки информации, и знаний катастрофически не хватает чтобы постичь всё, чтобы разобраться, понять, где действительно подлинный аутентичный текст, а где - игра разбушевавшейся фантазии автора. Эко показывает, что бесконечные попытки продраться сквозь нагромождения доктрин и знаний, поиски вечной правды - это туманные замки, за которыми мы упускаем главное, нашу жизнь.

2 и 3. Джон Фаулз "Коллекционер" и "Башня из чёрного дерева"




"Коллекционер" - потрясающая книга, напомнила мне Зюскиндовского "Парфюмера", тот же абсолютный эгоизм и чисто потребительский взгляд на всё окружающее у главного героя.

Это история о молодом чиновнике, коллекционирующем бабочек. Однажды он влюбляется в юную девушку, и решает сделать её первым экземпляром в своей новой страшной коллекции. Фаулз не случайно выбирает для своего романа образ коллекционера. Автор противопоставляет коллекционирование созиданию. Он презирает людей не способных творить. А что остаётся таким ограниченным людям? Лишь коллекционировать то, что создано другими.

Повествование ведётся в форме дневников главных героев: Клегга и похищенной им Миранды; коллекционера и "экспоната"; неотёсанного и необразованного клерка и юной и утончённой художницы, ученицы художественной академии; психически больного человека, убежденного в разумности и правильности своих действий и несчастной девушки, пытающейся и неспособной трезво оценить ситуацию и мотивы своего мучителя. Противостояние двух миров: мира материального, потребительского, мира косности и ограниченности, который олицетворяет собой Клегг, и мира красоты, гуманности и жажды жизни, который олицетворён в образе Миранды.

Книга очень хорошая, замечательно написана, читается на одном дыхании, вызвая бурю эмоций: жгучее отвращение к главному герою, сожаление к бедной девушке, и в то же время сознание полной безысходности и неотвратимости происходящего. Ни на минуту не сомневалась я во всей чудовищности развязки этой трагической истории. И так и есть. Даже после смерти Миранды Клегг нисколько не раскаивается в своих действиях, наоборот, он готовится продолжить своё чёрное дело.
Но что мне немного мешает у Фаулза - создаётся впечатление что автор пытается возложить ответственность за действия Клегга на общество, где-то даже оправдывает Клегга, предполагая, что его поступок является результатом плохого образования, агрессивного окружения, сиротства. Но это же чудовищно, никакое дурное общество не может породить такое исчадие ада.



"Башня из черного дерева" тоже очень неплохая повесть. О любви, о жизни, об искусстве. О том, что искусство несправедливо, и как бы человек ни усердствовал, от него мало что зависит, либо он родился со склонностью к крайним проявлениям индивидуализма, либо нет. Автор очень категоричен. Неумеющий ненавидеть, не может и любить, а значит не способен творить. Так и случается с главным героем. Однажды он встречает девушку своей мечты, но боится, и потом он всю жизнь будет стирать из памяти этот день, вообразит, что всё это ему лишь превиделось, что ничего особенного и не было на самом деле. Eму выпал шанс, которым он не сумел воспользоваться, и уже ничего не исправишь, осталось лишь искать оправдание своей глупости.
Отлично написанная повесть, невозможно оторваться. Очень хороший писатель. Буду читать теперь "Волфв" и "Червь".

4. Эдна Энни Пру. "Грехи аккордеона".




Писательница известна как автор рассказа "Горбатая гора", по которому снят одноимённый фильм.
Пишут, что "Грехи аккордеона" самый лучший её роман, за роман "Корабельные новости", написанный в 1994 году, она удостоена Пулитцеровской премии. "Грехи аккордеона" её третья книга и, по мнению критиков, гораздо более достойная. Не знаю, я это читать не могу. Не интересно, скучно, плохо написано.

5. Франсуаза Саган. Повесть "Приблуда" и рассказы из серии "Музыка к сцене".




В юношестве я зачитывалась Франсуазой Саган. Сборник "Здравствуй, грусть" зачитан до дыр. Сейчас откопала в библиотеке небольшую книжечку - повесть "Приблуда" и замечательные рассказы из серии "Музыка к сцене". Мои вкусы не изменились. Чудно, щемяще, волшебно.

6. Эрих Мария Ремарк. "Ночь в Лиссабоне"




Ещё одна повесть о судьбе эмигрантов из фашистской Германии. 1933 году книги Ремарка запретили к публикации в Германии, а пять лет спустя его лишили гражданства, и он с семьей уехал в Америку. Поэтому эмигрантская тема ему очень близка.

7. Эд Макбейн "87-й полицейский участок"




Ну и детективов немножко на закуску. Я люблю хорошие детективы, но читать Макбейна было явной ошибкой. Скучно и предсказуемо.

книги

Previous post Next post
Up