Экскурсия по Мазкерет Батье - продолжение

Jul 06, 2008 18:48

Начало тут


В первый же год жизни поселения (1883) поселенцы начинают строить колодец. Будучи опытными земледельцами для построения колодца они выбирают самое низкое место в посёлке, недалеко от будущего Бейт-мешк-а-барон. И этим первопоселенцы Мазкерет Батьи выгодно отличаются от первопоселенцев Ришон Ле-Циона, например, - людей образованных, но в сельском хозяйстве несведущих, а потому пытавшихся вырыть колодец на вершине холма.

Пройдём между цветущими кустами бугенвилии и перед нами откроется вид на живописный колодец Антилиус. В 1994-м году он был полностью отреставрирован.







Работы по строительству колодца были завершены по всей вероятности к 1884-м году. Подпочвенные были обнаружены на глубине 30 метров. Механизм колодца представлял собой две антилии - множество деревянных коробок соединённых друг с другом железной цепью которая приводилась в движение с помощью системы зубчатых колёс.



Первоначально колодец был деревянным, но при восстановлении часть деревянных частей заменили на металлические.
Мезанизм приводился в движение тягловой силой животных (обычно лошади).



Вода подымалась в деревянных ящиках на крышу здания







и оттуда текла по трубе к бассейну.





Из бассейна воду носили домой вёдрами или при помощи животных.



В 1912-м году был вырыт другой колодец, вода из которого выкачивалась с помощью дизельного насоса. Колодец Антилиус был заброшен, засорился, а впоследствии здание над ним разрушилось, и точное место его расположения было забыто. Но в ходе восстановительных работ 1994-го года первоначальный колодец был обнаружен и заново отреставрирован. Сейчас колодец приводится в действие работниками музея.

Первопоселенцы Мазкерет Батьи жили очень не просто. Газеты того времени отмечают поселение как единственное в Израиле жители которого живут простой крестьянской жизнью тяжёлым трудом добывая свой хлеб насущный. Они сталкивались с огромными трудностями: природными и погoдными бедствиями, уничтожавшими урожаи, а также со множеством ограничений со стророны властей. Лишь к 1930-му году посёлок достиг относительного экономического процветания позволившего ему жить за счёт сельского хозяйства.

В первые годы жизни поселения барон Ротшильд трижды, в 1887, в 1893 и в 1899 г.г. осуществил поездки в Эрец Исраэль. Барон всегда считал свою помощь филантропической и зачастую скрывал своё имя под понятием "ха-надив" - "благотворитель", поэтому существующие в Эрец Исраэль названия, носящие этот термин, относятся именно к барону Ротшильду. В 1900-м году власть чиновников барона ослабевает и барон передаёт управление поселением Еврейскому колонизационному обществу

В 1925-м году барон в последний раз приезжает в Мазкерет Батью. Его опыт удался, и теперь он решает отойти от дел и приезжает попрощаться со своими подопечными. Напоследок он хочет сделать поселенцам подарок. Они просят синагогу взамен старой сильно пострадавшей при землетрясении. Барон приглашает Тель-Авивского архитектора Пинхаса Хайта, того самого, по чьим проектам построены дома Неферстаг (дом 48, 1933 г.) и Ицхаки (домa 89-91-й, 1935 г.) на улице Ротшильд в Тель-Авиве. Пинхас Хайт по заказу барона проектирует роскошную синагогу, строительство которой было завершено в 1927-м году. Синагога была построена в так называемом собирательном стиле (эклектика). Эклектика (эклектизм) (греч. eklektikos - выбирающий) как направление сформировалось с середины XIX в. Суть стиля заключается в механическом соединении разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов в одном произведении. Стиль был распространён в Израиле в 20-х годах, и здания построенных в Израиле в собирательном стиле сочетают в своей архитектуре как восточные так и западные архитектурные элементы.







Вид сбоку



Сегодня синагога барона Ротшильда является главной ашкеназской синагогой поселения. При войне за независимость она служила также полевым госпиталем.



Внутреннее убранство синагоги достаточно нетипично для большинства израильских синагог отличающихся своим аскетизмом.















Напротив синагоги находится школа построенная в 1896 году. Само здание довольно мало и не представляет из себя ничего примечательного, и сегодня в нём находится лишь секретариат школы, а для учеников выстроено новое просторное здание.



К 1931 году в поселении проживало 309 жителей в 70 домах. После Войны за Независимость все земли Мазкерет Батьи перешли к поселенцам, в поселение влились новые репатрианты, оно стало разрастаться, и сегодня представляет собой развитое поселение городского типа. Мазкерет-Батья по праву может служить образцом по сохранению культурных и архитектурных памятников. Местный Поселковый Совет в сотрудничестве с Советом по Охране Памятников Истории и Архитектуры проделали огромную работу по реставрации старинных построек в посёлке. И не случайно многие художники и деятели искусства выбрали Мазкерет Батью местом своего проживания и творчества.
В последние годы посёлок бурно развивается, сельское хозяйство уже давно не является одним из основных источников дохода Мазкерет Батьи, и многие сельскохозяйственные земли переданы под застройку. На сегодняшний день население посёлка насчитывает около десяти тысяч жителей.

В посёлке действует небольшой исторический музей В нём можно познакомиться с бытом первопоселенцев.

Поскольку поселенцы были людьми религиозными они привезли с собой много ритуальных предметов.
Например, Священный ковчег для свитков Торы.



В музее также представлена домашняя утварь, мебель, рабочие инструменты, предметы одежды, посуды, орудия сельского хозяйства























Каждую первую пятницу месяца музей проводит экскурсии по посёлку. Стоимость такой экскурсии - 15 шекелей.
Во время войны за освобождение через Мазкерет Батью пролегал главный путь на Иерусалим. Здесь солдат всегда ждал тёплый приём, ночлег и горячий ужин.
В память о караванном пути (נתיב השיירות) на улице с одноимённым названием установлен вот такой симпатичный броневичок.



А рядом с броневичком находится небольшой Парк барона Ротшильда. В этом парке по традиции представлены 7 видов растений (шиват а-миним), а также различные способы поливки.



К сожалению сейчас парк находится в довольно запущенном состоянии.



В Мазкерет Батье открыты несколько довольно неплохих кафе и среди них я лично могу порекомендовать замечательный ресторан с французской кухней "При магадим", где Вам подадут отличнейшие кальмары и креветки в чесночно-сметанном соусе, а мясо и рыба выше всяких похвал. Правда, места нужно заказывать заблаговременно. Есть в посёлке и небольшая гостиничка.



В марте этого года в Мазкерет Батье проходило торжественно открытие главной улицы посёлка - улицы Ротшильд. В празднике принимали участие местные художники и музыканты. (Приезжала также Юли Тамир, но она меня мало интересовала.)

















Окончание

экскурсии, Мазкерет Батья

Previous post Next post
Up