Экскурсия по Мазкерет-Батье

Jun 11, 2008 18:53

Давно мы собирались и вот наконец побывали на этой экскурсии.




Мазкерет-Батья - посёлок расположенный в 3 км к юго-востоку от Реховота, в районе перекрёстков Экрон - Хулда, на местной дороге № 411. Посёлок был основан 1883-м году при поддержке барона Ротшильда. Именно тогда одиннадцать жителей белорусской деревни Павловка Гродненской губернии прибыли в Палестину и приобрели землю для своего нового поселения.

Но начнём по порядку. Итак, 1881 год, время царствования Александра III. Этот период ознаменовался ужесточением по отношению к евреям и жестокими погромами на юге Российской империи. При этом евреи составляли в черте оседлости около половины населения таких городов как, например, Минск или Могилёв. Многие евреи отправляюся на поиски счастья в Америке, где "золото валяется на дорогах". Именно в эти годы образуется группа "Ховевей Цион" (Радетели сиона), которые видели решение "еврейского вопроса" в возвращении еврейского народа в Эрец-Исраэль и в создании там сельскохозяйственных поселений. В 1882 г. Ховевей Цион начинают концентрировать свои усилия на приобретении земельных участков в Эрец-Исраэль и основывать поселения. Но насколько поселенцы были полны благими намерениями и энтузиазмом, настолько они были бедны и напрочь лишены административного опыта. Разумеется, им требовалась всесторонняя помощь.

Во главе одной из групп "Ховевей Цион" стоял раввин из России Шмуэль Моаливер (Почётный Президент Катовицкой конференции ранних сионистов). Раввин Моаливер призывает к новому виду поселения, поселению сельскохозяйственному, основанному крестьянами, в отличие от более ранних поселений основанными людьми образованными, но к сельскохозяйственной деятельности зачастую не приспособленными. Oн попадает на приём к барону Ротшильду и выступает в качестве ходатая от членов российской группы "Ховевей Цион", которые к тому времени уже приобрели земли четырёх первых поселений Ришон ле-Цион, Рош-Пина, Замарин и Есод а-Маала. Погромы 1881 года ужаснули барона; он впервые увидел в Земле Израиля возможность решить проблему российских евреев. Отныне он решает посвятить своё время и деньги развитию сельского хозяйства Эрец-Исраэль и принимает под свою опеку большую часть поселений, основанных Первой алиёй. Но барон выдвигает раввину Моаливеру условие: первопоселенцы должны уметь с детства обрабатывать землю и согласиться переехать в Эрец Исраэль за свой счёт.

Раввин Шмуэль Моаливер и барон Эдмонд Ротшильд




Заручившись поддержкой баронa раввин Моаливер приезжает в деревню Павловка. Как известно на протяжении многих лет евреям было запрещено проживать в деревнях, приобретать недвижимость и арендовать землю вне местечек и городов. Но именно в деревне Павловка живут простые еврейские крестьяне с детства занимающиеся обработкой земли. Для основания поселения нужно набрать 10 семей, для миньяна, т.к. евреи деревни были людьми очень религиозными. На всякий случай раввин набирает 11 человек (семьи были большие - по 10 человек, всего получилось 110 душ.) Все они были людьми очень простыми, очень религиозными и знающими толк в сельском хозяйстве.




Первопоселенцев-основателей Мазкерет Батьи звали: Яков Эркин, Цви Эркин, Барух Цви Бернштейн, Авраам Яков Гельман, Иехезкель Левин, Яков Лисковский, Моше Малер, Хаим Моше Перес, Дов Родовский, Иегошуа Рубинштейн и Эфраим Школьник.

В 1883-м году 11 первопоселенцев прибывают в Израиль. Они поселяются в ешиве "Микве Исраэль" и начинают искать себе землю. Чиновники барона показывают им земли Ришона, Бей-Шемеша, Латруна, и многие другие места, но они всё отвергают. Им, привыкшим к тяжёлой российской земле, не нравится земля-песок. Чиновники недовольны, барон рассержен, но семьи не соглашаются: или тяжёлая земля, или обратно в Россию.





Но наконец земля найдена - у араба из деревни Акир (Кирьят Экрон) приобретается 2600 дунам земли. Так была основана Мазкерет Батья - любимое детище барона Ротшильда, и не случайно он нарекает поселение именем своей матери Бетти (Батья) (памяти Батьи в переводе с иврита). Надо заметить, что изначально поселение называлось Экрон (Экрон амикраит) по упоминаемому в Библии филистимскому городу, что отражено и в названии соседнего поселения Кирьят-Экрон, но было переименовано по указанию барона и к вящему неудовольствию его основателей-переселенцев, которые ещё многие годы продолжали называть его Экроном.

Мать Барона Ротшильда Бетти Ротшильд



Земля куплена, теперь можно приступить к постройке домов. Турецкие власти не разрешают евреям строить жилые дома, и поселенцы представляют просьбу на постройку хлевов, коровников и курятников - подсобных, хозяйственных помещений, и получают разрешение.

Вот первые небольшие двух-этажные дома, построенные поселенцами в первые годы жизни Мазкерет-Батьи. Домы строились из камня Куркар, который привозили из каменоломни в Гедере. Из-за скученности и тесноты эти первые дома были названы казармами. Всего было построено четыре таких казармы. В них и жили первые поселенцы - всего 146 душ.

Вот одна из таких казарм





В этой казарме также распологалась аптека. На втором этаже жил фармацевт. Дети учились в школе, а затем должны были прийти к фармацевту чтобы получить ежедневную порцию глазных капель и рыбьего жира.
Врач приезжал из Ришона-ле-Циона только раз в неделю, а во время ссор между поселенцами и бароном (о которых мы поговорим позже) и эти визиты прекратились.







Напротив находится наиболее хорошо сохранившаяся казарма семьи Левин.



Согласно турецким законам, стационарное строение, просуществовавшее свыше месяца, сносить уже нельзя. Поэтому впоследствии коровники превращались в законные строения. В 1884-м году мужчины привозят свои семьи, к ним присоединяются ещё 7 семей из других мест, в общей сложности 146 человек, которые и размещаются в казармах.
Улица, на которой построены казармы впоследствии была названа в честь барона - улица Ротшильда, и на сегодняшний день является главной улицей посёлка.

Между казармами стояли общественные здания, например синагога. К сожалению она была сильно повреждена при землетрясении в 20-е годы и впоследствии была снесена. Новая синагога, построенная в 1927-м году расположена на этой же улице чуть дальше.

Вот одно из первых общественных зданий. Оно было построено в 1885-м году и служило конторой чиновникам барона. Позднее в нём распологались общественный комитет поселения, полицейский участок, местный совет, банк, почта, сельскохозяйсивенный комитет. С 1987-го года в этом здании помещается музей поселения.







Здание рядом построено уже немного позднее, когда запрет на строительство домов был отменён. Сейчас в нём расположены симпатичное кафе и ателье по пошиву одежды.



Ещё одна казарма, сегодня небольшой ресторанчик.



Во дворах за казармами проходила вся жизнь поселения.



Здесь варили обеды, мылись и стирали бельё.



По другую сторону двора распологались подсобные помещения.





Сейчас в этом дворике находится уютное кафе.





Вид на подсобное помещение со стороны улицы



А это дом более поздней постройки



Я не могла не обратить внимания на чудные скульптурки животных, украшающие забор и ворота этого живописного дома.











Каждая семья получает по 150 дунамов земли. Они выращивают виноград, хлопковые культуры, занимаются овощеводством. Но такое количество земли не может прокормить семьи, поселенцы просят увеличить участки. Но барон не торопится. Он решает провести эксперимент и приказывает вырубить виноградники и посадить деревья: миндаль, цитрусовые. Поселенцы недовольны, но вынуждены подчиниться.

Следует заметить, что несмотря на поддержку поселенцев, барон Эдмон Ротшильд был человеком властным, и между ним и поселенцами почти постоянно происходили конфликты. Барон действительно очень много сделал для поселенцев. Он финансировал и поддерживал еврейские колонии на протяжении 18 лет, с 1882 по 1900 г.г. Всего он вложил в Эрец-Исраэль около 40 тысяч франков, больше чем общество "Ховевей Цион" за все годы своей деятельности. Под контроль барона попали все сферы жизни переселенцев: забота об их пропитании, образовании детей, о типе сельскохозяйственной деятельности в поселениях, о сортах семян, которые будут посеяны, о разделе земли. Но барон не полагался на членов "Ховевей Цион", небезосновательно считая, что евреи Восточной Европы менее способны к хозяйственной деятельности, чем евреи Западной. Это его отношение проявлялось, например, в том, что поселенцы "Ховевей Цион" не имели права записать землю на своё имя, а должны были записывать её на имя чиновников барона. Это делалось для того, чтобы арендатор понимал, что полученные им деньги являются не более чем займом, который придётся вернуть. Для того чтобы сделать поселения более эффективными, была послана армия чиновников и советников, которая была призвана организовать жизнь в поселении. Люди барона взяли под контроль всю жизнь в поселениях, создали полную опеку над финансовой и духовной жизнью поселенцев. У этой системы были положительные стороны - благодаря ей в поселения текли огромные средства, они помогли им выстоять. Кроме того, контроль чиновников барона позволил создать развитую структуру поселений и даже проводить дорогостоящие сельскохозяйственные эксперименты. Однако, отрицательные стороны системы тотальной опеки иногда перевешивали все её достоинства. Среди отрицательных сторон стоит упомянуть: 1) глубокое отчуждение, которое возникало между прибывшими из Франции чиновниками и большинством поселенцев. Между ними существовали явные идеологические и культурные различия. Еврей-чиновник, воспитанный во французской культуре, с насмешкой смотрел на "примитивного" крестьянина. Чиновник хоть и был евреем, но не был сионистом. Он интересовался только одним - исправным управлением поселением, чтобы удовлетворить желание барона; 2) крестьяне не проявляли личной инициативы, так как получали постоянный месячный доход. Результат был плачевным - крестьянин переставал работать. Работу передавали арабским работникам; 3) чиновный аппарат был чрезвычайно раздут. Возникали многочисленные конфликты, большинство из которых удавалось разрешить только после личного вмешательства барона.

Примером властности барона может послужить один из указов изданных бароном в отношении поселенцев Мазкерет Батьи - указ, предписывающий им разговаривать только на иврите и вызвавший большое сопротивление у поселенцев, людей, для которых иврит всегда был святым языком. Впоследствии благодаря этому указу из Мазкерет Батьи вышло много первых учителей иврита в Израиле. Один из них - Йехуда Гур, составитель словаря Гура.
Известны два главных конфликта между поселенцами и бароном. Первый произошёл в 1889-м году, в седьмой год в жизни поселения - субботний год (шнат а-шмита) - год, когда по еврейским законам земля должна отдыхать. К великому неудовольствию барона поселенцы настаивают на соблюдении субботнего года и отказываются обрабатывать землю. Они вступают в открытый конфликт с бароном и его чиновниками, и барон перекрывает им все стороны жизнедеятельности (даже колодец с водой). Однако поселенцы непоколебимы в своём решении и весь год живут на накопленные деньги.
Второй конфликт датируется 1890-93-м годами, когда поселенцы решают сажать деревья на своих участках в обход распоряжения чиновников барона - высаживать рощи. К тому времени поселенцы ещё не могли успеть выплатить барону все деньги за аренду земли (это произойдёт лишь к 1930-му году) и барон возмущён. Именно тогда он строит шикарный дом - Бейт мешек а-барон (1892), отбирает у поселенцев все их орудия труда и складирует в этом доме. Бунт жестоко подавляется, часть семей изгоняется из поселения.

Бейт мешек а-барон, построен в 1892-м году.



Большой зал внизу служил хлевом и складом с/х орудий и повозок. Внутри был также амбар для хранения пшеницы. В двух боковых башнях жили чиновники барона, садовники и другие служащие. Здание очень хорошо сохранилось до наших дней и практически не нуждалось в восстановлении.



Вид на Бейт мешек а-барон с другой стороны.





Сегодня Бейт мешек а-барон служит культурным центром, здесь проводятся художественные выставки.



Продолжение

экскурсии, Мазкерет Батья

Previous post Next post
Up