Трудно быть богом

May 08, 2007 12:03

"...Добротные каменные дома на главных улицах, приветливый фонарик над входом в таверну, благодушные, сытые лавочники пьют пиво за чистыми столами и рассуждают о том, что мир совсем не плох, цены на хлеб падают, цены на латы растут, заговоры раскрываются вовремя, колдунов и подозрительных книгочеев сажают на кол, король по обыкновению велик и ( Read more... )

книги

Leave a comment

Comments 26

mustela_p_f May 8 2007, 08:51:37 UTC
Очень люблю Стругацких и ТББ вешь очень неплохая, но хочу отметить что братья ни разу ни медиевисты, и по большому счёту арканар и похож так на настоящее время, что писался не по историческим материалам а по личным впечатлениям собственного окружения и размышлениям соответствующим. "Довлеет дневи злоба его" ;-))

Reply

sheser May 8 2007, 10:01:58 UTC
разве здесь речь о медиевистике? ;)

Reply

mustela_p_f May 8 2007, 10:42:38 UTC
Я о том, что под свои идеи братья выбрали псевдосредневековые декорации. И они получились очень "псевдо". И поэтому рассуждения о "непрактичных, далеко обогнавших свой век" вышли не очень убедительно. Так же как и Орден в качестве олицетворения зла.
Антон меня честно говоря не впечатлил - этакий слюнтик чистоплюйный. Хоть и здоровый физически и материально оснащенный. Типичный представитель тупиковой ветви прогрессорства как лабораторной деятельности Института экспериментальной истории ;-))

Reply

sheser May 8 2007, 12:21:07 UTC
что было нужно из Средник веков - взяли, без прикрас.
но книга-то не об этом

Reply


luciferino May 8 2007, 09:59:34 UTC
Очень наивная вещь, как и многие другие произведения Стругацких. Наивно-назидательная. Политические реалии за уши притянуты к параллелям с 20 веком, нацизмом. Нацизм возведен в ранг Вселенского Зла и эпохального, обязательного этапа в развитии цивилизации, который непременно наступает рано или поздно для (!) некоего ритуального испытания её на прочность (в то время как это на самом деле всего лишь частный случай европейской политической жизни 20 века; и в то время как нет ничего целенаправленного в социальной эволюции - иначе мы приходим к идее Творца). Кстати о Творце: религия как первопричина гонений на науки и искусства умело замаскирована и подменена чистой воды политикой. А это ложь: и про религию, и про политику. Например, в гитлеровской Германии науки и искусства процветали: к ним подходили прагматично и потому развивали. Да, была ещё идеология, в которую опасно было не вписываться. Но в Средние века намного опаснее было не вписаться в каноны веры.

Reply

sheser May 8 2007, 10:02:23 UTC
да при чём тут процветание наук и искусств...

Reply

luciferino May 8 2007, 20:29:49 UTC
А причем что-нибудь ещё? Весь пафос романа - только про это: какие бяки власти в этом городе, культуру зажимают. И претензии - исключительно только к светским властям, хотя весь опыт земной истории показывает: светским властям, какие бы людоедские они ни были, никогда не приходило в голову своими руками лишать себя стратегического преимущества в виде наличия в стране мозгов.
В романе прогрессоры не делают вообще ничего, кроме спасения отдельных ученых, изобретателей, людей искусства и т.п. Никаким продвижением общества вперед они не занимаются. Никакого знания социальных технологий не демонстрируют. Так, болтаются, как... цветочки в проруби, время от времени совершают добрые дела. Какое уж там "вмешательство" - они же совершенно беспомощны, ничего не знают и не умеют.

Reply

sheser May 8 2007, 21:12:59 UTC
Я обычный рядовой читатель, куда мне до вашей писательской прозорливости, но я всегда считала, что книга совершенно о другом.

Reply


wombatik May 8 2007, 10:50:44 UTC
Где-то в начале нашего тысячелетия в онлайн-интервью Бориса Стругацкого была дискуссия - кто нами управляет сейчас. Стругацкий считал, что Фриц Гейгер - строгий, разумный, жесткий, способный резко, но эффективно навести порядок. А кто-то, уже не помню кто, все задавал наводящие вопросы про ТББ. Про то, что где "процветает серость, там рано или поздно у власти оказываются черные". Ну, про орла нашего можно и не...

Reply

sheser May 8 2007, 12:22:13 UTC
отец мой покойный орла нашего иначе как доном Рэбой и не величал
и, кажется, угадал со сравнением
особенно по поводу "запутался окончательно и кинулся искать спасения к Ордену"

Reply


ex_zlobmora494 May 8 2007, 17:06:39 UTC
Эх, да, в июле мы делаем нечто по мотивам и идеям ТББ и некоторых других вещей Стругацких....

Reply

sheser May 8 2007, 17:30:52 UTC
От чёрт
я, похоже, в этом году тоже со всеми проектам пролетаю
мы делали "Арканар" в 97-м, но без прогрессоров
получилось э-э-э... странно
была навороченная экономика, в которую люди интересно играли, и, как мне кажется, никакая интрига

Reply

_alina May 10 2007, 16:53:18 UTC
Э, Саша, не видела ты, как прогрессоров разыскивали... :)

Reply

sheser May 10 2007, 20:07:55 UTC
да, меня минуло ;)
а как ты сама считаешь, с высоты времени и опыта, как там было с интригой? она получилоась спецефически арканарской, или всё тоже было бы на любой игре по Средневековью?

Я, кстати, на "Золото Меровингов" сходила.
Приятные вещи попадались, одно жаль - сохранились плохо.
Кубки красивые, фибулы интересные. Некоторые, в форме орла, мне майско-инкские каноны изображения напомнили - очертания похожи. Видимо, специфика технологий обработки материала.
И потряс чудовищный зелёный перевёрнутый колокол, про который было написано, что это "тазик" ;)

Reply


про ТББшности taiko2 May 18 2007, 10:02:00 UTC
Я конечно дико извиняюсь, то есть сами-то мы не местные... Мне вот только показалось, что не о том вы - дамы-господа. Роман читал неоднократно, думаю, - не последний раз (дай Бог!). Мне всегда казалось, что квинтэссенция книги, в том - имеем ли мы право (в книге - земное человечество вообще), пусть даже во имя сколь угодно Великой цели, на насильственные изменения человеческой сущности (в книге - истории отдельной планеты), хороша она или плоха. Много позже на ту же тему уже Борис Стругацкий написал "Бессильных мира сего". Только в центре, - судьба отдельного человека, а не человечества в целом. То есть главое, - это проклятые Вечные вопросы! Почти раскольниковские страдания типа "тварь ли я дрожащая...?". И вот вам, - Институт сравнительной истории. А Румата, - проводник его теорий. И видит он, - что не учли, упустили (в том числе прошляпили ряд постоянно действующих факторов), сердце у него на части, - но что он может? Вот и ходит, - вызволяет из беды кого получается, как наблюдатель-прогрессор снимает на свой "алмаз" всё виденное ( ... )

Reply

sheser May 18 2007, 15:39:54 UTC
На мой взгляд, Стругацкие писали именно об этичности вмешательства. И об эффективности.
Но мне книга ближе и милее другим. В книге ярко выделена идея ценности человеческой личности, её уникальности - именно этой идеей, пусть и полуиллюзорной, несбыточной мечтой, ценная для меня западноевропейсакя современная мысль. Ни Восток, ни раньше Запад интеллектуальной ценности единицы не признавали. И сейчас торговая модель цивилизации погребает эту идею под собой. Потребителю ценным быть и индивидуальным незачем.
А у братьев этот момент очень чётко выписан.

Про Монголию и я знаю, моя мама там в детстве жила.

Reply


Leave a comment

Up