Теория комы. С чего все началось

Dec 09, 2016 09:23

Честно говоря, мне немного странно смотреть на заголовок. Потому что это название не мое. Я вообще предпочитаю называть свои изыскания версиями, вариантами, идеями...

Мы ведем своего рода расследование. У нас есть факты, которые кажутся странными или необъяснимыми, мы ищем объяснения этим фактам. А объяснений может быть и не одно, и не два.

Высказывается версия, которая объясняет какие-то факты, мы смотрим, ложатся ли другие факты в эту версию, а, поскольку сериал не закончен, то есть соблазн проверить, насколько далеко в будущее мы можем продвинуться, и не опровергнут ли будущие события нашу версию. Если опровержение произошло, версию можно легко отбросить (она отработана) и перейти к другой. На то она и версия - штука вероятностная. Может быть так, а может быть иначе.

Автор поста moire_rebma

Посмотрите диалог из «Скандала в Белгравии»:
Лестрейд: Есть идеи?
Шерлок: Пока восемь… Ладно, пускай будет четыре… Пожалуй, две идеи.

А вот из «Большой игры»:
Лестрейд: Есть идеи?
Шерлок: Семь навскидку.

Шерлок легко отбрасывает версии, не прошедшие какие-то известные ему одному проверки. Ему их не жалко. Легко отказывается от идей. Он как будто забрасывает сеть как можно шире, а потом быстро сортирует то, что в нее попалось.

Слово «теория» - более тяжеловесное. Отказываться от «теории» - жалко.
Если бы Шерлок сразу выбрал какую-то идею и стал строить на ее основе какую-то развитую теорию, ему неизбежно пришлось бы заниматься отбором фактов под теорию, вместо того, чтобы строить версию на основе всех известных и вновь становящихся известными фактов.

Впрочем, это лишь вопрос терминологии. Пусть будет «теория».

«Теория комы» (применительно ко всему третьему сезону), «теория лекарственного сна», даже «теория Moire» - будем считать эти названия синонимами. И все названия даны моими читателями.

По поводу последнего названия - тут моя судьба решила проявить иронию и поиграть в слова: это действительно можно трактовать как «теорию муара» в третьем сезоне, ведь по этой теории у нас происходит наложение двух слоев реальности, существующих в разных - как по скорости, так и по направлению - временных потоках, что производит довольно интересный эффект (действительно сходный с муаровым), и наша задача - отделить эти слои друг от друга, рассмотреть их по отдельности.

Важный вопрос: когда мы перешли из простой и понятной однослойной реальности 1-2-го сезонов в двухслойную реальность 3-го сезона? В какой момент это произошло? Причем сразу скажу, что первый слой - реальность 1-2 сезонов - никуда не делась, она продолжает существовать и в 3-м сезоне, просто ее заслонил второй слой - тот самый слой внутренней реальности, состоящий из ассоциаций, обрывков воспоминаний, повторов, необычных смыслов слов, страхов и желаний, увязанных самым неожиданным и причудливым образом, как это и бывает во сне. В какой именно момент второй слой реальности, обладающий структурой и логикой сна, заслонил собой первый, привычный нам слой? И чей это сон?

Возможную точку перехода указать несложно.

В мете «The Reichenbach Fall. Разбор полета» я говорю о том, что в момент удара о бортик грузовика у Шерлока неизбежно потемнело в глазах. Примерно через секунду-полторы он уже лежал на тротуаре, ударившись головой о брусчатку и потеряв сознание. И вот тут прежняя реальность отошла на второй план, сменившись другой реальностью - внутренней реальностью Шерлока. Он оказался как бы заперт внутри себя.

Повторяю, это не значит, что внешняя реальность перестала существовать. Она продолжила влиять на него. Кома Шерлока, судя по всему, была не глубокой. Его тело чувствовало какие-то воздействия, иногда он что-то слышал, как-то реагировал на прикосновения, давление, свет и боль. Внешний мир стучался в его сознание, но из бессознательного состояния все же не выводил. И тому были причины: при падении Шерлок был серьезно травмирован.

Еще в 2012-м году мы с соавтором - уважаемым дайри-юзером Brand Bariman - задумались над тем, какие травмы можно получить, если падать по расписанной нами схеме. Тяжесть и характер травм во многом зависели от случая, они могли быть от совсем легких до несовместимых с жизнью. Весь фокус с использованием грузовика здесь в том, что снижал скорость и смягчал падение - а значит, повышал шансы на выживание. В 3-м сезоне мы потом услышим от Майкрофта замечательное словосочетание «баланс вероятностей» - причем именно в том контексте, который используется и здесь. Но тогда мы, конечно, не знали, что авторы сериала снова сыграют в эту игру с шансами, и о тяжести травм нам пришлось судить по последствиям. Нам же показали Шерлока, издали наблюдающего за Джоном (сцена на кладбище). Значит, он жив и практически не пострадал? У него все получилось? Если бы мы тогда знали...

Вернемся к травмам. Мой соавтор врач, несколько лет отдежурил в приемном отделении больницы, навидался всякого, последствия падения с высоты тоже, естественно, видел неоднократно. Совместно мы определили, что у Шерлока перелом правой руки, возможно, и левой тоже, сломано одно-два ребра, сотрясение мозга. Соавтор настаивал на черепно-мозговой травме - по его мнению, трещина в черепе там есть точно, а может, и что посерьезнее. Я сопротивлялась: это может фатально сказаться на гениальных способностях Шерлока - и нельзя ли как-то обойтись просто сотрясением? Относительно других травм мы прикинули и решили, что ноги, позвоночник и внутренние органы, скорее всего, не пострадали. Правда, насчет внутренних органов все же были сомнения: какие-нибудь внутренние ушибы там вполне могли быть. Если бы мы тогда знали...[2]

На этом нам пришлось остановиться. Потому что характер и тяжесть травм Шерлока зависел от авторского произвола, и повлиять на это мы никак не могли. Мы, как нам думалось, сумели проследить падение, восстановить финальную часть этого падения, но того, что происходило за воротами Бартса, куда было увезено тело Шерлока, мы не знали. Оставалось лишь ждать третьего сезона и надеяться на объяснения авторов. Если бы мы тогда знали...[3]

И вот третий сезон вышел. «Пустой катафалк», казалось бы, отменял все наши с соавтором построения и доказывал, что мы не правы чуть меньше, чем полностью. Мы были, мягко говоря, в недоумении: что это было? Что такое нам показали? Мы ожидали чего угодно, любых роялей в кустах, но никак не три фейковые версии взамен одной, нормально объясняющей происходящее. С этой точки зрения - да, сюрприз удался. Следующие две серии ничего не объяснили и лишь добавили новых вопросов. Сезон был слишком невероятен, чтобы оказаться правдой. Случайные нестыковки действительно могли оказаться случайными нестыковками, но тут их количество превышало все мыслимые пределы и заставляло думать, что все они сделаны нарочно. Мой соавтор отказался в этом разбираться, а мне ничего не оставалось как загнать свои эмоции куда подальше, объявить все замеченные баги фичами и работать уже с этим, вдумчиво и кропотливо.

Прежде всего следовало понять: есть ли в «Пустом катафалке» следы нашей версии падения? На поверхности их точно нет, их было бы заметно при первом же просмотре. Пересмотр принес первые плоды: следы нашего объяснения там действительно есть. Но насколько же они завуалированы!

5 января 2014 года, через несколько дней после показа «Пустого катафалка» и накануне показа «Знака трех» я опубликовала в ЖЖ-соо мету «И все-таки, как?», перепост которой лежит сейчас здесь.

В общем-то, за прошедшие без малого три года кое-какие изменения произошли, я поменяла представления о некоторых вещах, к тому же потом показали еще две серии, так что эта мета интересна разве что для истории, этакий моментальный снимок того дня. И все-таки... именно найденные тогда же следы нашей с соавтором версии убедили меня, что сдаваться рано, рано отказываться от нашей версии падения.

Мы дождались второй серии. И... ничего. Свадьба, новые приключения. Нашлось ли там что-то от Рейхенбаха? Как ни странно, действительно нашлось, прямо по горячим следам. И, как и в первом случае, в ЖЖ-соо появилась мета «Майор Джеймс Шолто и Шерлок Холмс», опубликованная 11 января 2014 года накануне показа «Его последнего обета». Эта мета тоже скорее интересна для истории, чем для излагаемой здесь теории. Но она важна как еще один шаг на пути к возможной разгадке событий.

А еще появилась тема Чертогов. Если в «Пустом катафалке» они были кратковременными, то в «Знаке трех» занимают уже неприлично много экранного времени. Кроме того, вылезла очередная порция логических и сюжетных нестыковок.

И вот что интересно: возникло подозрение, что Чертоги на самом деле заполнили собой весь сезон. Просмотр «Его последнего обета» лишь усилил это ощущение. Наличие там Чертогов уже не удивило, оно было ожидаемо.

А как же разгадка Рейхенбаха? А нам ее снова не дали. Зато там прозвучала музыкальная тема падения. А еще мы узнали о Шерлоке кое-что важное: он никогда не сдается. Даже потеряв сознание, он продолжает искать выход. Сильный дух и сильная воля к жизни. Качества настоящего героя. И еще мы узнали, насколько же важен для Шерлока Джон, если ради него Шерлок оказался способен вернуться с того света.

Все это, конечно, здорово, но... как быть с чувством неудовлетворенности? Загадка Рейхенбаха так и осталась неразгаданной, нестыковки, нелогичности, а временами и элементы фантастики явно превышают допустимую плотность на единицу экранного времени, главные герои сами на себя не похожи, и порой возникает ощущение, что они произносят не свои реплики, с таймлайном творится непонятно что, Шерлок допускает слишком много ошибок, некоторые эпизоды физиологичны до неприличия, но это, похоже, никого из персонажей не смущает...

Что происходит? Это может быть реальностью? Конечно, может, - если это реальность фантастическая. Но у нас-то, вроде бы, нет. Или все-таки да?

Вот мы - реальные люди. Можем ли мы попасть в фантастический мир? Конечно. В воображении, в мечтах, во сне, под наркозом. В так называемом «измененном состоянии сознания». Но всегда ли мы осознаем это? Нет. Далеко не всегда во сне можно сообразить, что это сон, неважно, естественный это сон или наркотический, или вызванный болезнью. Критическое мышление отключается, и сознание воспринимает все происходящее как должное. Но проснувшись, мы все же можем осознать, что видели сон. А почему? Как мы понимаем разницу между обычной реальностью и реальностью сна?

Тут все дело в особенностях работы правого и левого полушарий головного мозга. Это можно, например, посмотреть здесь.
Левое полушарие: логическое мышление, речь, логика, анализ, математические способности, распознание символов, последовательная обработка информации, буквальное понимание слов.
Правое полушарие: интуиция, обработка невербальной информации, пространственная ориентация, музыкальные способности, распознание метафор, работа воображения, мечты и фантазии, художественные способности, одновременная (параллельная) обработка разнообразной информации. Кроме того, эмоции связаны с правым полушарием больше, чем с левым.

Во время сна работа левого полушария угнетена, зато правое продолжает работать - обрабатывать информацию, полученную за день. Обработка информации есть, но нет ее анализа, нет критической оценки. Во сне мы попадаем в мир фантазии и воображения, но распознать и критически оценить это мы не можем - нам просто нечем.

Что мы видим в третьем сезоне? А именно это и видим: доминирующую работу правого полушария в чистом виде. Последовательность событий нарушена, логика событий нарушена, фантастических элементов больше, чем обычно, эмоций тоже больше. Шерлок чаще делает ошибки, но его это не беспокоит, потому что с угнетенным левым полушарием сложновато оценивать критически себя и свои действия. Он действительно стал более «человечным», потому что аналитическая часть его мозга - эта сложная вычислительная не зависящая от сантиментов машина - работает с жутким скрипом. Он стал более эмоциональным, потому что контроль эмоций тоже не работает как надо, а контроль - это опять же функция левого полушария.

Вот пример. Все, наверно, заметили, что в третьем сезоне Шерлок как-то странно дедуцирует. Раньше, в первом и втором сезоне, оценивая человека, он отмечал детали хоть и быстро, но последовательно. И это типично для работы левого полушария: делать последовательную оценку замеченных деталей.







А теперь посмотрите, как он «дедуцирует», когда смотрит на Мэри. Детали появляются целым облаком. Он охватил картину целиком (это работа правого полушария), но не придал значения важной детали - тому, что Мэри лжет (вычленение деталей и их последовательный анализ, а также ранжирование деталей по степени важности - это работа левого полушария).



И прошло много времени, прежде чем он это понял.



Еще пример. Шерлок узнает, что агент Майкрофта перед гибелью успел передать информацию о некой подземной сети. Слово «Underground» в английском многозначно. Шерлок воспринял лишь переносный смысл этого слова. «Подземный» - значит, тайный, законспирированный. Для террористической сети конспирация - штука нормальная. А вот что важно для нас. Восприятие метафор, переносного смысла слов - это функция правого полушария. Левое понимает лишь конкретный смысл слов. До Шерлока со временем доходит, что информация была именно конкретной, и «Underground» - это попросту «подземка», лондонский метрополитен.



Но дошло до него не сразу. Левое полушарие, конечно, пытается работать, оно полностью не выключено, лишь сильно угнетено, и потому в скорости работы сильно отстает от правого.

Еще пример. С той же подземкой и потерявшимся пассажиром.



Шерлок далеко не сразу сообразил, что надо пересчитать вагоны в поезде. Что исчез не пассажир, а вагон вместе с пассажиром.





Правое полушарие воспринимает образ целиком: поезд. Детали - это прерогатива левого полушария. В частности, именно левое полушарие отвечает за способности к математике, даже самые примитивные - за обычный пересчет предметов.

Еще пример. Шерлок забыл номер комнаты, в которой остановился майор Шолто.







Ну, вы уже поняли: номер - это число, числа - это математика, математика - это работа левого полушария, а оно еле-еле пашет.

А вот с музыкальными способностями Шерлока все в порядке, а почему?



Потому что это относится к правому полушарию.

Вывод: что-то случилось с мозгом Шерлока. Левое полушарие его головного мозга практически перестало выполнять свои функции. Этому должна быть причина. И самая естественная причина состоит в том, что Шерлок находится в бессознательном состоянии. То, что мы видим на экране - это продукт обработки информации, полученной ранее. Именно поэтому события третьего сезона так часто параллелятся с событиями первых двух сезонов.

Причиной этого состояния может быть обычный сон либо сон наркотический, болезнь, вызвавшая бред, или травма, вызвавшая кому.

Но мы же видели, где и как Шерлок получил именно такую травму, правда? При падении с крыши. И мы определили, что одно из повреждений - это сотрясение головного мозга и черепно-мозговая травма. А открытые немигающие глаза, как мне подсказали специалисты, указывают на кому 1-й или 2-й степени.



В этом состоянии Шерлок как бы заперт внутри себя. Но кое-какие сигналы из внешнего мира он все же может слышать, чувствовать, ощущать. Эти сигналы его мозг тоже обрабатывает и включает в «сновидения». И по ним мы можем с некоторой долей вероятности определить, что же происходит во внешнем мире. Можем попытаться разделить слои реальности, о которых я писала выше.

Весь третий сезон - это наложение внутренних и внешних событий. Внутри Шерлок ведет интересную, насыщенную жизнь. Снаружи врачи пытаются его спасти. С ним проводят много медицинских манипуляций. Он переносит три, а возможно, и четыре, хирургических операции. Возможно, между операциями рядом с ним ненадолго оказываются его друзья: Джон, Грег, миссис Хадсон, Молли. Разумеется, приходит и Майкрофт. Все они наверняка разговаривают с ним. И что-то из того, что они говорят, Шерлок слышит и по-своему интерпретирует, встраивает в свой сон, который совершенно искренне принимает за свою реальную жизнь. Он уверен, что прошли годы. На самом деле, в наружном слое реальности прошел один день, от силы неделя, и даже с учетом спешла не больше двух недель. Подумайте над этим, попробуйте это осознать. Все внешние события третьего сезона и спешла происходят в июне 2012 года.

Вот как внешние события распределены по сериям.

«Пустой катафалк». Шерлока отвозят в реанимацию. Освобождают от одежды, проводят первичный осмотр, вкалывают противостолбнячную сыворотку и прочие препараты, делают УЗИ, рентген и МРТ. Если он в состоянии клинической смерти - сначала проводят реанимационные мероприятия, запускают сердце и восстанавливают дыхание. Готовят к первой операции и проводят ее. Что за операция? При падении были сломаны ребра и пострадало сердце. Что с ним, я сказать не могу, но работает оно с перебоями. Первая операция - на сердце. К концу серии она закончена. И Шерлока готовят ко второй операции.

«Знак трех». У Шерлока сотрясение головного мозга и черепно-мозговая травма. Вторая операция - на головном мозге. Но органы брюшной полости тоже пострадали при падении. И во время операции на головном мозге в брюшной полости нарастает внутреннее кровотечение (соавтор считает, что это разрыв селезенки или печени), пока еще никем не замеченное и не распознанное. Никем кроме самого Шерлока. Он-то его чувствует!

«Его последний обет». Операция на головном мозге закончена, время заняться сломанными руками. Переломы сложные, по меньшей мере в одну руку - а возможно, и в обе - вставляют штифты. И едва врачи успевают закончить с руками, внутреннее кровотечение приводит к шоку и остановке сердца. Снова реанимационные мероприятия, которые на этот раз не дают эффекта. Врачи, наконец, сдаются и готовы уже объявить о смерти пациента. Шерлок выкарабкивается сам, и хирург замечает, что пациент жив и борется.

«Безобразная невеста». Шерлок перенес уже несколько операций, у него многочисленные травмы, врачи принимают решение поддерживать состояние комы искусственно, с помощью лекарств - «лекарственный сон». Может быть, на несколько дней. Может быть, на одну-две недели. Но когда приходит время привести пациента в сознание, сделать это не удается. Шерлок то погружается глубже, то выныривает и начитает реагировать на раздражители, но окончательно в себя так и не приходит. Врачи ищут причину. Майкрофт сообщает о бывшей в прошлом наркомании брата, дает врачам список того, что Шерлок когда-либо принимал, и, в свою очередь, на правах ближайшего родственника сам требует от врачей список того, что они влили в пациента. Думаю, этими списками он делится с Джоном и Молли - те в силу своих профессий в вопросе разбираются.

И чтоб дважды не вставать, прогноз на четвертый сезон. Возможно, Шерлок не вышел из комы не из-за препаратов, а из-за инфекции. Я вижу две причины. Менее вероятная: недосмотр врачей. Более вероятная: покушение, замаскированное под недосмотр. Когда пациент под капельницей, да еще и не одной, целенаправленно занести инфекцию ничего не стоит. Хотя точно так же ничего не стоит ввести повышенную дозу какого-нибудь токсичного препарата. Люди, заинтересованные в том, чтобы Шерлок никогда не очнулся, вполне могли так сделать.

В следующий раз я начну подробно разбирать третий сезон. Покажу, из каких именно деталей сложилась такая странная картина.

Продолжение следует

URL записи

Шерлок: 3 сезон, clueing for looks

Previous post Next post
Up